ПЕСНЕ «АЛИЯ» - 40 ЛЕТ!
- Родительская категория: Новости
- Категория: Культура
- 4357
-
08 Фев 2017
Сейдоллы Байтереков и Роза Рымбаева
История легендарного хита 70х началась в… книжном магазине.
В 1977 году на фестивале «Золотой Орфей» в Болгарии хрупкая казашка с мощным голосом взорвала зал. Это была Роза Рымбаева с песней «Алия», которая взяла Гран-при. Песня на казахском языке вмиг стала популярной по всему СССР (редкий случай в советской эстраде!), в том же году ее признали «Лучшей песней года». А никому не известная Роза Рымбаева стала на тот момент третьей по популярности после Пугачевой и Ротару.
Написали песню поэт Бакир Тажибаев и композитор Сейдолла Байтереков. Историю создания уникальной песни нам поведала Ляззат Аханова-Байтерекова, супруга композитора:
- Сейдолла рассказывал, что мотив долгое время крутился у него в голове. Он засыпал и просыпался с этой мелодией. Как-то зашел в книжный магазин и ему попался сборник стихов Тажибаева. Первое, что прочитал, - стих «Алия», посвященный Алие Молдагуловой. Дальше читать не стал, понял - это то, что он искал, - вспоминает Ляззат Музарафовна. - Сейдолла познакомился с поэтом и поделился своей идеей. Потом они долго сидели возле пианино, бормоча и напевая что-то.
Мало кто помнит, но первой «Алию» исполнила Нагима Ескалиева. Как-то во время репетиции в зал зашел Таскын Окапов, руководитель группы «Гульдер», в которую недавно пришла Роза Рымбаева…
- У Таскына была «чуйка» на такие вещи, если бы сейчас он был жив, стал бы идеальным продюсером, - уверена Ляззат Музарафовна. - После оглушительного успеха песни в исполнении Розы Рымбаевой к Сейдолле подошла Алла Пугачева и многообещающе заявила: «Ты не туда пишешь. Ты сюда пиши…». Но он отказался, понимал - это не его стихия.
Когда Ляззат познакомилась с будущим супругом, она понятия не имела, кто перед ней.
- Я тогда пела в ансамбле, и худрук сказал, что один композитор ищет исполнительницу для своей новой песни. Увидев меня, Сейдолла спросил: «Вы чистая казашка?» А я была бойкой и на язык острой, и, абсолютно не смущаясь, подколола: «Конечно, чистая. Каждый день моюсь!» Позже, когда мы уже встречались, он спросил: «А ты знаешь, кто автор музыки «Алии»? Он перед тобой». Я буквально выросла на этой песне, когда училась в школе, «Алия» звучала по радио из всех окон. И я не сразу поверила ему. При этом Сейдолла был очень скромным, именно его душевные качества, чистота и порядочность меня покорили. Кстати, я никогда не ревновала его, несмотря на бешеную популярность. Он не давал повода...
- Сам композитор считал «Алию» своей лучшей песней?
- Нет, абсолютно не зацикливался на этом. Позже было много других песен, которые знает вся страна. Сейдолла был универсальным музыкантом, писал музыку к кино, симфонические произведения, эстрадные песни, которые облетели мир. В последние месяцы перед смертью работал над оперой «Абылай хан».
Ляззат Музарафовна считает супруга своим духовным учителем, который оберегает ее даже сейчас:
- Сейдолла был провидцем. Перед смертью он сказал, что будет «присылать» мне хороших людей, которые помогут в трудные периоды жизни. И когда у меня сложности, мысленно задаю ему вопрос и получаю ответ. А еще он всегда говорил: «Храни мои записи. С тебя потом за них будет спрос…»
Этому последнему наказу супруга Ляззат Музарафовна следует много лет. И в эту пятницу в Алматы состоится вечер памяти композитора Сейдоллы Байтерекова, в котором примут участие более 30 артистов.
- Сейдолла оставил после себя около 30 произведений, казалось бы, они уже петы-перепеты много раз. А я поражаюсь, что каждый раз они звучат по-новому. Очень рада, что молодые исполнители вносят что-то свое, пропуская через сердце. Думаю, Сейдолла был бы рад. Мне кажется, придет время, когда «Алия» тоже зазвучит и раскроется по-новому. В ней очень много разных смыслов на самом деле…
А еще в планах супруги - поставить мюзикл по произведениям Байтерекова, где будет отражена история нашей страны.
Карлыгаш НУРАЛИЕВА.
букмекерских конторах
Ꮋere is my web page; http://voffka.com/archives/2014/08/29/095370.html: http://voffka.com/archives/2014/08/29/095370.html