Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Пт11222024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:

Как Верном занимались благотворительностью

altБлаготворительное общество города немало сделало для неимущих и попавших в беду горожан

Как писал Епископ Неофинт, «потребность в благотворительной помощи в Верном весьма ощутима и настоятельна, ибо при отсутствии приказа общественного призрения и земства и за неимением в недавно основанном городе зажиточных старожилов и вообще людей состоятельных, бедность и нищета не находят себе помощи даже в самых крайних случаях частных бедствий». Было время, когда местная администрация отпускала экстраординарные суммы, полученные от военного губернатора и уездных начальников, но с 1882 года помощь прекратилась. «Вследствие этого прибывшие в область из отдаленных мест и не имеющие здесь ни родных, ни знакомых ремесленники, промышленники и всяких сословий лица в случае болезней и других несчастных случаев с ними и их семействами оказываются в самом несчастном и безвыходном положении, не имея часто не пищи, ни крова, ни одежды. Бывали случаи, что само погребение умерших неимущих встречало затруднения за неимением средств. Неимущие сироты с 1879 года призреваются в детском приюте, содержимым особым благотворительным комитетом. Для призрения же бедствующих взрослых, больных и калек не имеется ни учреждений, ни средств», -писал Неофинт.

В 1884 году в городе было создано Верненское благотворительное общество. В декабре был утвержден Устав Общества. Целью Общества была помощь неимущим и бедным города Верного «доставлением одежды, пищи и крова не могущим приобретать таковую собственными трудами, оказание врачебного пособия, снабжение лекарствами, призрением и воспитанием бедных детей, особенно сирот; доставлением бедным средств для возвращения на родину и отпуском средств на погребение неимущих». Общество состояло из членов почетных, действительных и членов-благотворителей. К действительным членам относились лица, внесшие в Общество единовременно не менее 300 рублей или обязавшиеся платить ежегодный взнос не менее 10 рублей. Лица, делающие единовременные пожертвования или постоянные взносы в пользу Общества в меньших размерах, считались членами-благотворителями.

Согласно Уставу, «средства Общества составляют: а. из ежегодных постоянных взносов членов общества и благотворителей, и б. единовременных пожертвований, как членов, так и посторонних лиц, деньгами и вещами. Управление делами Общества принадлежит благотворительному Совету и общему собранию членов. Общие собрания делились на чрезвычайные и годичные, в январе каждого года. Благотворительный Совет состоит под председательством Военного губернатора Семиреченской области, помощника председателя, избираемого на один год, и семи членов. Ежегодные отчеты публикуются в местных областных ведомостях».

В списке членов-учредителей значились епископ Неофинт, внесший 50 рублей, генерал-майор Фриде (10 р.), купец И. Лутманов (25 р.), купцы Быков, Уточкин, Круглов, Горчаков, Пугасов, Абулвалиев (возможно, тогда известный потом купец Габдулвалиев был записан неправильно) и другие (по 10 рублей).

Сами мы не местные, помогите…

С образованием Общества на его членов посыпались просьбы самого разного характера.

Одними из первых счастливиц, которые получили помощь, были жена и вдова канцелярских служителей: жена отставного канцелярского служителя Александра Арыкова получила на «экипирование дочери, учащейся в училище, единовременно 6 рублей». А вдове канцелярского служителя Анисьи Плотниковой решили выдавать на пропитание 2-х детей ежемесячно по 5 рублей в течение полугода.

В марте 1885 года основателя Верного генерала Колпаковского приняли в почетные члены Общества. После этого он писал Его Превосходительству А. Я. Фриде: «Милостивый государь Алексей Яковлевич! С удовольствием принимая на себя звание почетного члена Верненского благотворительного общества, долгом считаю покорнейше просить Ваше Превосходительство передать мою искреннюю признательность членам вновь возникшего общества, почтивших меня избранием, а также душевное пожелание ему возможных успехов в делах благотворительности. С совершеннейшим почтением и преданностью имею честь быть Вашего Превосходительства покорнейший слуга Гер. Колпаковский».

В том же году «мастера типографского дела оренбургский мещанин Петр Александров и тульский Илья Федуркин, оставшись без средств к существованию, обратились с просьбой отправить их в Ташкент, где они надеются приискать работу. Имея ввиду, что оба просителя не особенно надежные люди в смысле трезвости и что выдавать им деньги на руки было бы риском, с другой стороны, признавая, что, лишившись работы здесь, при малом развитии типографского ремесла, положение их крайне бедственно…», дали им арбу, а сверх того - пять рублей «в кормовое довольствие».

