Гимназистки Верного читали Домострой и Пушкина
- Родительская категория: Новости
- Категория: Культура
- 15990
-
10 Дек 2012
В конце XIX века все острее встал вопрос о женском образовании. И вот на основании Положения о женских гимназиях и прогимназиях от 24 мая 1870 года женские гимназии наравне с мужскими стали получать широкое распространение.
В Верном среднее женское образование также было очень востребовано, поэтому в ноябре 1876 года было открыто частное женское учебное заведение с курсом первых трех классов женской гимназии. С 1 марта 1877 года была открыта женская прогимназия в составе приготовительного (для обучения русской грамоте) и 1, 2, 3 классов. А уже с 1 июня 1879 года женская прогимназия была преобразована в полную гимназию с приготовительным и дополнительным 8-м классами. Гимназия находилась в ведомстве Министерства народного просвещения и подчинялась непосредственно Управлению учебными заведениями Туркестанского края (г. Ташкент).
Девушки, окончившие гимназию, получали полное среднее образование, необходимое для поступления в вуз. Сверх общего
7-летнего курса существовал дополнительный 8-й класс - для желающих получить право на звание домашние наставницы и домашние учительницы, то есть могли идти и работать.
Однако на учебу необходимы были деньги. В те годы контингент учащихся был ограниченный. Отдавать детей в гимназию могли позволить себе, в основном, состоятельные люди.
В Верненской женской гимназии функционировали два совета: Попечительский состоял из лиц, которые содержали за свой счет гимназию, а Педагогический занимался непосредственно вопросами учебной и воспитательной работы.
1884 год
Выпускниц всего две
Согласно Годовому отчету Верненская женская гимназия на тот год состояла из почетной попечительницы, директора, главной надзирательницы, законоучителей (два человека), учителей и учительницы наук и языков (6 человек), учителей искусств - танцев, музыки, пения и гимнастики (двое), учителя чистописания, черчения и рисования, учительницы рукоделия и классных надзирательниц (семь человек).
Оклады педагогов тогда были не чета нынешним: директор получал 2000 рублей плюс 2600 ему «накапало» за ведение уроков русского языка. За урок мужчинам платили от 60 до 75 рублей, женщинам - по 50 рублей. В год они зарабатывали от 1000 до 1800 рублей, в зависимости от количества уроков. Многие учительницы совмещали преподавание с какой-нибудь дополнительной деятельностью и получали дополнительные деньги: за должность секретаря педсовета - 129 рублей, классной надзирательницы - 450 рублей, библиотекаря - 120 рублей.
Ученицы могли поступить в гимназию в середине учебного года или покинуть стены заведения, не окончив учебы. Поэтому количество учащихся все время менялось.
К январю 1884 года количество учениц составляло: в 1-м классе - 27 человек, во 2-м - 24, в 3-м - 21, в 4-м - 24, в 5-м - 10, в 6-м - 11, в 7-м классе - 9. А вот до выпускных экзаменов доучились только две гимназистки.
Плата за учение взималась «…как с учениц нормальных классов, так и с приготовительных: за обязательные предметы - по 30 рублей, и за необязательные (языки, рисование и пр.) - по 4 рубля в год. За музыку - по 2 рубля в месяц (18 рублей в год)». Выходило не так уж и мало. Некоторые ученицы освобождались от оплаты, если были дочерями «лиц, состоявших на службе при учебном заведении». И хотя родители не все платили строго, случаев увольнения за невзносы не было.
Расписание уроков в современной школе мало отличается от расписания гимназии сто лет назад. Учились, как и сейчас, по будням с понедельника по субботу. Каждый день было по 4-5 уроков, но уроки были длинней - по 55 минут. Начинали учиться в 9.00 и заканчивали примерно в 2.30. Перемены были по 5-10 минут, а большая перемена после 3-го урока - 30 минут.
Предметы тоже мало отличались от сегодняшнего дня. Гимназистки румяные изучали Закон Божий, географию всеобщую и русскую, русский язык и словесность, математику, естественную историю, историю всеобщую и русскую, физику, космографию (астрономию), математическую и физическую географию. Языки и другие предметы - за дополнительную плату и по желанию.
