АЛМАТИНСКОМУ ТЮЗУ - 70 ЛЕТ!
- Родительская категория: Новости
- Категория: Культура
- 3374
-
11 Нояб 2015
Таким был ТЮЗ в 60е годы.
На открытии театра для детей, которое состоялось 7 ноября 1945 года, маленьким зрителям показали спектакль «Красная Шапочка».
«Комсомолка» совместно с Центральным государственным архивом (ЦГА) восстановила события семидесятилетней давности.
Первый в Казахстане Театр для детей и юношества появился благодаря Наталии Сац, театральному режиссеру и педагогу, и недаром теперь носит ее имя.
Детство маленькой Наташи проходило в Москве, ее отец, композитор Илья Сац, работал в Художественном театре, так что дома часто бывали К. Станиславский, И. Качалов, Е. Вахтангов и другие знаковые фигуры русского театра. Неудивительно, что Наташа с малых лет играла в драматической студии, получила музыкальное образование. В 1918 году по ее инициативе был создан первый в России театр для детей - Детский театр Моссовета, а ей тогда было всего 15 лет! В 17 лет она стала его директором и художественным руководителем и занимала этот пост до 1937 года. В 1937 году Наталию Сац арестовали как «члена семьи изменника Родины» и отправили в ГУЛАГ. Здесь она провела долгие пять лет, а в 1942 году вышла на свободу и приехала в Алма-Ату.
Наталия Ильинична среди детей, 1948 год.
Ее кипучая энергия не растерялась с годами, и, прибыв на новое место, Наталия приступила к работе в Казахском театре оперы и балета в качестве режиссера казахской труппы. 14 мая 1944 года здесь состоялась премьера ее постановки «Чио-Чио-Сан». А после этого она решила создать в Алма-Ате первый театр для детей.
6 сентября 1944 года вышло постановление Совнаркома КазССР ЦК КП (б) Казахстана об организации Государственного театра для детей и юношества Казахстана с целью «улучшения постановки внешкольной работы и организации систематического культурного обслуживания детей». ТЮЗ должен был открыть свои двери еще в мае 1945 года, но сделал это лишь полгода спустя.
Лучшее здание в городе - для ТЮЗа!
Подготовка здания и репетиции сразу нескольких спектаклей шли одновременно.
Наталия Сац лично писала в Совнарком товарищу Заговельеву: «Государственный театр для детей и юношества Казахстана просит об отпуске ему единовременно на создание репертуара 172 тысячи рублей. Необходимость эта продиктована следующими соображениями: полноценный репертуар - основной нерв работы каждого театра. Театр для детей должен быть тесным образом связан с жизнью: победы на фронте, очередные задачи пионеров и школьников, народный эпос, исторические темы в особом, доступном детям изложении - все это и многое другое должно найти отражение на сцене детского театра. Одновременно с профессиональным театром для детей на русском языке должна приступить к работе детская студия на казахском языке. В Казахстане театра для детей никогда не было, и такие пьесы отсутствуют совершенно. Театр ставит своей целью познакомить с бытом, богатствами, колоритом Казахстана не только казахских, но русских и всех других детей, наряду с новыми детскими пьесами создать детские эстрадные номера для детской самодеятельности, детские песни, которые в художественной форме будут приближать к изучению второй по величине советской республики - Казахстану…»
Фото ТЮЗа из газеты «Казахстанская правда» от 7 ноября 1945 года с заметкой об открытии театра.
