ИРИНА ЛЕБСАК: «ЛЮБОВЬ - ЭТО ЖИЗНЬ»
- Родительская категория: Новости
- Категория: Культура
- 4757
-
08 Дек 2015
Ирина Лебсак - ведущая актриса Государственного академического русского театра драмы им. Лермонтова, заслуженный деятель и лауреат Государственной премии РК. На сцене «лермонтовки» служит с 1988 года, сыграла за это время более 70 ролей. Недавно у актрисы был маленький юбилей - в 20-й раз она вышла на сцену в моноспектакле «Я жду тебя, любимый!».
- Ирина Маратовна, прежде позвольте сделать вам комплимент - вы прекрасно выглядите! Как-то специально поддерживаете себя в форме или все дело в генетике?
- Папе и маме спасибо надо сказать обязательно! Куда я без них? Это мои корни, которые питают меня по сей день! Так сложилось, что они живут в Подмосковье, но большую часть жизни прожили в Казахстане и считают его своей родиной. А во-вторых, не все можно отдать на откуп молодости, надо следить за собой каждодневно! Несмотря на то, что всегда есть маленькие проблемки, в том числе со здоровьем, стараюсь с ними бороться, и с Божьей помощью все получается!
- Говорят, вы открытый и легкий в общении человек. А есть темы-табу для вас?
- Я не буду углубляться в семейную жизнь - это раз. Не буду ничего рассказывать про своих коллег и обсуждать их - это два. И политика!
- А как насчет детства? Ведь «все мы родом» оттуда… Были в детстве предпосылки к тому, что станете актрисой?
- Я, наверное, уже родилась с этой мыслью! Я очень долго скрывала от всех желание стать актрисой, казалось, все будут меня дразнить и смеяться надо мной! Мама узнала об этом раньше и поддержала меня, папа - позже, но даже бровью не повел, сказал: «Дерзай!» Но с условием: «Если ты сейчас не поступаешь в театральный институт, то должна получить высшее образование». Поэтому, не поступив в Ленинграде, я подала документы в пединститут, окончила его в 1984 году по специальности «преподаватель русского языка и литературы». И в том же году поступила в Алматинский государственный театральнохудожественный институт, после окончания которого в 1988 году преподававший там Рубен Суренович Андриасян пригласил меня и моего мужа в Русский театр драмы им. Лермонтова, где я имею честь служить до сих пор!
- А что вы скажете, если ваша дочь решит выбрать актерское ремесло?
- Через несколько дней Жене исполнится 15. И раньше, когда спрашивали: «А что, если она пойдет по вашим стопам…», мы с мужем говорили: «Ой, нет!» И вдруг стали наблюдать интересную тенденцию - она начала запоем читать пьесы, посещать спектакли, у нее есть предпочтения - какие-то спектакли она любит, какие-то нет, одним словом, она заболела театром. Сейчас она учится в 9-м классе, возможно, к окончанию школы что-то изменится. Я пытаюсь донести до нее, что идти в эту профессию только потому, что к ней имеют отношение мама и папа, - безумие! Но если ты поймешь, что не можешь без этого жить, если согласна существовать на нищенскую зарплату, при этом сохраняя желание работать все больше и больше, не спать по ночам, терпеть поражения, нелицеприятную и зачастую несправедливую критику, стремиться к победам, мы ей скажем то, что сказали в свое время мои родители: «Дерзай!»
- Ваш муж Юрий Александрович работает с вами в одном театре. Вы не устаете друг от друга, будучи постоянно вместе?
- Он уже 15 лет работает директором, до этого был актером, и мы со студенческой скамьи вместе. Мне в какойто мере легко, потому что мой муж знает профессию не понаслышке и понимает, что происходит со мной, почему я плачу, почему злюсь, почему недовольна собой, он понимает причины всех моих мучений, когда идет работа над образом. Не знаю, смогла бы я это объяснить человеку, далекому от этой профессии… Да и на работе мы не находимся рядом целый день. Знаете, мне с моей семьей никогда не скучно, никогда не возникало желания уехать куда-то одной и «отдохнуть от семьи». Я не понимаю, зачем тогда семья, если от нее нужно отдыхать.
- Вы служите на одной сцене с признанными мастерами - Юрием Померанцевым и Владимиром Толоконниковым. Как с мэтрами работается?
