Домой из плена возвращались пешком…
- Родительская категория: Новости
- Категория: Культура
- 2479
-
08 Апр 2015
11 апреля - Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Казахстанцы, на чью долю выпали нелегкие испытания, поделились воспоминаниями о тех горьких годах своей жизни.
Именно 11 апреля 1945 года узники Бухенвальда подняли бунт, узнав о приближении Советской армии. По инициативе ООН эта дата стала днем памяти тех, кто погиб в фашистских концлагерях.
В Казахстане с 1990-х годов существуют Казахстанская ассоциация бывших узников фашизма (КАБУФ) и Казахстанский союз бывших несовершеннолетних узников фашизма (КСНУФ). Ежегодно члены этих объединений, которых с каждым годом становится все меньше, встречаются, чтобы почтить память погибших в неволе.
- Я родился в Белоруссии, рядом с Беловежской пущей, - говорит Иван Михайлович Ботян. - Мы, местные жители, подкармливали партизан. Немцы все деревни, которые были рядом с пущей, сожгли. Мой отец ушел на фронт, а меня, мою мать и двух сестер угнали в Германию. Везли нас холодным товарняком. Я попал в Бухенвальд, а перед этим побывал еще в 2-3 лагерях. Нас кормили брюквой, которая сначала вызывала расстройство желудка, но потом нас лечила. Немцы этого не знали, а мы, может, благодаря этому и выжили…
- Мне было 8 лет, когда началась война, - вспоминает Мария Соловьева. - Я жила в селе в 150 км от Бобруйска. Немцы приехали на мотоциклах. А мы же дети, мы ничего подобного еще не видели! И мы побежали за ними, а они стали стрелять кур из пулеметов и собирать их на ходу. Я попала в концлагерь Озаричи на территории Белоруссии. Огороженная в 4 ряда колючей проволокой территория под открытым небом, ни воды, ни еды, у всех вши. Был март месяц, и мы ели снег, это нас спасало. Иногда привозили хлеб, который кидали в толпу, а люди из-за него душили друг друга. Когда подошли советские войска, завязался бой, мы оказались между двух огней: немцы посадили нас в болото как живой щит…
- 14 октября 1941 года немцы оккупировали Ржев, мне было тогда 15 лет, - вздыхает Любовь Корецкая. - Мать-еврейку забрали, отца расстреляли. Я жила с сестрой отца в Ржеве. Здесь располагался лагерь для военнопленных, очень страшный. Пленные жили под открытым небом, их, раздетых, гоняли в лес валить деревья. Тех, кто уже не мог двигаться, на наших глазах расстреливали. В январе 1943 года в деревне Демидово Смоленской области нас загнали в лагерь - территорию с окопами, огороженную замерзшими трупами людей, сложенными штабелями. Мы удрали оттуда в ближайшую деревню, где нас приютили два старика. Но немцы меня поймали и в конце января 1943 года угнали в Германию. Когда стали штурмовать Франкфурт-на-Одере, нас погнали в Берлин. По дороге был налет, и в суматохе шестерым из нас удалось скрыться в лесу. Остальных расстреляли. Трое суток мы скитались, пока не встретили своих. Теперь 24 апреля 1945 года я считаю своим личным Днем победы. В 1956 году я приехала в Казахстан, который дал мне все: я здесь выучилась, стала работать, заслужила трудовые награды, здесь у меня сложилась семья. Казахстан стал моей родиной. В Ржев я не вернусь никогда…
14-летнюю Евгению Лукьян война застала в Одесской области, здесь она попала в оккупацию на два года.
- Нас, школьников, отправили рыть противотанковые окопы, - вспоминает она. - Но через неделю над нами закружили самолеты с черными крестами, а несколько сброшенных бомб уничтожили окопы. Всем было страшно, не только детям. Кто как мог, так и жил. Голодали. В 1943 году после Сталинградской битвы устроили облавы и всех поголовно стали отправлять в Германию. Моя старшая сестра с мамой ушли прятаться, а меня оставили дома - думали, что меня не тронут. Мне было 16 лет, но я была, как щепка. Немцы зашли в дом: «Где мама? - Не знаю. - Где сестра? - Не знаю. - Ну, тогда они узнают, где будешь ты». Февраль, 1943 год, мороз, булка хлеба в сумку - все. Самое страшное, что я помню, - как нас загружали в вагоны, а вокруг - охранники с собаками. Сначала привезли в один лагерь на два дня, потом в другой. Конечная остановка - Бавария. Выстроили нас строем, и местные жители отбирали себе работников. Меня и пожилую женщину забрал один немец к себе на ферму. Работа с 6 утра до 11 вечера. Утром и вечером за скотом ухаживать, а днем - работа в поле. Очень тяжелый труд. Освободили нас американцы. Когда проходили регистрацию, все спрашивали - когда домой? Нам ответили, мол, если хотите, идите пешком. И я пошла через всю Европу домой пешком. Дошла до Кракова, а оттуда добиралась на поездах. В 1954 году я приехала в Казахстан и здесь осталась…
- К 1 ноября 1941 года уже 3 миллиона советских граждан находились в плену у фашистов, - говорит председатель КАБУФ Вячеслав Артемьев. - Судьба узников трагична вдвойне. До того как их угнали, многие прожили в оккупации, что само по себе уже трагедия. А тех, кто после плена смог вернуться, отправляли в концлагеря Союза. Сейчас бывших несовершеннолетних узников в Алматы осталось 62 человека. Это люди-легенды! Если мы сейчас не запишем их воспоминания, мы навсегда потеряем эту живую историю, потому что свидетелей той войны становится все меньше.
Татьяна Соколова.