НА СЪЕМКИ «КАЛИНЫ КРАСНОЙ» ПРИГЛАШАЛИ БАНДИТОВ
- Родительская категория: Новости
- Категория: Культура
- 2090
-
08 Окт 2015
50-летие работы в кино отмечает знаменитый каскадер и постановщик трюков Николай Ващилин.
Николай Николаевич работал со многими знаменитыми режиссерами и артистами. С Василием Шукшиным, Андреем Кончаловским, Михаилов Боярским, Марчелло Мастроянни... О них, а еще о том, как учил Владимира Путина приемам дзюдо, он и рассказал «КП».
ШУКШИНУ ВЫВИХНУЛИ РУКИ
- Я с детства занимался самбо, - говорит Николай Ващилин. - Тренер в свободное время приводил нас на съемочную площадку, чтобы мы участвовали в потасовках. В октябре 1965-го я впервые оказался в массовке фильма «Три толстяка» Алексея Баталова. В кадре спасал героя Тибула от казни на эшафоте... В кадре мы бились по-настоящему, в кровь - тогда считалось, все же должно быть натуральным!
С таким представлением о драках в кино я и попал на съемки фильма «Любовь Яровая», где познакомился с Василием Шукшиным. Я и мои товарищи по секции самбо по команде героя Василия Ланового скручивали и арестовывали рабочих на сходке. Мы так скрутили в первом дубле Шукшина, что вывихнули ему обе руки!
Василий Макарович был обескуражен такой грубостью. Спросил, как мы вообще готовимся к съемкам. Ребята тогда ответили, что спорт - это все, а кино - так, халтура. Василий Макарович подпрыгнул от возмущения: «Халтура! Да, халтура - когда вы на первом дубле калечите артиста!»
И отменил следующую сцену, где меня должны были ударить прикладом в лицо...
ЖАРКИЕ СЪЕМКИ «ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ»
После того как я реально разбил своей головой стекло в электричке (что требовалось по сценарию) на съемках «Романса о влюбленных» Кончаловского, обо мне пошла добрая молва, как о живучем парне.
Шукшин (слева) и Ващилин в фильме «Любовь Яровая», 1968 год.
Фото: личный архив.
Через пару лет, в 1972 году, Шукшин вызвал меня в Вологодскую область на съемки своего фильма «Калина красная». В одной из сцен надо было, чтобы на Шукшина попер бугай, а Шукшин его напугал. Я предлагал и так и этак. Шукшину не нравилось: «Это все из какой-то оперетты. Бандиты так не дерутся».
В итоге я вызвал для консультации настоящих бандитов. Приехали паханы. Посмотрели и говорят: «Когда дерутся, никто руками не размахивает. Подошел тихо и делай». Потом мы с Шукшиным посмеялись, что бандитов в кино привлекаем.
Василий Макарович мне тогда сказал:
- Осваивай каскадерскую профессию по-серьезному. Мне скоро хороший специалист по трюкам понадобится. Про Степана Разина, даст бог, кино снимать буду!
Позже встретились с Шукшиным и на съемках картины «Они сражались за Родину». На тех съемках я, 27-летний, падал в обморок от жары, пульс зашкаливал. Не понимаю, как выносили сорокаградусный зной Никулин, Тихонов, Бондарчук! А Шукшин все обсуждал будущие трюки в «Степане Разине». Предполагалось много батальных сцен и жестоких казней... А вскоре Шукшина не стало. Не дожил до съемок своего «Разина».
Николай Ващилин ставил и выполнял трюки во многих фильмах.
Фото: личный архив.
БОРЩ ДЛЯ МАСТРОЯННИ
Ранним январским утром 1986 года, когда вся страна отходила от новогодних праздников, в моей квартире раздался телефонный звонок. Никита Михалков сообщил, что привез в Ленинград Марчелло Мастроянни, показать ему Эрмитаж. И что хочет пригласить Марчелло с компанией ко мне на домашний ужин. Оказалось, что итальянец обожает домашние котлетки.
Но в магазинах не было ни мяса, ни водки! Я попросил жену сварить борщ и нажарить котлет на 15 человек. Мяса взяли по блату у моего знакомого мясника. Обегав друзей, с трудом насобирал восемь поллитровок и чекушку.
Как сейчас помню: борщ на плите, котлетки, на сковороде шкворчит картошка с салом. На столе в салатницах - квашеная капустка, соленые грибочки и соленые огурчики. На кухне теща, тихо роняя безутешные слезы (вообще-то такая вечеринка губила семейный бюджет!), режет лук и посыпает им селедку.
Никита ввалился с шумной толпой итальянцев, начал рассаживать всех за стол.
- Буониссимо! Мольто бенэ! Мольто граци! - бормотал Марчелло скороговоркой, пробуя угощение.
Тогда он и дал согласие играть в фильме Михалкова «Очи черные», на который Никита пригласил поработать и меня. Помните сцену, когда Марчелло Мастроянни пляшет под музыку на едущей телеге? Вот этот номер и ставили - работали я и дублер...
САМОЕ ОПАСНОЕ -СЦЕНЫ С ОГНЕМ
В «Сибириаде» Кончаловского главная трюковая сцена - взрыв на нефтяной скважине. Андрон хотел снять что-то невероятное. Гибель героя Никиты Михалкова (Алексея) в сценарии была прописана как конец света, проваливался герой вместе с трактором под землю, в горящий ад.
Актеры в благодарность подписали эту забавную карточку.
1. «Колюня! В том, что я не сломал шею, виноват ты! Целую, Старыгин (Арамис)».
