Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Ср04242024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:

«ДЕВУШКА­-ДЖИГИТ» - ЛИДЕР СОВЕТСКОГО ПРОКАТА

 

 

Знаменитой казахской советской  комедии «перевалило» за 60 лет.

 

Это кино для киностудии «Казахфильм» по-своему знаковое. И не только потому, что полюбилось миллионам советских зрителей. «Девушка-джигит» стала еще и первым цветным полнометражным фильмом, созданным «Казахфильмом» самостоятельно.

Разрешение о запуске картины «Девушка-джигит» было подписано 7 декабря 1953 года. На подготовку дали четыре месяца ­ с 15 октября 1953 года по 15 февраля 1954­го.

Изначально режиссером должен был выступить Николай Лещенко. Но у него обнаружили рак, и Николай Михайлович отправился на лечение. А в марте 1954 года назначили другого постановщика - Павла Боголюбова. Боголюбов заново писал режиссерский сценарий, проводил пробы актеров, поэтому подготовительный период затянулся.

Актеров для картины собирали по всем театрам Казахстана. После многочисленных проб актеры были утверждены. Роль Галии стала кинодебютом выпускницы Ташкентского хореографического училища Лолы Абдукаримовой. Впоследствии она стала известна как актриса Лидия Ашрапова и снялась во многих фильмах, среди которых «Мать и сын», «Мы здесь живем», «Наш милый доктор», «В одном районе», «Ангел в тюбетейке», «Кыз-Жибек», «Конец атамана», «Встречи на Медео», «Кровь и пот» и другие.

Роль Айдара исполнил актер Государственного театра для детей и юношества Казахстана Кененбай Кожабеков, который до этого уже снялся в двух картинах. Из-за его долгого отсутствия «дирекция театра потребовала от Алма-Атинской киностудии возмещения убытков в сумме 39,9 тыс. рублей, возникающих в связи с привлечением артиста Кожабекова на съемки фильма».

Незадачливого влюбленного Ангарвая сыграл Мулюк Суртубаев.

 

 

В ролях: люди, собаки, «ушлая» лошадь

 

Перед съемками «возникла необходимость внести в литературный и режиссерский сценарий фильма поправки в свете новых задач по дальнейшему развитию сельского хозяйства».

Съемки картины проходили в Талгаре, Каскелене, на «Медео» и в предгорьях Заилийского Алатау.

Мало того, что дислокация съемок была непростая, возникли и другие проблемы. Так, «…выявилось, что негативная кинопленка, на которой снимается кинокартина (тип ДС-2), изготовляемая Казахской пленочной фабрикой, имеет большую засоренность в виде перфорационной пыли, тонких целлулоидных нитей длиной от 8-12 мм. Кинолабораторией Ленфильма (где проявляется пленка) по этой причине была забракована часть отснятого материала в Кегенской экспедиции (объекты «Степь», «Пастбище», «Перегон»).  В числе забракованного материала оказались по ряду кадров лучшие дубли. <…> Съемочная группа испытывала и целый ряд других производственных затруднений в процессе работы - при съемке актеров, исполняющих главные роли, а также актеров, которые снимаются впервые (Абдукаримова, Суртубаев), а также за счет съемок с участием животных ­ эпизоды «Кыз-куу», перегон скота, сцены с дрессированной собакой, быком и «ушлой» лошадью. Все это требовало повышенного расхода пленки».

Посмотрев отснятый материал, худсовет Алма-Атинской киностудии вынес заключение: «Музыкальная комедия «Девушка-джигит» рассказывает о сегодняшней жизни и труде животноводов Казахстана, о юной красавице Галие, о любви к ней молодого смелого табунщика Айдара и веселого неунывающего заведующего магазином Ангарвая, о забавных приключениях, путанице и конфликтах, возникающих между героями. Качество просмотренного материала позволяет судить о высоком идейно-художественном уровне будущего фильма. Особо следует отметить, что классический «треугольник», положенный в основу сюжета этой музыкальной комедии, не лишая ее комедийных качеств, позволяет показать высокие моральные качества нового советского человека. Все это придаст комедийному фильму «Девушка-джигит» большое воспитательное значение».

Картина вышла на двух языках - казахском и русском - и демонстрировалась в кинотеатрах одновременно.

Кстати, известно, что коней Галии и Айдара, которые также снялись в фильме, звали Альпинист и Пудик.

 

«Что ни кадр - загадка, что ни образ - бесподобие!»

 

Галия и Айдар, кадр из фильма.