Первый гимназический выпуск был невелик - два человека. Юлия Грязнова, дочь подполковника Грязнова, пришла в гимназию в… 18 лет и поступила в 6-й класс. Значит, на момент окончания гимназии ей было около 20 лет. Она была удостоена звания ученицы, окончившей полный курс обучения в женском училище. Училась она хорошо, даже получила серебряную медаль, за изготовление которой гимназия заплатила Монетному двору 7 рублей 37 копеек. Кроме основных предметов, она изучала рисование и педагогику. Вторая выпускница - Шклярова Надежда, дочь поручика, местного инженера.
Надежда поступила в гимназию в 5-й класс в 19 лет. Следовательно, на момент выпуска ей было около 22 лет. Училась она похуже Грязновой. Зато имела возможность оплачивать больше дополнительных предметов. Кроме педагогики и рисования, она занималась немецким и французским языками.
Выпускные испытания (экзамены) гимназистки выдерживали по всем предметам, которые изучали. С 16 мая по 5 июня девушки сдали девять предметов. На экзамене по русскому языку и истории литературы они писали сочинение на тему: «Пренебрежение провинциального чиновничества к своим обязанностям и злоупотребление законом, представленные Гоголем в его комедии «Ревизор». Классика есть классика!
Экзамен по математике включал в себя три задания - по арифметике, алгебре и геометрии.
Задача по арифметике была такой: «За вексель уплачено 4140 рублей с учетом 8%. Что стоит вексель?». Решение: 92 = 100%, 4140 = х, х = 4500 р.
На экзамене по географии Грязновой достался билет «Описание Франции» (по всеобщей географии) и «Бассейны Европейской России» (по русской географии).
Шклярова отвечала «Описание Австрии» и «Состав Урало-Карпатской плоской возвышенности», соответственно. Испытания по Закону Божьему включали пять вопросов в билете. Юля Грязнова получила всего несколько «четверок» - по математике, физике и космографии. Надежда Шклярова прекрасно справилась только с Законом Божиим и рисованием. Языки, историю и физику она сдала на «четверки», а за сочинение, географию и педагогику получила «трояки».
Как и сейчас, в гимназии того времени внимательно следили за здоровьем учениц.
Составляли списки с указанием роста в сантиметрах, остроты зрения, вес - в пудах и в фунтах - каждой гимназистки.
В годовом отчете врача указано, что болели следующими болезнями: чесотка - 12 человек, бронхит - 6, корь - 5, анемия - 3 человека, зоб - 1, глисты - 1. Очень интересная проблема, с которой обратились к врачу, - мозоль! Видимо, писали так усердно, что стирали пальцы.
1899-1910 годы
изучение Пушкина и основ пения
В это время в гимназии учились Вера и Ольга Колпаковские, скорее всего, племянницы генерал-губернатора Верного - Герасима Колпаковского.
Программа по литературе стала более расширенной. Среди авторов - знакомые современным школьникам имена и произведения: «Пророк», «Кавказский пленник», «Анчар», «Медный всадник», «Евгений Онегин» Пушкина, басни Крылова «Лисица и Осел», «Гуси», «Прохожие и собаки», «Бородино» Лермонтова. А также Татищев, Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков, Державин, Карамзин, Жуковский, знакомые всем «Горе от ума» Грибоедова и «Мертвые души» Гоголя.
Кроме этого, изучали Домострой, оду «Переписка Иоанна Грозного с Курбским».
В 1910 году была разработана специальная программа пения. Сделал это учитель пения мужской гимназии Васильев. До этого пению было отведено 8 часов, Васильев настоятельно просил увеличить часы. Ознакомившись с ученицами женской гимназии, он сделал выводы: «Церковный хор поставлен хорошо, но остальные уроки не приносили всей той пользы, которую можно получить вследствие отсутствия систематичности и пассивного отношения учениц к делу».
Разработанная им программа уже с 1-го класса знакомила учениц с нотами. Ученицам 7-8-х классов наказали изучать методики пения, дабы они могли вести уроки в 1-2 классах.