2. «Коленька! Целую и благодарю за то, что жив и здоров. Смирнитский (Портос)».
3. «Бей первым, Коля!!! Боярский» (Д'Артаньян)».
4. «Убийце и спасителю одновременно! В. Смехов (Атос)».
Фото: личный архив.
Работа с огнем - сама сложная и опасная для кинематографа. Снимая фильм «Неотправленное письмо», режиссер Калатозов в сцене лесного пожара чуть не погубил Ливанова, Смоктуновского и Самойлову... Поэтому на «Сибириаде» мы судорожно искали выход. Но дальше фокусов с горящей паклей дело не шло. Ситуацию спасли операторы. Предложили кадры комбинированных съемок монтировать с ночной натурой.
В итоге снимали общий план основного пожара в Тюмени, взорвали тонну бензина. Киногруппа, снимавшая взрыв с расстояния 100 метров, спалила себе брови. А сцены пожара с людьми снимали во дворе «Мосфильма» на фоне забора, завешанного горящей паклей. Темнота, блики в лужах, горящий забор на фоне создали на экране атмосферу катастрофы.
Кончаловский, помнится, подарил мне дорогие итальянские сапоги. А Михалков привез настоящее кимоно...
КАК КОНСТАНЦИЯ ИЗ «ТРЕХ МУШКЕРОВ» СТАЛА МУЖЧИНОЙ
- Повторюсь: когда я начинал, в кино применялись реальные драки спортсменов, - продолжает Николай Ващилин. - Но они получались неинтересными, неэффектными. Тогда я придумал делать драку, как танец. Чтобы на экране показать характеры - один трус, другой смельчак.
Ващилин ставил трюки в «Трех мушкетерах».
Фото: личный архив.
Опасный трюк для артистов ставил на съемках «Шерлока Холмса». Помните сцену, когда Василий Ливанов дерется с Виктором Евграфовым на краю обрыва? Снимать решили крупным планом: дублерами актеров не заменить. Мне пришлось их готовить три месяца. Актеры дрались на краю реального обрыва, а потом «падали в пропасть». Естественно, актеры не срывались в пропасть реально, а сползали в яму. Все их па, жесты, удары, прыжки придумывал я. Причем все сняли одним дублем, без монтажа.
- Вы ставили фехтовальные сражения в «Мушкетерах». Были ЧП?
- Мише Боярскому на съемке «Мушкетеров» все-таки проткнули небо, он попал в больницу… В «Трех мушкетерах» по сюжету Констанция запрыгивает в карету. Яркий пример, как мы с режиссером придумали то, чего в жизни быть не может. Ну кому в голову придет женщину на ходу в карету заталкивать? Оправдывает то, что она торопилась. Вопрос стоял: как прыгнуть? Я бы ни одной девушке такой трюк не доверил. Взял, переодел маленького тоненького парня. Из едущей кареты Боярский, открыв на ходу дверь, выталкивает господина и помогает Констанции ласточкой туда запрыгнуть. На деле один каскадер вылетает и скатывается на брусчатку. И другой, переодетый в Констанцию, запрыгивает. А крупным планом уже показана Алферова в окошке кареты. И подмена абсолютно не заметна.
Николай Николаевич три месяца готовил трагическую сцену борьбы Холмса (Ливанов) с Мориарти (Евграфов) у пропасти.
Фото: кадр из фильма
СПРАВКА «КП»
Николай ВАЩИЛИН родился в 1947 году в Ленинграде. Неоднократный чемпион СССР по самбо, каскадер и постановщик трюков киностудии «Ленфильм», экс-заместитель председателя правления киностудии ТРИТЭ Никиты Михалкова, член Союза кинематографистов, был директором нескольких баскетбольных клубов. Ставил и выполнял трюки во многих фильмах, в том числе «Стрелы Робин Гуда», «Д'Артаньян и три мушкетера», «Приключения Шерлока Холмса».
КСТАТИ
УЧИЛ ПУТИНА ПРИЕМАМ ДЗЮДО
- Мы с Вовой Путиным ходили в одно спортивное общество «Труд», где занимались самбо, - вспоминает Ващилин. - Тренер у нас был один - Анатолий Рахлин, он уже ушел из жизни. Самбо я Путина не учил, а вот приемы дзюдо ему показывал. Тогда дзюдо никто, кроме меня, в нашем спортивном обществе не знал. Мне было 19 лет, а Путину - 14. Разница в возрасте чувствовалась.
Я получал спортивную стипендию 100 рублей как член сборной СССР, и тренер Рахлин просил, чтобы я «младших братьев», в том числе и Путина, иногда мороженым угостил, иногда в кино сводил. На мелюзгу я тогда смотрел, как на детишек своего тренера. Но Путин проявлял характер.
Путин и Ващилин занимались в одном спортивном обществе «Труд». Будущий каскадер учил будущего президента приемам дзюдо.
Фото: личный архив.
Помню, мы с ним как-то разговорились о кино, о том, что в массовках снимаемся. А он мне сказал, что кино его не интересует, хочет стать разведчиком. Я спросил: «Зачем тебе быть разведчиком?» А он дерзко ответил: «А чтоб таких, как ты, в бараний рог крутить».
Он в своей книге пишет, что «в то время у нас был в обществе большой мальчик Коля» (это про меня). И однажды, мол, мы зашли в подворотню, а на нас пошли хулиганы. Коля сделал сердитое лицо, и они отошли сразу в сторону. Вот он так меня видел - большим, грозным человеком.
Анна ВЕЛИГЖАНИНА,Наталия ЮНГВАЛЬД-ХИЛЬКЕВИЧ.