Первый телефон зазвонил в Верном в 1912 году
- Родительская категория: Новости
- Категория: Культура
- 17842
-
03 Дек 2012
В этом году абоненты и работники городской телефонной связи могут смело отмечать столетие телефонизации города.
Первые заседания Комитета по постройке телефонной сети в Верном состоялись 13 и 25 января 1912 года. Председательствовал Городской голова Я. С. Щепкин. На заседаниях обсуждали технические вопросы, в частности, делать ли сеть по одно— или двухпроводной системе. Первая имеет массу дефектов, например, при переводах слышны посторонние разговоры, вторая вдвое дороже. Решили на таком важном нововведении не экономить.
Поначалу постройка центральной станции намечалась на месте Колпаковского училища, но потом ее перенесли к Верненской городской управе. Кстати, в комитет входил и военный инженер, полковник А. П. Зенков.
Через десять месяцев телефонная сеть была установлена.
В документе от 25 октября 1912 года записано: «Мы, нижеподписавшиеся: начальник почтово—телеграфной конторы Верного, титулярный советник В.С. Белоусов, станционный механик той же конторы В. И. Самойлов, линейный механик той же конторы И.И. Стуценко, член городской Управы С. Ф. Кирьянов и строитель городской телефонной сети военный инженер—капитан М.П. Попов на основании предписания начальника Туркестанского почтово—телеграфного округа от 2—го октября 1912 года свидетельствовали вновь построенную в Верном городскую телефонную сеть».
На городской телефонной сети был установлен «коммутатор мюльтипль с местным полем на 120 номеров и многократным полем на 1600 абонентов системы Эриксон».
Имеются подробные техническ
ие данные, из чего и как выполнены предохранители, где и как проложен подземный телефонный кабель, и что воздушная сеть выполнена из бронзовой проволоки диаметром 1,2 мм.
Первые абоненты — купцы и доктора
В числе первых абонентов телефонной связи в Верном оказались, конечно, люди непростые. Телефоны установили в доме епископа Туркестанского и Ташкентского, в конторе и магазине Пугасова, в отделении Сибирского торгового банка, колбасной Брехлера, Переселенческой больнице, магазине Грязнова, электротеатре «ХХ век» Сейфуллина, доме и магазине купца Габдулвалиева, мужской и женской гимназиях Верного, Иверско—Серафимовском монастыре, Туркестанской духовной консистории, на лимонадном заводе и в конторе Шахворостова, в редакции Областных ведомостей, в квартире полицеймейстера, чайной фирме Вогау, у прокурора Окружного суда Исаенко и у статского советника Брызгалова, в Верненском сыскном отделении, а также в других магазинах и городских учреждениях, квартирах докторов и нотариусов, парикмахерских и аптеках.
Абонентная плата за телефон имела небольшую разницу: если телефон устанавливали «в частной квартире для личного или семейного пользования — 50 рублей, во всяком другом помещении, предприятии, вокзале для коллективного пользования — 60 рублей». Это при условии, что помещение, где будет установлен аппарат нового времени, находится в радиусе 2 верст от центральной станции по прямому направлению. В противном случае абонент должен был доплачивать за каждые 100 саженей расстояния 3 рубля.
Были и так называемые абоненты на особом положении, которые не платили за пользование телефоном. К ним относились начальник Верненской почтово—телеграфной конторы, Городская управа, городская больница, Городской общественный банк, Городской голова, доктор Рязанский, производственный рабочий Самойлов, почтовая контора, некоторые другие лица.
По телефону не выражаться!
Смета расходов по эксплуатации телефонной сети с 1—го сентября по 31—е декабря 1912 года включительно, помимо очевидных трат — на отопление здания центральной станции (имелись 2 утермарковских и 1 русская печь), освещение и поддержание чистоты в помещениях — включала в себя и такой пункт, как «расходы на удовлетворение дежурных телефонисток чаем и сахаром — до 6 рублей в месяц». Центральная станция работала круглосуточно.
Многие правила пользования телефонной сетью, принятые в далеком 1912 году, применяют и сейчас. Так, «Верненская телефонная сеть устраивается для сношений между собой лиц и учреждений, находящихся как в черте города Верного, Семиреченской области, так и в окрестностях его».
По достоинству оценивая коммерческую жилку местного населения, в Условиях пользования телефонной сетью абонентам запретили передавать за плату установленный у них аппарат в пользование посторонним лицам.
Учли разработчики и моральные стороны вопроса: «Передача посредством телефонных аппаратов сведений, содержание коих противно законам, общественному порядку, нравственности и неприлично по выражению, не дозволяется», значилось в правилах.
Концессионер был обязан принимать меры к ограждению сношений абонентов от разглашения, но при этом «ни Правительство, ни концессионер не отвечают за убытки в делах абонентов от каких бы причин при пользовании им телефонным сообщением таковые убытки не произошли».
Помимо телефонных услуг, абоненты получали возможность передавать телеграммы в местную почтово—телеграфную контору и получать их так же — по телефону. Оплачивали такие телеграммы по 10 копеек за штуку, независимо от количества слов.
Можно было также за отдельную плату установить второй аппарат, особый индуктивный звонок и прочее.
Неизвестны имена первых телефонисток, сохранились только документы от 1917 года: «Верненская городская Управа постановила: зачислить гражданок М.В. Гурьеву, М. Сергиенко, А. И. Свинину и П. Кутелеву ученицами на телефонную станцию. Заведующий Верненской городской телефонной сетью И. Розов».
Город Верный не отставал в развитии от многих крупных городов России, и новые веяния мировой моды и технического прогресса зарождающегося ХХ века очень быстро появлялись и проникали в жизнь верненцев.
Татьяна СОКОЛОВА