Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Сб04202024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:
Back Вы здесь: Политика ОСНОВНОЙ ЗАКОН КАЗАХСТАНА НА ПУТИ К ОБНОВЛЕНИЮ

ОСНОВНОЙ ЗАКОН КАЗАХСТАНА НА ПУТИ К ОБНОВЛЕНИЮ

В свете выступления главы государства 12 декабря 2016 года на торжественном собрании, посвященном 25­летию Независимости Республики Казахстан, Специального обращения президента Казахстана от 15 января, а также опубликованного 26 января проекта Закона РК «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» и Послания президента Нурсултана Назарбаева народу Казахстана от 31 января хотел бы поделиться некоторыми своими соображениями по реформированию Основного закона страны.

Выступая на торжественном собрании, посвященном 25-летию Независимости республики, Лидер нации Нурсултан Назарбаев отметил, что Казахстан был, есть и будет государством с президентской формой правления, что предусмотрено нашей Конституцией.

Действительно, благодаря президентской форме правления Казахстан сумел достичь серьезных высот в социально-экономическом, политическом и правовом своем развитии, а главное, президентская форма правления позволила стране избежать серьезной социальной напряженности, политических кризисов и всевозможных столкновений на межэтнической, религиозной языковой почве. Этого, к сожалению, не удалось избежать некоторым странам постсоветского пространства, избравшим иную форму правления». При самых разных взглядах на понятие «форма правления» (президентская, парламентская, смешанная республики), надо согласиться с позицией казахстанского президента, справедливо утверждающего, что у Казахстана свой собственный путь развития. Поэтому закрепленная в п. 1 статьи 2 Конституции РК «президентская  форма правления» наиболее полно в правовом отношении отвечает требованиям времени, менталитету и духовной культуре народа Казахстана. Можно с уверенностью утверждать, что данный пункт не нуждается в каких-либо коррективах и должен оставаться неизменным, тем более что незыблемость этого положения гарантирована п. 2 ст. 91 Конституции, в соответствии с которым «Установленные Конституцией унитарность и территориальная целостность государства, форма правления Республики Казахстан не могут быть изменены».

Не отходя от данного текста, хотел бы подробнее остановиться на содержании вышеизложенного пункта 2 статьи 91 Конституции, поскольку в Проекте о внесении дополнений и изменений в Конституцию предложено изложить его в следующей редакции: «2. Установленные Конституцией независимость и территориальная целостность Республики, форма ее правления не могут быть изменены». Как видно из содержания данного положения, пункт 2 статьи 91 предполагается дополнить словом «независимость», и это, на мой взгляд, правильный подход, поскольку независимость предполагает самостоятельность страны в отношениях с другими государствами.

Вместе с тем следует иметь в виду, что независимость является лишь одним из признаков суверенитета государства наряду с такими признаками, как верховенство государственной  власти и единство государственной власти. Основываясь на вышеизложенном, полагаю, что в предложенном Проектом изложении 2 пункта статьи 91 слово «независимость» следует заменить словом «суверенитет», а сам этот пункт изложить в редакции следующего содержания: «2. Установленные Конституцией суверенитет государства, унитарность и территориальная целостность Республики, форма ее правления не могут быть изменены». Считаю данное предложение своевременным и актуальным в построении суверенной, демократической, правовой государственности, особенно в условиях вхождения Казахстана в ЕАЭС, когда в обществе порой озвучиваются мысли о возможном отказе от определенной части суверенитета в связи с формированием единого экономического пространства. Кроме того, предложенная мною редакция этого пункта станет более весомой гарантией от необоснованных в будущем попыток изменить такую основу конституционного строя, как суверенитет.

Далее, весьма существенной основной гарантией от необоснованных в будущем каких-либо попыток изменить в Конституции страны положения, в той  или иной степени затрагивающие суверенитет и независимость, унитарное устройство, территориальную целостность и президентскую форму правления, является предложенный в Проекте о внесении изменений и дополнений в Конституцию в качестве дополнительного пункт 3 статьи 91 Основного закона. Данный пункт предложен в следующей редакции: «3. Изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан выносятся на республиканский референдум или на рассмотрение Парламента Республики при наличии заключения Конституционного Совета об их соответствии требованиям, установленным пунктом 2 настоящей статьи».

Таким образом, Конституционный Совет как орган конституционного контроля наделяется полномочием давать заключения на предмет соответствия требования пункта 2 статьи 91 Конституции о невозможности в будущем внесения дополнений и изменений в Основной закон страны, если они посягнут на такие основы конституционного строя Казахстана, как суверенитет, унитарное устройство, территориальная целостность и президентская форма правления. И только при наличии положительного заключения Конституционного Совета по вышеуказанным основаниям станет возможным в будущем внесение дополнений и изменений в Конституцию РК.

Надо отметить, что подобная практика имеется во многих развитых в правовом и демократическом отношении странах. Весьма важным в данном аспекте является и предложенное в Проекте о внесении дополнений и изменений в Конституцию положение, дополняющее подпункт 3 статьи 44 «Президент» подпунктом 10­1 следующего  содержания: «В интересах защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения национальной безопасности, суверенитета и целостности государства направляет обращения в Конституционный Совет о рассмотрении вступившего в силу закона или иного правового акта на соответствие Конституции Республики Казахстан, о даче заключения в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 91 Конституции Республики Казахстан».

Включение данного подпункта в подпункт 3 статьи 44 «Президент» является вполне обоснованным, своевременным и справедливым, поскольку предоставляет главе государства реальный механизм обеспечения своего правового статуса. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 44 президент Республики Казахстан является символом и гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Здесь важно иметь в виду, что глава государства сможет направлять в Конституционный Совет обращения на соответствие Основному закону уже принятых и действующих законов и иных правовых актов по вышеуказанным основаниям, а также на проекты предлагаемых в будущем изменений и дополнений в Конституцию страны.

 

Эркин ДУЙСЕНОВ, доктор юридических наук, профессор, советник ректора Евразийской юридической академии им. Кунаева.

Поделиться ссылкой

Комментарии   

# Гульнар 28.02.2017 22:47
Согласна с тем, что необходимо ввести термин суверенитет, заменив слово "независимость" . Государственный суверенитет есть свойство публичной власти и выражение ее верховенства и независимости внутри страны и из вне.
Ответить
# Ерболат 01.03.2017 17:56
Эркин Эрманович, как всегда в точку! Будем надеятся учтут.
Ответить
# Акиф Сулейманов 01.03.2017 23:16
Отличное интервью! Будем надеяться, что Рабочая группа обязательно учтёт предложения уважаемого Эркин Эрмановича !
Ответить
# Айнура Сабитова 03.03.2017 14:15
Согласна с мнением профессора Дуйсенова. Уважаю его как специалиста и всегда чётко излагает свою позицию. Удачи
Ответить
# Рустам Мамазакиров 03.03.2017 15:25
Неизменность суверенитета государства, территориальной целостности и тем более формы ее правления, несомненно обеспечивают устойчивое развитие страны. В этом отношении, следует отметить предлагаемая профессором Э.Дуйсеновым редакция изменений в Основной закон Казахстана, представляет наиболее приемлемым. Ибо наличие данного принципа в Конституции Казахстана, ставит ее в ряд большинства современных демократических конституций развитых стран.
Ответить