Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Пн06022025

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:

АЛМАТИНСКОМУ ТЮЗУ -­ 70 ЛЕТ!

 

Таким был ТЮЗ в 60­е годы.

 

На открытии театра для детей, которое состоялось 7 ноября 1945 года, маленьким зрителям показали спектакль «Красная Шапочка».

«Комсомолка» совместно с Центральным государственным архивом (ЦГА) восстановила события семидесятилетней давности.

Первый в Казахстане Театр для детей и юношества появился благодаря Наталии Сац, театральному режиссеру и педагогу, и недаром теперь носит ее имя.

Детство маленькой Наташи проходило в Москве, ее отец, композитор Илья Сац, работал в Художественном театре, так что дома часто бывали ­ К. Станиславский, И. Качалов, Е. Вахтангов и другие знаковые фигуры русского театра. Неудивительно, что Наташа с малых лет играла в драматической студии, получила музыкальное образование. В 1918 году по ее инициативе был создан первый в России театр для детей -­ Детский театр Моссовета, а ей тогда было всего 15 лет! В 17 лет она стала его директором и художественным руководителем и занимала этот пост до 1937 года. В 1937 году Наталию Сац арестовали как «члена семьи изменника Родины» и отправили в ГУЛАГ. Здесь она провела долгие пять лет, а в 1942 году вышла на свободу и приехала в Алма­-Ату.

 

Наталия Ильинична среди детей, 1948 год.

 

Ее кипучая энергия не растерялась с годами, и, прибыв на новое место, Наталия приступила к работе в Казахском театре оперы и балета в качестве режиссера казахской труппы. 14 мая 1944 года здесь состоялась премьера ее постановки «Чио-­Чио-­Сан». А после этого она решила создать в Алма-­Ате первый театр для детей.

6 сентября 1944 года вышло постановление Совнаркома КазССР ЦК КП (б) Казахстана об организации Государственного театра для детей и юношества Казахстана с целью «улучшения постановки внешкольной работы и организации систематического культурного обслуживания детей». ТЮЗ должен был открыть свои двери еще в мае 1945 года, но сделал это лишь полгода спустя.

Лучшее здание в городе -­ для ТЮЗа!

Подготовка здания и репетиции сразу нескольких спектаклей шли одновременно.

Наталия Сац лично писала в Совнарком товарищу Заговельеву: «Государственный театр для детей и юношества Казахстана просит об отпуске ему единовременно на создание репертуара 172 тысячи рублей. Необходимость эта продиктована следующими соображениями: полноценный репертуар -­ основной нерв работы каждого театра. Театр для детей должен быть тесным образом связан с жизнью: победы на фронте, очередные задачи пионеров и школьников, народный эпос, исторические темы в особом, доступном детям изложении -­ все это и многое другое должно найти отражение на сцене детского театра. Одновременно с профессиональным театром для детей на русском языке должна приступить к работе детская студия на казахском языке. В Казахстане театра для детей никогда не было, и такие пьесы отсутствуют совершенно. Театр ставит своей целью познакомить с бытом, богатствами, колоритом Казахстана не только казахских, но русских и всех других детей, наряду с новыми детскими пьесами создать детские эстрадные номера для детской самодеятельности, детские песни, которые в художественной форме будут приближать к изучению второй по величине советской республики -­ Казахстану…»

 

Фото ТЮЗа из газеты «Казахстанская правда» от 7 ноября 1945 года с заметкой об открытии театра.