Судя по всему, просьбу заслуженной артистки РСФСР Сац тогда удовлетворили, театру дали одно из лучших зданий города на углу проспекта Сталина и улицы Калинина (современные пр. Абылай хана и ул. Кабанбай батыра. - Авт.). Помещение не просто отремонтировали, а полностью переоборудовали под театр. Вот как описан этот процесс в архивных документах: «Заново перестраивается фасад здания, украшением которого станут барельеф Сталина на фронтоне театра и скульптурные фигуры Пушкина и Джамбула, стоящие в боковых нишах при входе, у ног которых будут бассейны с фонтанами. Вестибюль театра встретит детей стенной росписью по мотивам басен Крылова. В стиле старинных русских деревянных построек оформлено помещение для снятия верхней одежды. Четыре больших портрета - Шекспира, Гольдони, Мольера и Байрона - будут размещены в нижнем фойе. А вокруг них художником Простаковым будут написаны иллюстрации к их произведениям - этот зал посвящен классикам мировой драматургии. Верхнее фойе будет представлять из себя так называемый «Золотой зал» с соответствующей отделкой и мебелью. Специально оборудуется комната для младших братьев и сестриц, в которой будут проводиться игры с малышами. Оборудуется комната аттракционов, буфет, концертный зал, на эстраде которого труппы театра будут давать специальные детские концерты. Зрительный зал на 640 мест, состоящий из партера и лож одного яруса, оформляется национальной орнаментировкой, а сводчатый потолок даст возможность приблизить зал к национальному жилищу казахов - юрте. Бархатный занавес исполнен художником Цевчинским на тему «Дружба детей народов СССР». Художественное руководство театром осуществляется заслуженной артисткой республики Наталией Сац, организатором первого детского театра в Москве, крупным режиссером и большим специалистом по организации детских театров. Ею вместе с директором театра Н. К. Ангаровым сформирована труппа, состоящая в большинстве своем из талантливой молодежи и группы профессиональных актеров».
Остается только гадать, какая отделка и мебель украшали «Золотой зал», но театр в те годы стал крупным центром для проведения культурного досуга маленьких алматинцев. Причем они были не просто зрителями, а полноправными хозяевами своего театра.
27 марта 1946 года в ТЮЗе состоялась конференция, участниками которой стали юные зрители. Вот что писала «Казахстанская правда» от 7 апреля 1946 года об этом событии: «…Выступали школьники всех возрастов. Но особенно интересны и содержательны были выступления школьников старших классов. Вот выступление ученицы 7 класса 33 школы Гуцевич: «Давно мы все мечтали о театре для детей и юношества. И как мы были рады, когда он открылся. Театр нас развивает, воспитывает. Оформление театра и первые постановки всем очень понравились. Нравятся декорации, игра артистов. Но есть и недостатки, которые нужно устранить. Так в пьесе Штока «Осада Лейдена» очень бедны массовые сцены. Мы хотим, чтобы театр согласовывал свой будущий репертуар со школьной программой, ставил Гоголя, Шекспира, Мольера. Также как и постановка «Недоросль», это очень поможет нам и облегчит прохождение материала в школе. Не всегда перед началом спектакля для зрителей делают пояснения. Это плохо, так как многие из нас не ориентируются, в каком государстве и в каком веке происходит действие». После конференции состоялся большой концерт. А с 9 вечера раздевальная наполнилась родителями делегатов конференции. Они благодарили за организацию конференции, но журили работников театра, что концерт кончился в 9.40 вечера. И родители были правы».
В 1945 году по распоряжению Совнаркома в ведение Государственного ТЮЗа Казахстана был передан детский кинотеатр «АлаТау», который стал называться сезонным кинотеатром при Государственном ТЮЗе Казахстана.
