Политический «шизарт» Мухомора
- Родительская категория: Новости
- Категория: Культура
- 2637
-
11 Март 2015
В феврале в Лондоне прошла выставка «Энциклопедия» Александра Ерашова. Еще совсем недавно казахстанского, а теперь российского художника-графика британской публике представили под псевдонимом «Amanita» (в переводе с латыни - «мухомор»).
После выставки онлайн-журнал «Русский Лондон» назвал его «художником, недавно открытым московскими коллекционерами». Чуть раньше интернет-журнал «Сноб» опубликовал статью «Шесть причин увидеть Мухомор»: «Он строит свой мир, создает свою энциклопедию из смеси европейской и азиатской культур и их преображения в советском и постсоветском пространстве. Художник стремится поместить на лист как можно больше образов, ссылок, намеков и вызвать у зрителя множество ассоциаций. Обилие деталей требует долгого разглядывания и расшифровки. Листы Аманиты собраны в большие серии, где каждая работа сплошь заполнена персонажами, объектами и орнаментами». Но самую яркую рецензию оставил в Фейсбуке Артемий Троицкий: «По скрупулезности прорисовки деталей работы Мухомора напоминают творчество душевнобольных. По нарративу - лекции по истории СССР. По пластичности - изящность мастеров модерна. По настроению - черный юмор. По мерцанию подсознания - эротические мучения. По большому счету - «политический шизарт». Мне нравится. Интересные грибы растут в Актюбинске».
Уточним - Александр родом не из Актюбинска, а из Аксу, где он жил до недавнего времени, где окончил школу искусств, а после - Павлодарский художественный колледж. Но уже с пяти лет его рисунки отмечали на детских выставках и конкурсах.
В трудные для художников годы Александр работал на электростанции. Но все свободное время посвящал графике и за годы творчества выработал свой, непохожий на другие, стиль - сочетание эстетики советского плаката, советской карикатуры и советских журнальных и книжных иллюстраций. Впрочем, порой у Ерашова можно узреть стилизацию под средневековые гравюры и даже древнеегипетскую живопись.
Мастер давно потерял счет своим работам - их несколько сотен, в основном, графические циклы - «Король и шут», «К Пелевину», «Из жизни моллюсков», «Казахские народные сказки», «Мухоморы», «Мы победили Интернет», «СССР - антиучебник антиистории» и т. д.
В Казахстане о нем заговорили в 2006 году после персональной выставки в Алматы, тогда он стал настоящим открытием. В 2010 году Ерашова приняли в Союз художников Казахстана, через три года Александр переехал в Липецк, но духовной связи с Казахстаном не утратил. Сегодня Александру Ерашову 43 года и его работы украшают государственные и частные коллекции не только Казахстана и России, но и Франции, Германии, Голландии и других стран мира.
Мы пообщались с Александром по скайпу:
- Как твои работы попали в Лондон? Ты сам-то был на своей выставке?
- Сразу разочарую - в Лондоне я ни разу не был. Но когда Александрина Маркво, у которой была продюсерская компания «Buro 17», предложила устроить выставку в Лондоне, я, конечно, сразу согласился. Она взяла картин 20-25 из разных серий 2013-2014 годов - «Вожди», «Нефть» - и устроила там выставку.
- На сайте «Русский Лондон» я прочитал, что выставку тебе провела «Bird&Carrot» (в переводе с английского - «птичка и морковка». - Авт.) - галерея-путешественница, появляющаяся с каждой следующей выставкой в новом месте города, страны или мира. Что это за галерея такая загадочная?
- Я подозреваю, что «Русский Лондон» решил сделать себе такой уголок, чтобы показывать в нем свое искусство для своих. Как после революции эмигранты делали что-то свое в Берлине и Париже. В Европе галереи работают так - это кабинет, стол и компьютер. За столом сидит дядька. Перед ним табличка - галерея такая-то. Приходит к нему художник или его менеджер, показывает картинки. Если договорились о сотрудничестве - художник идет в мастерскую за картинами, а галерейщик бежит искать выставочный зал, где их показать. Это не как в Москве или Алматы, где галереи имеют свои выставочные площади. Моя выставка в Лондоне прошла в здании напротив Британского музея.
- На фото с открытия твоей выставки засветился Артемий Троицкий. Ты знаком с ним?
- Мы с ним познакомились в 2009 году в Вильнюсе на сборной выставке художников из разных стран. Я представлял Казахстан, меня на эту выставку привез Юрий Маркович, директор алматинской галереи «Улар». Троицкому понравились мои работы, он пригласил меня в Москву на выставку «ЛИБИДО», там познакомились ближе, пожали друг другу руки, он мне оставил автограф на книжке, минут 15 поговорили и все. Теперь, как выяснилось, он меня помнит, выставку мою посетил, отзыв оставил. Это приятно.
- А почему тебя в Лондоне представили не как Александра Ерашова, а как Аманиту?
- Это их приколы такие, мне самому непонятные. Видимо, псевдоним Аманита более легок англичанам в произношении, чем фамилия Ерашов. Еще в Казахстане я пытался взять себе прозвище Мухомор, но как-то не прижилось. Почему мухомор? Во-первых, мне нравится эстетика этого гриба. Я его рисую постоянно. Да и картинки у меня в таком черно-бело-красном цвете. По убеждениям я красный - православный социалист. Мухомор - гриб ядовитый, несъедобный. Мое творчество, надеюсь, такое же. Мухи - символ грязи, разложения, тлена. В своих работах я давлю этих мух.
Попрощавшись с Александром, я еще раз посмотрел его работы. Вспомнил свое первое ощущение, которое я испытал, впервые увидев его графику на выставке, - это было чувство чего-то родного и знакомого. Вспомнились старые литературные журналы конца 80-90-х годов. Вспомнилась «Московская сага» Аксенова, опубликованная в «Юности» с иллюстрациями Евгения Мациевского, вспомнились коммунистические плакаты 20-х годов и какие-то средневековые гравюры из замшелых фолиантов. За этими потешными рисунками чувствовалось мощное дыхание времени.
Федор КОВАЛЕВ, Павлодар.
Фото Александра ЕРАШОВА.