 

Судя по всему, просьбу заслуженной артистки РСФСР Сац тогда удовлетворили, театру дали одно из лучших зданий города на углу проспекта Сталина и улицы Калинина (современные пр. Абылай хана и ул. Кабанбай батыра. -­ Авт.). Помещение не просто отремонтировали, а полностью переоборудовали под театр. Вот как описан этот процесс в архивных документах: «Заново перестраивается фасад здания, украшением которого станут барельеф Сталина на фронтоне театра и скульптурные фигуры Пушкина и Джамбула, стоящие в боковых нишах при входе, у ног которых будут бассейны с фонтанами. Вестибюль театра встретит детей стенной росписью по мотивам басен Крылова. В стиле старинных русских деревянных построек оформлено помещение для снятия верхней одежды. Четыре больших портрета ­- Шекспира, Гольдони, Мольера и Байрона ­- будут размещены в нижнем фойе. А вокруг них художником Простаковым будут написаны иллюстрации к их произведениям -­ этот зал посвящен классикам мировой драматургии. Верхнее фойе будет представлять из себя так называемый «Золотой зал» с соответствующей отделкой и мебелью. Специально оборудуется комната для младших братьев и сестриц, в которой будут проводиться игры с малышами. Оборудуется комната аттракционов, буфет, концертный зал, на эстраде которого труппы театра будут давать специальные детские концерты. Зрительный зал на 640 мест, состоящий из партера и лож одного яруса, оформляется национальной орнаментировкой, а сводчатый потолок даст возможность приблизить зал к национальному жилищу казахов -­ юрте. Бархатный занавес исполнен художником Цевчинским на тему «Дружба детей народов СССР». Художественное руководство театром осуществляется заслуженной артисткой республики Наталией Сац, организатором первого детского театра в Москве, крупным режиссером и большим специалистом по организации детских театров. Ею вместе с директором театра Н. К. Ангаровым сформирована труппа, состоящая в большинстве своем из талантливой молодежи и группы профессиональных актеров».

Остается только гадать, какая отделка и мебель украшали «Золотой зал», но театр в те годы стал крупным центром для проведения культурного досуга маленьких алматинцев. Причем они были не просто зрителями, а полноправными хозяевами своего театра.

27 марта 1946 года в ТЮЗе состоялась конференция, участниками которой стали юные зрители. Вот что писала «Казахстанская правда» от 7 апреля 1946 года об этом событии: «…Выступали школьники всех возрастов. Но особенно интересны и содержательны были выступления школьников старших классов. Вот выступление ученицы 7 класса 33 школы Гуцевич: «Давно мы все мечтали о  театре для детей и юношества. И как мы были рады, когда он открылся. Театр нас развивает, воспитывает. Оформление театра и первые постановки всем очень понравились. Нравятся декорации, игра артистов. Но есть и недостатки, которые нужно устранить. Так в пьесе Штока «Осада Лейдена» очень бедны массовые сцены. Мы хотим, чтобы театр согласовывал свой будущий репертуар со школьной программой, ставил Гоголя, Шекспира, Мольера. Также как и постановка «Недоросль», это очень поможет нам и облегчит прохождение материала в школе. Не всегда перед началом спектакля для зрителей делают пояснения. Это плохо, так как многие из нас не ориентируются, в каком государстве и в каком веке происходит действие». После конференции состоялся большой концерт. А с 9 вечера раздевальная наполнилась родителями делегатов конференции. Они благодарили за организацию конференции, но журили работников театра, что концерт кончился в 9.40 вечера. И родители были правы».

В 1945 году по распоряжению Совнаркома в ведение Государственного ТЮЗа Казахстана был передан детский кинотеатр «Ала­Тау», который стал называться сезонным кинотеатром при Государственном ТЮЗе Казахстана.

 

И учеба, и развлечение

 

Чтобы понять, какую роль, какую огромную задачу решал в те годы ТЮЗ, обратимся к документам ЦГА: «Массово­педагогическая работа педчасти театра строится по следующим разделам: работа вокруг спектаклей, внутри и вне театра; кружковая работа детского актива при театре; художественно­воспитательная работа, детские массовые праздники. Работа педагогов в театре -­ это дежурство на спектаклях, то есть воспитательная работа с юным зрителем. До начала спектакля педагоги знакомят зрителей с театром. Массовик-­педагог ежедневно перед спектаклем проводит массовые мероприятия. Затем дети идут в зрительный зал, и тут педагоги ведут разъяснительную работу, как надо вести себя в театре. Педагоги ведут тщательную борьбу с безбилетниками, хулиганами, кроме этого педагоги проводят вступительное слово к каждой пьесе, отражая в своем выступлении эпоху, быт, краткое содержание пьесы. К каждой пьесе делается выставка книг, выпускается бюллетень, альбомы отдельной сцены, проводится литературная или музыкальная викторина. Педчасть строго следит за дифференциацией возраста детей­зрителей. Педагогическая часть провела во время весенних каникул 27 марта конференцию детей­делегатов от старших и младших классов всех школ Алма-­Аты с целью выявления мнения детей об увиденных спектаклях и их пожеланий к репертуарному плану на 1946 год. Проведено несколько экскурсий по помещению театра, экскурсии на спектакли, беседы о принципах художественного воспитания со студентами КазПИ и др.».