И учеба, и развлечение
Чтобы понять, какую роль, какую огромную задачу решал в те годы ТЮЗ, обратимся к документам ЦГА: «Массовопедагогическая работа педчасти театра строится по следующим разделам: работа вокруг спектаклей, внутри и вне театра; кружковая работа детского актива при театре; художественновоспитательная работа, детские массовые праздники. Работа педагогов в театре - это дежурство на спектаклях, то есть воспитательная работа с юным зрителем. До начала спектакля педагоги знакомят зрителей с театром. Массовик-педагог ежедневно перед спектаклем проводит массовые мероприятия. Затем дети идут в зрительный зал, и тут педагоги ведут разъяснительную работу, как надо вести себя в театре. Педагоги ведут тщательную борьбу с безбилетниками, хулиганами, кроме этого педагоги проводят вступительное слово к каждой пьесе, отражая в своем выступлении эпоху, быт, краткое содержание пьесы. К каждой пьесе делается выставка книг, выпускается бюллетень, альбомы отдельной сцены, проводится литературная или музыкальная викторина. Педчасть строго следит за дифференциацией возраста детейзрителей. Педагогическая часть провела во время весенних каникул 27 марта конференцию детейделегатов от старших и младших классов всех школ Алма-Аты с целью выявления мнения детей об увиденных спектаклях и их пожеланий к репертуарному плану на 1946 год. Проведено несколько экскурсий по помещению театра, экскурсии на спектакли, беседы о принципах художественного воспитания со студентами КазПИ и др.».
Пригласительный 1944 года на «Елку», организованную Наталией Сац.
Кроме этого, при театре тогда работали русский хоровой кружок на 70 человек, казахский хоровой кружок на 50 человек, кружок художественного слова и танцевально-ритмический кружок. Участники кружковой работы выступали в театральных концертах.
Педагоги поддерживали тесную связь со школами, поощряли школьников писать письма и отзывы о просмотренных спектаклях, делали рисунки по данной пьесе и за лучшие работы даже давали премии. «Дети получают консультации у педагогов, как лучше поставить пьесы, идущие в театре и в кружках школьной самодеятельности, знакомились с эскизами-образцами костюмов данной эпохи».
Также педагогическая часть откликалась художественно-тематическими мероприятиями на важные даты в политическом календаре страны и «всемерно усиливала художественно-массовую работу во время детских каникул». Так, к 8 марта 1946 года провели тематический концерт на тему «Женские образы в искусстве», а билеты на этот концерт раздали среди девочек-активисток и отличниц старших классов.
Большие задачи стояли и перед детским кинотеатром, ибо он должен был быть «не только развлекательным, но и культурно-воспитательным учреждением. Подбор его репертуара должен производиться серьезно и тщательно, также как и наблюдение и организация за посещением того или иного фильма зрителями соответствующего возраста. Не погоня за рублем и количеством сеансов, а за решением культурновоспитательных задач при помощи киноискусства и максимальными качественными показателями поведут к тому, что демонстрация того или иного кинофильма будет окружаться добавочными воздействиями: вступительное слово, тематические выступления артистов, демонстрация научных опытов, когда идет научный кинофильм. Все пребывание в кино юных зрителей должно быть подчинено педагогическим правилам… Учитывая, что дети приходят на сеанс, как правило, за 40 минут, а то и за час, до начала надо организовать их досуг во время ожидания: массовые игры, хоровое пение, слушание музыки, тихие игры и другое».
Первый учитель для артистов и театралов
За первый сезон в ТЮЗе была проведена следующая работа: «поставлена пьеса «Красная Шапочка», спектакль прошел 28 раз, охвачено зрителей этим спектаклем 10,5 человек (здесь и далее, скорее всего, речь идет о тысячах: 10 500 человек и т.д. Прим. авт.), выручено денег 81,5 рублей. Поставлен спектакль «Осада Лейдена», который прошел 21 раз, охвачено 8,4 человек, получено денег от спектакля 65,3 рублей. Концертов сделано два, прошли 15 раз, охват зрителей 4,5 человек. Спектакль «Недоросль» прошел 24 раза. Всего за 1946 год до 1 мая спектаклей и концертов дано 118».
В репертуаре 1945 года были спектакли «Красная Шапочка» Е. Шварца (реж. Н. Сац), «Осада Лейдена» (И. Шток) и «Снежная королева» (Е. Шварц) в постановке известного драматурга Виктора Розова, «Твой дом» (Любимова), концертпрограмма, которая до открытия театра давалась на других площадках. В 1946 году утвердили «Недоросль» Фонвизина, «Снежная королева», спектакль о Зое Космодемьянской «Сказка о правде» (М. Алигер), «Зимняя сказка» Шекспира.