 

После выхода фильма на экраны со всего Советского Союза на адрес Алма-Атинской киностудии стало приходить множество писем. Люди спрашивали, где именно происходили эти события, правда это или вымысел, просто и открыто просили адреса актеров, «чтобы наладить с ними переписку», просили подробнее рассказать об актерах и интересовались, какие еще фильмы сейчас снимает киностудия. А кто-то просил указать адрес, потому что собирается переезжать в Алма-Ату как раз по линии животноводства.

Зрительница из Нальчика, некогда жившая в Казахстане, с ностальгией вспоминала бескрайние степи и писала: «Ваша картина замечательна: в ней хорошо изображена цель животноводов - улучшить свое поголовье, добиться того, чтобы лошадь не имела в холке 137 см. Хорошо показана электрострижка овец. Очень хорошо играет Айдар. В его игре видно, что он беспокоится о животноводстве, и книга «Коневодство» вместо романа Пушкина «Евгений Онегин», как ожидали зрители, вызвала смех у всех зрителей…».

Люди разных профессий без стеснения делились впечатлениями и переживаниями по поводу увиденного фильма и прочитанных отзывов к нему: «Ув. Товарищ директор! Нам было очень обидно, когда мы прочитали в газете «Советское искусство» высказывание заумного критика, омрачающего достоинство вашего прекрасного фильма «Девушка-джигит». Не обращайте внимания на этих злых, нехороших людей, завидующих успеху талантов. От имени группы шахтеров шахты «Сталинский забой Донбасса» шлем вашим замечательным артистам, режиссерам, сценаристам и операторам наш шахтерский чистосердечный привет! Мы, шахтеры, люди подземного труда, так нуждаемся в душевном отдыхе, как в том свежем воздухе, который находится на поверхности земли. И вот, откровенно говоря, счастье постучалось к нам в окошко: мы посмотрели неописуемо красивую кинокомедию «Девушка-джигит». Слезы радости и умиления вызывает кинокомедия. Что ни кадр - загадка, волнующая и атакующая, что ни образ - бесподобие! Все артисты в нашем понятии - непревзойденные мастера. Какой богатый душевный отдых принесла нам ваша кинокомедия. Восхищаемся волшебством кинооператора и его непревзойденными красками. Товарищи! Создавайте такие фильмы. Дайте нам возможность еще и еще во всю грудь отдохнуть, посмеяться и порадоваться…».

Любили советские зрители и покритиковать, указать на недочеты и даже потребовать улучшить картину. Некая Мира Белова из Ярославля написала десяток писем за пару месяцев, делясь впечатлениями и подмечая недостатки. Вот одно из писем: «С большим успехом в Ярославле прошла кинокомедия «Девушка-джигит»! На первый взгляд мелочи в фильме не портят общей картины фильма, но после пятидесятого просмотра можно мелочи обнаружить. Хочется, чтобы комедия была еще лучше, больше похожи на действительность…».

На письма и вопросы зрителей отвечала редактор сценарного отдела киностудии Р. Жуланова. Так, Мире Беловой она написала: «Уважаемая Мира Белова! Мы получили все твои письма, в которых ты подробно описываешь то, как проходит фильм «Девушка-джигит» и какое впечатление он произвел на всех жителей вашего города. <…> Айдар - Кененбай Кожабеков - артист театра юного зрителя. Галия - Лола Абдукаримова - снималась в кино впервые. Эти артисты не всегда играют вместе. В жизни они действительно очень уважают друг друга, помогают в работе, но у каждого из них есть своя семья, свои личные интересы, как и у любого другого человека. Композитор Василий Соловьев-Седой, прежде чем писать музыку к фильму, подробно изучил народные казахские мелодии. Поэтому в основу фильма «Девушка-джигит» положены казахские песни».

На киностудии не просто отвечали на письма, но и делились материалом, как видно из другого письма: «Здравствуйте, товарищ Жуланова! Я получил ваше письмо и песни 29 июня. Как только мои товарищи узнали, что мне прислали песни из кинофильма «Девушка-джигит», сразу же прибежали их списывать…».

В 1971 году фильм «Девушка-джигит» был восстановлен на киностудии «Казахфильм».

Автор благодарит за предоставленные документы и помощь в создании материала Центральный государственный архив РК. Стиль текстов и документов сохранен.

Татьяна СОКОЛОВА.

 

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

За сценарий к фильму Шахмет Хусаинов получил 6000 рублей.

Фильм «Девушка­-джигит» относится к лидерам проката (1955 год, 13 место), он собрал 27,85 млн. зрителей.

Смета подготовительного периода ­- 576 тысяч рублей в соответствии с общей сметной стоимостью фильма 6 000 000 рублей.

Поделиться ссылкой

Комментарии   

# Danielron 12.05.2020 18:57
Обожаю политические салоны. Это единственное место, где не говорят о политике.



--------
проверить машину по вину гибдд бесплатно | https://proverkaavtopovin.ru/
Ответить