 

Пригласительный 1944 года на «Елку», организованную Наталией Сац.

 

Кроме этого, при театре тогда работали русский хоровой кружок на 70 человек, казахский хоровой кружок на 50 человек, кружок художественного слова и танцевально­-ритмический кружок. Участники кружковой работы выступали в театральных концертах.

Педагоги поддерживали тесную связь со школами, поощряли школьников писать письма и отзывы о просмотренных спектаклях, делали рисунки по данной пьесе и за лучшие работы даже давали премии. «Дети получают консультации у педагогов, как лучше поставить пьесы, идущие в театре и в кружках школьной самодеятельности, знакомились с эскизами­-образцами костюмов данной эпохи».

Также педагогическая часть откликалась художественно-­тематическими мероприятиями на важные даты в политическом календаре страны и «всемерно усиливала художественно­-массовую работу во время детских каникул». Так, к 8 марта 1946 года провели тематический концерт на тему «Женские образы в искусстве», а билеты на этот концерт раздали среди девочек­-активисток и отличниц старших классов.

Большие задачи стояли и перед детским кинотеатром, ибо он должен был быть «не только развлекательным, но и культурно­-воспитательным учреждением. Подбор его репертуара должен производиться серьезно и тщательно, также как и наблюдение и организация за посещением того или иного фильма зрителями соответствующего возраста. Не погоня за рублем и количеством сеансов, а за решением культурно­воспитательных задач при помощи киноискусства и максимальными качественными показателями поведут к тому, что демонстрация того или иного кинофильма будет окружаться добавочными воздействиями: вступительное слово, тематические выступления артистов, демонстрация научных опытов, когда идет научный кинофильм. Все пребывание в кино юных зрителей должно быть подчинено педагогическим правилам… Учитывая, что дети приходят на сеанс, как правило, за 40 минут, а то и за час, до начала надо организовать их досуг во время ожидания: массовые игры, хоровое пение, слушание музыки, тихие игры и другое».

 

Первый учитель для артистов и театралов

 

За первый сезон в ТЮЗе была проведена следующая работа: «поставлена пьеса «Красная Шапочка», спектакль прошел 28 раз, охвачено зрителей этим спектаклем 10,5 человек (здесь и далее, скорее всего, речь идет о тысячах: 10 500 человек и т.д. ­ Прим. авт.), выручено денег 81,5 рублей. Поставлен спектакль «Осада Лейдена», который прошел 21 раз, охвачено 8,4 человек, получено денег от спектакля 65,3 рублей. Концертов сделано два, прошли 15 раз, охват зрителей ­ 4,5 человек. Спектакль «Недоросль» прошел 24 раза. Всего за 1946 год до 1 мая спектак­лей и концертов дано 118».

В репертуаре 1945 года были спектакли «Красная Шапочка» Е. Шварца (реж. Н. Сац), «Осада Лейдена» (И. Шток) и «Снежная королева» (Е. Шварц) в постановке известного драматурга Виктора Розова, «Твой дом» (Любимова), концерт­программа, которая до открытия театра давалась на других площадках. В 1946 году утвердили «Недоросль» Фонвизина, «Снежная королева», спектакль о Зое Космодемьянской «Сказка о правде» (М. Алигер), «Зимняя сказка» Шекспира.