Сохранилось любопытное объявление тех лет: «Посещение публичных зрелищ для детей до 6 лет не только не полезно, но и вредно. Педчасть поэтому предупреждает, что дети младше 6 лет в театр допускаться не будут. На вечерние спектакли допускаются только дети с 15 лет». Вот вам и раннее детское развитие!
«Казправда» писала: «За короткое время, с ноября 1945 года, когда впервые поднялся занавес, в театре проделана значительная работа. Созданы сплоченный актерский коллектив, способная режиссура, оркестр, подготовлен тематически разнообразный репертуар, успешно работает студия при театре, и, самое главное, завоеван заслуженный авторитет у требовательных советских зрителей <…> С удовлетворением можно отметить рост многих актеров, нашедших в советском репертуаре богатый материал для творческого дерзания, для создания сценических образов благородных советских людей, типичных характеров нашей молодежи, способной самоотверженно бороться и трудиться, страстно ненавидеть и любить, дружить и веселиться <…> Если первые спектакли театра - «Осада Лейдена», «Красная Шапочка» - еще стояли на уровне кружковой самодеятельности, то последние постановки советских пьес показывают, что за короткое время коллектив самоопределился в работоспособную драматическую труппу <…> Театр идет по верному пути реалистического искусства…»
Актеры слева направо: Илинский, Климцов, Померанцев.
Большое значение Наталия Сац придавала и музыкальному воспитанию молодежи. Под ее руководством и при ее участии проводились тематические и камерные лекции-концерты. Она являлась художественным руководителем и педагогом по мастерству в театральной студии и дала творческую путевку в жизнь многим казахским и русским артистам. Сохранился документ, в котором Наталия Сац просит «помочь забронировать артиста театра Померанцева Георгия Борисовича»: «Померанцев ранее был забронирован как артист хора оперы, но ввиду перехода на учебу в консерваторию с одновременным поступлением в ТЮЗ, возникли препятствия к его оставлению со стороны военкомата. Товарищ Померанцев член ВЛКСМ, был на фронте, вернулся с ранением. Очень способный актер драматического плана. Сейчас играет роль Волка в пьесе «Красная Шапочка», большую роль в «Осаде Лейдена» и других спектаклях. Дисциплинирован, упорно и продуктивно работает над собой. В ТЮЗе работает уже около года, посещая все студийные занятия. Его отправка повела бы к большим затруднениям в художественно-производственной работе». Померанцев и Сац были знакомы еще по работе в театральной студии в Москве. Спустя годы Юрий Борисович станет известным казахстанским актером, получит звание народного артиста КазССР и будет называть Наталию Ильиничну главным человеком в своей жизни: «Первый учитель... Он выводит тебя на дорогу большой жизни и говорит: иди, шагай смелей!.. Таким человеком в моей жизни стала Наталия Ильинична Сац. Что в ней поражало? Настойчивость. Если она за что-то берется, то делает это с колоссальной энергией. У нее всегда и на все находилось время <…> Она бесконечно любила сама и учила нас любить искусство, которое ставила превыше всего в жизни…» (газета «Дружные ребята», 25 ноября 1969 года).
7 марта 1946 года при театре была организована студия драматического искусства с 3летним сроком обучения. Для поступления в нее сдавали основы марксизма. В январе 1947 года в театре был поставлен первый спектакль на казахском языке. Алмаатинский ТЮЗ Наталия Ильинична возглавляла 13 лет, а в 1995 году театру было присвоено ее имя.
Мы поздравляем весь коллектив театра с юбилеем и желаем долгой творческой жизни!
Автор благодарит за предоставленные документы и помощь в создании материала Центральный государственный архив РК. Стиль текстов в документах сохранен.
Татьяна СОКОЛОВА.