Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Чт05162024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:

ЮРИЙ ПОМЕРАНЦЕВ: ХОЧУ В 95 ПРИХОДИТЬ В ТЕАТР И СПРАШИВАТЬ О ПЛАНАХ НА БУДУЩЕЕ

 

 

11 февраля любимому артисту Юрию Померанцеву исполняется 93 года. Накануне дня рождения Юрий Борисович поделился воспоминаниями и ответил на вопросы «Комсомолки».

Юрий Борисович - родом из Киева, его отец работал в Караганде, в 1938 году был репрессирован. В школьные годы Юрий Померанцев жил в Москве. И, по его словам, «болел театром», ходил на столичные постановки, где в то время на сцене блистали корифеи - Грибов, Яншин, Качалов и другие.

- Я не успел получить специального образования, так как началась война, и меня призвали в армию. Но перед окончанием школы я, мальчишка, написал письмо самому Василию Ивановичу Качалову. И он ответил мне, благословив на сценическую деятельность.

Это письмо Качалова, по словам Юрия Борисовича, было самым ценным, с чем он ушел на войну.

- Я воевал в пехоте, был минометчиком на Северо-Западном фронте. Что больше всего меня потрясло? Смерть товарища, с которым я переговаривался, лежа на снегу перед атакой. И вдруг в одно мгновение его убило. Шел снег, и над ним образовался снежный холм…

После ранения Юрий Борисович пытался устроиться в Москве, но, несмотря на то, что прожил там три года до войны, воевал, прописаться в столице не удалось.

И в 1943 году он приехал в Алма-Ату, где была в эвакуации его мама. Здесь и начался его актерский путь. Был вначале артистом хора Театра оперы и балета, с 1945-го по 1953-й служил в ТЮЗе, а с 1954 года - в Алматинском русском театре драмы, через 10 лет названным в честь Лермонтова.

- Юрий Борисович, а кто был вашим учителем в театре?

- Всему, что я знаю об актерском мастерстве, я научился у Наталии Сац (подробнее - в «Кстати»). Во время войны она была главным режиссером ТЮЗа в Алма­-Ате, потому что после ссылки ей было запрещено работать в Москве и Ленинграде. Она была удивительным человеком, талантливым режиссером. И меня она считала своим лучшим учеником.

В 33 года Юрий Померанцев сыграл 60-летнего доктора Лаврова в кинокомедии Шакена Айманова «Наш милый доктор». Но мало кто знает, что поначалу доктор должен был быть… Алимжановым. По сюжету, если вдруг кто-то запамятовал, сотрудники санатория решают устроить любимому доктору сюрприз и поздравить с 60­-летием. Они объезжают многих артистов в Алма-Ате, чтобы узнать, свободны ли они вечером? И, как назло, у всех какие-то дела. Позже выясняется, что все они спешили поздравить доктора Лаврова. Шакен Айманов посчитал, что «казах не может в 60 лет остаться один, без семьи». Поэтому доктору поменяли фамилию.

- Юрий Борисович, вы работали с Шакеном Аймановым. Каким он вам запомнился?

- Я снялся в трех его фильмах. Шакен Айманов был человеком необыкновенного обаяния, пользовался уважением среди московских деятелей кино и театра. Он мог на роль доктора в фильме «Наш милый доктор» взять Черкасова, но выбрал меня. Я считаю его огромной заслугой то, что в этом фильме, ставшем классикой, он снял только алматинских артистов. Таким образом он увековечил казахскую культуру в кино, ведь там играли истинные «звезды»: Серкебаев, Туманова, Сюртубаев и другие.

- В военной и послевоенной Алма-Ате в эвакуации находились театры и киностудии из Москвы и Ленинграда. С кем вам посчастливилось увидеться на сцене и в жизни?

- Это время в культурной жизни Алма-Аты было сказочно прекрасным: здесь трудились лучшие артисты и режиссеры страны, снимались фильмы. Публика приходила на поздние спектакли, залы были полными, духовная жизнь насыщенной, несмотря на трудное время.

- А теперь, в наше время, с какими трудностями сталкивается театр?

- Сегодня очень сложно ставить классику. Я не люблю авангард, хотя нужен, конечно, новый подход. В театре не должно быть пошлостей. Театр не дает зрителям готовых рецептов. Он только ставит проблемы, которые каждый должен решить сам.

- Наверняка вам есть что пожелать уважаемой публике?

- Ходить в театр! Пока артисты играют, а зрители смотрят спектакли, мы живем. Искусство вдохновляет для жизни.

 

МЭТР ­ О ПЛАНАХ НА БУДУЩЕЕ

 

- Хочу сказать словами артиста Анненского, который в свои 95 лет приходил в театр и спрашивал: «Я хочу узнать о своих планах на будущее».

 

КСТАТИ

 

Померанцев и Сац познакомились еще до войны в театральной студии в Москве. И остаться в театре Алма-Аты после ранения Померанцеву помогла именно она. В Центральном архиве РК сохранился документ-обращение Наталии Ильиничны: «Померанцев ранее был забронирован как артист хора оперы, но ввиду перехода на учебу в консерваторию с одновременным поступлением в ТЮЗ возникли препятствия к его оставлению со стороны военкомата. Товарищ Померанцев член ВЛКСМ, был на фронте, вернулся с ранением. Очень способный актер драматического плана. Сейчас играет роль Волка в пьесе «Красная Шапочка», большую роль в «Осаде Лейдена» и других спектаклях. Дисциплинирован, упорно и продуктивно работает над собой. В ТЮЗе работает уже около года, посещая все студийные занятия. Его отправка повела бы к большим затруднениям в художественно-производственной работе».

