«Женщине дня» исполнилось 25 лет
- Родительская категория: Новости
- Категория: Культура
- 11527
-
29 Окт 2014
Снимали эту киноленту на «Казахфильме», и в фондах Центрального государственного архива РК сохранились документы, которые могут рассказать о многих интересных деталях картины. «Манифест казахстанского кино»
Этот фильм родился из интересной истории. Молодые режиссеры Рашид Нугманов и Серик Апрымов, уже окончившие к тому времени режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Сергея Соловьева), задумали снять картину по собственному сценарию, который назывался «Он и она». В марте 1989 года художественный совет обсудил и принял литературный сценарий, а авторы получили за него по 2500 рублей и были назначены режиссерами картины. Это была история о молодых людях, которые «находятся в том брожении чувств и намерений, когда еще нет острой необходимости выбора цели. Все герои связаны друг с другом внешне необязательными, но внутренне тонкими и крепкими связями. Ибо все они вступают не только во взрослую жизнь, но и в сложную орбиту искусства <…> Главные герои фильма - Он и Она - находясь в круговороте общений и событий, то удаляясь, то сближаясь друг с другом, дают нам возможность почувствовать особую ауру своей среды. Своих сверстников, ощутить в неброском течении бытовых реалий одухотворенность поиска собственного Я…». Как написано в заключении худсовета, «молодые режиссеры мыслят свой будущий фильм и как творческую программу объединения «Алем», и как некий манифест молодого кино Казахстана». Однако буквально спустя три месяца на стол директора киностудии «Казахфильм» легло заявление следующего содержания: «Мы, Нугманов Рашид и Апрымов Серик, <…> по глубокому размышлению решили отказаться от постановки полнометражного художественного кинофильма «Он и Она»… Договор с режиссерами был расторгнут, а те, в свою очередь, вернули киностудии выплаченный за сценарий гонорар. Картина «в связи с творческой командировкой по линии Союза кинематографистов Казахстана тов. Апрымова» была поставлена на «консервацию».
«Саша» - Друбич, «Андрей» - Абдулов?
Спустя месяц к картине был прикреплен новый режиссер - Александр Баранов, а сценарий начали писать заново. Его авторами стали сам Баранов, Бахыт Килибаев и Алексей Павлов. Новый сценарий приняли быстро. Г. Хоменчук сказал: «Сценарий не потряс меня, но понравился профессионализмом. <…> Привлекателен сюжет, ясный и простой, как и атмосфера всего сценария…». Главный редактор «Казахфильма» Дюсенбек Накипов высказал следующее мнение: «Сценарий прочел с огромным интересом. Конечно, не хотелось бы такой развязки, как это в фильме. Поскольку очень жаль парня, в целом хорошего и доброго. Но финал по-своему интересен и логичен. Нравится атмосфера города, т. е. есть платформа, на которой происходит действие, которая служит стилистическим символом…». «Сценарий читается с неослабным интересом, на одном дыхании. Стройность и художественная наполненность сюжета, острота фабульного построения, наполненность действия, остро закрученная завязка, думаю, вызовет неослабный интерес у зрителя к происходящему в дальнейшем. <…> Сценарий с четкой и ясной драматургией, без морализаторства и лозунговости, этим он мне очень импонирует. Кроме того, в нем смешаны жанры мелодрамы и триллера. И если он к тому же наполнится сценами с юмором и иронией - цены ему не будет. Это позволит зрителю где-то отвлечься и чуть-чуть расслабиться от напряжения. Я считаю, что сценарий и режиссер готовы к запуску», - вынесла свою оценку Теплицкая.
Сценарий был утвержден. На 20 июля назначили старт подготовительного периода, а к 29 декабря создатели должны были предоставить уже готовый фильм. В архиве есть документ - «Расчет на оплату кино и фотопроб по к/ф «Он и Она». Неизвестно, действительно ли были пробы с этими актерами, но судя по всему, на главные роли рассматривали следующие кандидатуры: Александра - М. Яковлева, Т. Друбич; Андрей - А. Абдулов. В августе 1989 года на роли были утверждены Алика Смехова, Алексей Розенберг и Вадим Ефимов. В декабре рабочее название «Он и Она» было заменено на «Женщина дня».
В заключении, подписанном руководителем худсовета и главным редактором Дюсенбеком Накиповым, было сказано: «Картина сложилась как мелодрама с элементами триллера. Главная героиня Саша - тип современной молодой женщины, личная жизнь которой как-то более-менее устроена. Но неожиданно в ее быт врывается незнакомец. Как всякая женщина, вначале Александра проявляет к нему любопытство, затем - неподдельный интерес. Но рациональность двигает ее поступками: ей нужно все знать о парне. В итоге она становится невольной виновницей его гибели. Актерский состав - в основном непрофессионалы - справился с поставленными задачами. Особо следует отметить работу оператора и художников картины…».
На экраны страны фильм «Женщина дня» вышел в октябре 1990 года. Наряду с такими лентами, как «Курьер», «Асса», «Игла», он стал отражением эпохи перестройки. А песня из фильма «Я зову вчерашний дождь… » стала хитом.
Алика Смехова сделала карьеру актрисы, певицы и телеведущей. Алексей Розенберг, который не только снялся в кино, но и был художником-постановщиком «Женщины дня», впоследствии снялся еще в нескольких фильмах. Также он занимался проектировкой домов, а в начале 90-х годов стал заниматься режиссурой рекламных роликов и клипов. Актерская карьера Вадима Ефимова, к сожалению, не сложилась.
Автор благодарит за предоставленные документы и помощь в создании материала Центральный государственный архив РК. Стиль текстов в документах сохранен.
Татьяна СОКОЛОВА.