Шедевром эпистолярного жанра тех времен можно назвать следующее обращение:

«Потеряв службу, потеряв прежнюю свою добрую репутацию, я достойно наказан за все. Но яма, которою я так скоро и безотчетно сам вырыл себе, к сожалению, служит явной гибелью целому семейству, а больше всего - двум моим несчастным малолеткам: сыну и дочери. Не имея раньше и не составив себе на службе никакой на будущее время материальной поддержки, я жил исключительно только службою, лишившись которой я буквально лишился куска хлеба. В доме - последние два рубля, и места здесь достать я себе не могу, семейству грозит голод, а через несколько недель - лишение крова. Подобное несчастие, как совершающееся в тиши, между четырьмя стенами, несчастие без видимого разрушения, никого конечно, не трогает. Потому что, обыкновенно, безусловно доверяют только несчастию живописному, эффективному, покрытому безобразными лохмотьями и просящему подаяния. Благоволите дать возможность занять какое-либо место в одном из административных учреждений, или же окажите последнюю милость предоставлением средств к немедленному выезду в Ташкент, где есть шанс с помощью старых друзей заработать честный кусок хлеба. Уволенный от службы Поручик Зелинский». Ему выдали на проезд и расходы 70 рублей уже через пять дней после прошения.

Среди просящих были и такие, кто желал вылечиться. Так, запасной станционный смотритель Степан Арыков писал: «страдаю с давних пор хроническим ревматизмом, который усиливается ежедневно при всякой перемене погоды, производит вредное впечатление. Оконечности обеих рук поражены, левая почти совсем без действия, правая, хотя и действует, но плохо, в голове и левом боку бывают припадки, хотя и периодически, но в довольно острой форме. В ногах чувствуется постоянная боль». Пролечившись месяц в госпиталях, Арыков не получил никаких результатов. Врачи посоветовали лечение минеральными водами в Токмакском уезде, и смотритель обратился в Общество с просьбой дать денег. Оплатить все лечение Общество не смогло и выделило ему около 30 рублей.

Помощь денежная, материальная и моральная

Из отчета за 1885 год следует, что на момент создания Общества в кассе было 3 856 р. 62 к. Расходы наalt постоянные ежемесячные выплаты 8 лицам составили 532 р. 44 к. и на единовременные вспомоществования - 788 р. 19 к. Единовременные пособия были выданы 74 лицам. Наименьшая выдача - 1 р., наибольшая - 70 р. Пособия давались: на похороны умерших, на пропитание, по случаю болезни, на лечение, на путевые расходы желающим выехать в места жительства родственников (5 семей), на заведение теплой одеждой. Кроме жителей Верного были случаи вспомоществования лицам, живущим в станице Сергиопольской и в г. Пишпек.

Кроме денежных пособий, как написано в отчете, «Совет не отказывал в содействии к удовлетворению просьбой бедствующих путем сношений с разными учреждениями в выдаче следующим пенсий и денежных выдач. Такие сношения делались по прошению 4 лиц и по трем увенчались успехом. Между прочим, по ходатайству совета Верненская городская дума назначила ежемесячную пенсию в 3 рубля рядовому Раскатову, получившему увечье на службе в пожарной команде».

К 1 января 1886 года количество членов Общества увеличилось до 90 человек, что сказалось и на кассе: в ней было процентными бумагами по номинальной цене - 13 950 р., наличными - 674 р. 77 к., сериями - по 1700 р. Всего - 16 324 р. 77 к.

С увеличением деятельности Общества его члены стали запрашивать данные о положении нуждающихся у полицеймейстера или у станичных атаманов.

В то время стали выдавать помощь семьям тех, кто ушел на войну, пострадавшим от землетрясений. По-прежнему было большое количество женщин, оставшихся на руках с детьми без средств к существованию. Давали небольшие суммы и на открытие собственного небольшого дела.

В 1891 году Общество провело 11 заседаний, рассмотрело 77 ходатайств. По девяти из них были выданы ссуды от 10 до 200 рублей на равные сроки под ручательства благонадежных лиц. Двадцать семейств получили единовременные пособия - от 1 до 25 рублей. Семь семей - постоянное пособие от 1 до 2 рублей в месяц. Двоих неимущих отправили на средства Общества в Ташкент. За восемь семейств Совет ходатайствовал перед другими учреждениями. Но при этом тридцать одному просящему было отказано, «ибо имели способность к личному труду или по другим причинам».

Автор благодарит за предоставленные документы и помощь в создании материала Центральный государственный архив РК.

Стиль текстов в документах сохранен.

Татьяна СОКОЛОВА.

Поделиться ссылкой

Добавить комментарий

     

Защитный код
Обновить