- Много лет назад Юрий Борисович Померанцев предложил мне роль Александры Негиной в своем спектакле «Таланты и поклонники», мы работали долго, пытливо, интересно. Для меня это была большая школа, школа Померанцева, которую я прошла и которой горжусь!
С Владимиром Алексеевичем Толоконниковым начинали работать вместе в постановке «Собор Парижской богоматери». Когда меня ввели в спектакль, я не предполагала, что на мою творческую судьбу уготовано самое длительное исполнение образа Эсмеральды. И на протяжении всего времени Владимир Алексеевич мне что-то подсказывал, делился своим колоссальным опытом. И когда заканчивался спектакль, он в затемнении всегда жал мне руку, давая понять - все прошло нормально! Прошло много лет, и теперь мы встречаемся на сцене в «Ревизоре», где я играю его жену. На мой взгляд, у нас очень симпатичный дуэт.
- А что-то из зрительского зала может вам мешать, раздражать?
- Мобильные телефоны это настоящий бич! К сожалению, зачастую зрители даже не задумываются над тем, что чувствуют актеры, проживая роль, как они тратят свои сердце и душу. И в тот момент, когда ты плачешь, рвешь душу, старишь свое сердце, из зала раздается звонок, слышишь со сцены, как кто-то разговаривает… Становится до жути больно. И еще меня сильно угнетает безапелляционность некоторых зрителей, которые считают, что они истина в последней инстанции и позволяют себе в соцсетях выливать грязь и свой личный негатив на спектакль или актера, не задумываясь, что это может не просто ранить, а убить!
- В спектакле «Мастер и Маргарита» вы играли Маргариту! Есть мнение, что любая постановка этого произведения влечет за собой для всех причастных, а особенно актеров, некий мистический рок. Вы согласны с этим?
- Я тоже не избежала этого! Все, что было связано с моим участием в этом спектакле, очень тяжело отразилось на моем здоровье. Мне пришлось распрощаться с этой ролью, к большому сожалению, поскольку это один из моих любимейших романов и женских образов.
- Сейчас зритель может увидеть очень интересное действо -моноспектакль «Я жду тебя, любимый!», где вы - в главной и единственной роли. В чем особенность и, возможно, сложность игры один на один со зрителем?
- Во-первых, этот жанр очень мало использован у нас в Казахстане, я второй человек, который попробовал себя в этом, первым был Евгений Жуманов. Мне хотелось испытать себя, понять, смогу ли весь накопленный опыт сконцентрировать в одной роли и в течение почти полутора часов быть со зрителем наедине. Для меня это был очень рискованный эксперимент, когда я подошла к экватору - к пятидесятилетию, я поняла, что надо оглянуться назад и сделать для себя какие-то выводы. Я благодарна абсолютно всем, кто помог мне, и без кого этого спектакля бы не было.
- А есть роль, которую вы мечтали сыграть, но еще не сыграли?
- Мое большое счастье, что я никогда не мечтала сыграть какие-то роли. Если бы я всю жизнь мечтала сыграть, например, Марию Стюарт, а эту роль дали бы другой актрисе, это было бы фиаско, человеческое и актерское! Поэтому если чего-то хочешь сыграть, возьми и сыграй, вот, например, моноспектакль!
К счастью, я не была обделена вниманием режиссеров и в моем послужном списке более 70 ролей. И это роли, не которые я хотела, а которые подарила мне судьба!
Павел ЗЛОБИН.
ОЧЕНЬ ЛИЧНОЕ
- Какое человеческое качество для вас главное?
- Оно не одно. Прежде всего, преданность, ответственность, честность.
- Вы сожалеете о чем-нибудь сделанном или не сделанном в жизни?
- О том, что было, я не жалею! Ни об одном своем поступке! Если я что-то сделала не так, судьба наказала меня за это, если я что-то сделала так, она же меня вознаградила! Все, к чему я стремилась, я получила. Другое дело, что я не хочу останавливаться на достигнутом, мне хочется жить и расти дальше!
- Вы верите в Бога?
- Да, но моя вера тихая, она внутри меня, я не кричу везде - смотрите, я соблюдаю заповеди. Я просто стараюсь их не нарушать. Думаю, так честнее.
- Говорят, Бог - это любовь, что для вас любовь?
Любовь - это жизнь!