1912-1916 годы
образование становится дешевле
В 1912 году количество гимназисток возросло: в первом полугодии учились 403 человека, во втором - уже 476. Уменьшилась и средняя стоимость обучения - до 106 рублей 7 копеек.
Болели в 1912 году дифтерией, заушницей, рожей, пневмонией, анемией, нервными болезнями, болезнями полости рта.
На экзамене по литературе семиклассницы рассуждали о «достоинствах и недостатках повести Карамзина «Бедная Лиза», «литературном и общественно-историческом значении романа «Герой нашего времени», изучали биографии Жуковского и Грибоедова. В программу добавлены «Бахчисарайский фонтан», «Скупой рыцарь», «Капитанская дочка», «Руслан и Людмила» Пушкина, изучали и жизнь самого автора. Читали «Мцыри», «Демон», «Полтава» Лермонтова, басни Дмитриева.
Почетным попечителем гимназии в 1915 году являлся Михаил Александрович Фольбаум, генерал-лейтенант, военный губернатор Семиреченской области. А Андрей Павлович Зенков являлся членом Попечительского совета гимназии.
Начальницей гимназии была Мария Алексеевна Нагибина (в должности с 1 октября 1908 года). Ее оклад составлял 1900 рублей.
Примерная плата учителям за 4 урока составляла 180 рублей, за 18 уроков - 930 рублей, за 26 - 1740 рублей.
За внеклассным поведением гимназисток внимательно следили классные надзирательницы, причем не только в стенах гимназии, но и во время совместных посещений спектаклей, концертов, кинематографа, гуляний.
Кстати, в отличие от мужской гимназии, в женской не было пансионата. Ученицы жили либо дома, либо снимали комнаты.
Число учениц к 1 января 1916 года составило уже 625. Из них в 8-м классе учились 23 человека, в 1-м классе - 54 гимназистки.
В 1916 году окончили курс семи нормальных классов 45 человек. Из них 10 человек с золотой медалью и 7 - с серебряной!
В это время ученицы 8-го класса в свободные часы стали уделять время младшим ученицам, особенно тем, у кого родителей взяли на войну.
В ежегодных отчетах директор писал не только об успеваемости учениц, но и об условиях, предоставляемых гимназией: «…классы отапливались утермарковскими печами и снабжались естественной вентиляцией в окнах и в вытяжных трубах печей. Полы в классах, коридорах, залах и отхожих местах вымывались ежедневно мокрыми тряпками, швабрами. Для питья употреблялась отварная охлажденная вода».
Средства, на которые существовала гимназия в те годы, складывались из платы за обучение, вкладов Попечительского совета и капитала различных государственных стипендий, например, была стипендия имени в бозе почившего Государя Императора Александра II, имени Императора Николая II, стипендия от города Верного ученицам и другие.
Поскольку количество учениц росло, средняя стоимость обучения для одной ученицы уменьшалась. В 1916 году она составляла в первом полугодии 66 рублей 7 копеек, во втором - 40 рублей.
Кстати, «домашние наставницы или ученицы, проработавшие в сем звании 20 лет, получают право воспользоваться пенсией или вступить в дом призрения бедных девиц благородного звания на казенное содержание».
При установлении Советской власти в 1918 году гимназия была ликвидирована, как и все частные учебные заведения.
Здание Верненской женской гимназии - то, что было построено А. Зенковым в 1904 году, сохранилось до сих пор. Оно располагается по улице Толе би, 31 и охраняется государством. Сейчас в здании находится художественно-графический факультет КазНПУ им. Абая.
Автор благодарит за предоставленные документы и помощь в создании материала Центральный государственный архив РК и лично Николая Петровича Кропивницкого. Стиль текстов и документов сохранен.
Татьяна СОКОЛОВА
Женская гимназия и губернаторский дом до землетрясения 1887 года.
Гравюра, автор М. Гашевский.
Новая женская гимназия (вверху - вид с Кафедрального собора), примерно 1904-1910 годы.