 

«ВИЗИТЫ К МИСТЕРУ ГРИНУ» РЕПЕТИРОВАЛИ 2,5 ГОДА

 

Актер Русского театра драмы им. Лермонтова Антон Митнев выходит на одну сцену с Юрием Померанцевым в спектакле «Визиты к мистеру Грину». Он рассказал, как шла подготовка к этой постановке.

- Это была самостоятельная работа, - поделился Антон. - Режиссер Сергей Попов показал пьесу Юрию Борисовичу, они стали думать, кого взять на роль Росса Гардинера, и выбрали меня. Репетиции длились 2,5 года. Для сравнения: в среднем актеры до премьеры работают 3-4 месяца. У нас было более 120 вариантов прочтения пьесы. Юрий Борисович - человек горячий, пылкий, большой интеллигент и по начитанности, и по жизненному опыту. У него нет стереотипов и нет кумиров. Кроме, пожалуй, старых мхатовских актеров и Смоктуновского ­- они для него мерила профессии, высочайший уровень требовательности к себе и образу. Любое событие в театральной жизни он проверяет, ничего не берет на веру только потому, что какой-то критик что-то написал. Он имеет свое собственное мнение. Во время работы над ролью он досконально изучает пьесу и может, опираясь на 3­-4 эпизода, полностью перевернуть представление о персонаже. Актеры распечатывают свою роль или пьесу и, репетируя, ставят на полях свои пометки. Обычно хватает одной распечатки. Но у Юрия Борисовича распечаток всегда много - у него все пометки на одном экземпляре не помещаются. Как партнер он суперотзывчивый, с отличным чувством юмора. Мы можем импровизировать во время спектакля и добавить текста листа на два. Поэтому каждый раз спектакль проходит по-разному, и зрители говорят: «В прошлый раз у вас вот этого не было». Юрий Борисович никогда не показывает, что ему тяжело, он может репетировать не три часа, а пять, если нужно! Он никогда не говорит о своих болячках, не жалуется. И в этом он молод.

Я хочу пожелать Юрию Борисовичу праздновать день рождения еще не один десяток лет! И чтобы спектакль «Визиты к мистеру Грину» жил долго!

 

АПЛОДИСМЕНТЫ ЛЕКЦИИ О ВРЕДЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ В РЕСТОРАНЕ

 

Режиссер Игорь Пискунов поставил с Померанцевым два спектакля и снял два художественных фильма, его с мастером сцены связывает и дружба в 16 лет.

- Для нас Юрий Борисович Померанцев всю жизнь был иконой, легендой, - говорит Игорь Пискунов. - Когда он проходил по театру, мы становились сбоку, пропуская его. Конечно, здоровались, он здоровался с нами. Но я всегда понимал, что он меня не знает. И вот 16 лет назад я попросил своего учителя Рубена Суреновича Андриасяна поставить пьесу «Танго» Мрожека, и он разрешил. Я дал пьесу Гене Балаеву, предложил ему любую роль. Он прочитал и сказал, что «со всеми договорится ­ с Креженчуковым, Померанцевым…». Юрий Борисович, прочитав пьесу, захотел со мной встретиться. Как я боялся! Когда он спросил меня: «Ну, молодой человек, о чем вы хотите ставить пьесу?», я нес какую-то ерунду, придумал экран на сцене, считал, что это ново, здорово. Позже я уже и забыл про этот экран, погрузился в содержание. А Юрий Борисович напомнил мне о нем. Я стал отмахиваться, но он настоял. Девять месяцев мы работали над пьесой, я уже думал, как бы мне отказаться от всего этого, сбежать. В июне артисты уезжали на гастроли, я сказал: «Увидимся в сентябре». А Померанцев ответил: «Почему в сентябре? Я на гастроли не еду. Встретимся 1 августа». И я пришел 1 августа, мы сели вдвоем разбирать пьесу, стали спорить, ругаться. Мастер допустил меня до равного! Каждый день мы работали по три часа, и это был переломный момент для обоих. Мы поняли, что хотим делать. И спектакль получился удачным, позже он взял Гран-при на фестивале в Петербурге.

Юрий Борисович ­- очень закрытый человек, а меня вдруг как-то воспринял, подпустил к себе, полюбил. Помню, я уже ушел из театра, работал на телевидении. Юрий Борисович как-то звонит мне - приезжай, хочу тебе кое-что почитать. Я за ним заехал, поехали в ресторан обедать. А там совсем пусто было в это время. И Юрий Борисович стал мне читать… «Лекцию о вреде табакокурения» Чехова. Когда он закончил, раздались аплодисменты! Мы обернулись - сзади собрались все официанты, повара и хлопают. Потом я снял 25-минутный художественный фильм «О вреде табака». Еще одна наша совместная работа ­- спектакль Леонида Андреева «Тот, кто получает пощечины». А недавно я снял фильм «Раз в неделю» по пьесе «Визиты к мистеру Грину» с Померанцевым и Родионом Толоконниковым, сыном нашего известного актера. Юрий Борисович любит спорить, для него «в споре рождается истина». Я вообще счастливчик ­- он меня любит как никого! Вчера мы с ним гуляли по Байсеитовой, разговаривали. Мы не просто говорим, мы все время работаем. Юрий Борисович не терпит пустых разговоров. Съемки «Раз в неделю» длились 20 дней, и каждый день он работал по 12 часов. Я хотел врача нанять на это время, но он остановил: «Не надо, я счастлив!» Для меня Юрий Борисович ­- самый большой Мастер в моей жизни.

Я желаю Мастеру здоровья, большого здоровья! Для меня огромное счастье, что мы с ним вместе работаем.

 

 Мереке УЮКБАЕВА,

Татьяна СОКОЛОВА

Поделиться ссылкой

Комментарии   

# Валерий Коренчук 17.02.2016 21:33
Браво, Маэстро!
Здоровья и долгих лет!
Ответить