Сохранилось любопытное объявление тех лет: «Посещение публичных зрелищ для детей до 6 лет не только не полезно, но и вредно. Педчасть поэтому предупреждает, что дети младше 6 лет в театр допускаться не будут. На вечерние спектакли допускаются только дети с 15 лет». Вот вам и раннее детское развитие!

«Казправда» писала: «За короткое время, с ноября 1945 года, когда впервые поднялся занавес, в театре проделана значительная работа. Созданы сплоченный актерский коллектив, способная режиссура, оркестр, подготовлен тематически разнообразный репертуар, успешно работает студия при театре, и, самое главное, завоеван заслуженный авторитет у требовательных советских зрителей <…> С удовлетворением можно отметить рост многих актеров, нашедших в советском репертуа­ре богатый материал для творческого дерзания, для создания сценических образов благородных советских людей, типичных характеров нашей молодежи, способной самоотверженно бороться и трудиться, страстно ненавидеть и любить, дружить и веселиться <…>  Если первые спектакли театра -­ «Осада Лейдена», «Красная Шапочка» -­ еще стояли на уровне кружковой самодеятельности, то последние постановки советских пьес показывают, что за короткое время коллектив самоопределился в работоспособную драматическую труппу <…>  Театр идет по верному пути реалистического искусства…»

 

Актеры слева направо: Илинский, Климцов, Померанцев.

 

Большое значение Наталия Сац придавала и музыкальному воспитанию молодежи. Под ее руководством и при ее участии проводились тематические и камерные лекции-­концерты. Она являлась художественным руководителем и педагогом по мастерству в театральной студии и дала творческую путевку в жизнь многим казахским и русским артистам. Сохранился документ, в  котором Наталия Сац просит «помочь забронировать артиста театра Померанцева Георгия Борисовича»: «Померанцев ранее был забронирован как артист хора оперы, но ввиду перехода на учебу в консерваторию с одновременным поступлением в ТЮЗ, возникли препятствия к его оставлению со стороны военкомата. Товарищ Померанцев член ВЛКСМ, был на фронте, вернулся с ранением. Очень способный актер драматического плана. Сейчас играет роль Волка в пьесе «Красная Шапочка», большую роль в «Осаде Лейдена» и других спектаклях. Дисциплинирован, упорно и продуктивно работает над собой. В ТЮЗе работает уже около года, посещая все студийные занятия. Его отправка повела бы к большим затруднениям в художественно-­производственной работе». Померанцев и Сац были знакомы еще по работе в театральной студии в Москве. Спустя годы Юрий Борисович станет известным казахстанским актером, получит звание народного артиста КазССР и будет называть Наталию Ильиничну главным человеком в своей жизни: «Первый учитель... Он выводит тебя на дорогу большой жизни и говорит: иди, шагай смелей!.. Таким человеком в моей жизни стала Наталия Ильинична Сац. Что в ней поражало? Настойчивость. Если она за что­-то берется, то делает это с колоссальной энергией. У нее всегда и на все находилось время <…>  Она бесконечно любила сама и учила нас любить искусство, которое ставила превыше всего в жизни…» (газета «Дружные ребята», 25 ноября 1969 года).

7 марта 1946 года при театре была организована студия драматического искусства с 3­летним сроком обучения. Для поступления в нее сдавали основы марксизма. В январе 1947 года в театре был поставлен первый спектакль на казахском языке. Алма­атинский ТЮЗ Наталия Ильинична возглавляла 13 лет, а в 1995 году театру было присвоено ее имя.

Мы поздравляем весь коллектив театра с юбилеем и желаем долгой творческой жизни!

Автор благодарит за предоставленные документы и помощь в создании материала Центральный государственный архив РК. Стиль текстов в документах сохранен.

 

Татьяна СОКОЛОВА.

Поделиться ссылкой

Комментарии   

# Людмила Мананникова 12.11.2015 04:36
Спасибо, Татьяна! Интересный материал! Мне надо как-то вам передать мою книгу "Я родом из ТЮЗа", посвященную истории театра.
Ответить