Аэропорт моей мечты - в Алматы
- Родительская категория: Новости
- Категория: Экономика/кризис
- 14739
-
22 Дек 2011
Айбол Ануарович Бекмухамбетов занял кресло руководителя аэропорта южной столицы в декабре 2009 года, когда Алматинская воздушная гавань находилась на грани дефолта. За прошедшие два года ситуация в аэропорту кардинально изменилась.
В конце года принято подводить итоги, и «Комсомолка» побеседовала с Айболом Ануаровичем о том, что происходило в аэропорту в последние два года - с того момента, как он занял эту должность.
- Главный повод нашего разговора - конечно, 20 лет независимости страны. Вы как пилот гражданской авиации, как топ-менеджер, как руководитель такой структуры, как аэропорт, что отметите за эти 20 лет в гражданской авиации?
- Не буду скрывать, первые годы независимости были для нас очень сложными. Авиасообщения между многими городами были нарушены, первоклассные специалисты сидели без работы и без заработной платы. Приходилось заново налаживать связи, восстанавливать прежние рейсы и открывать новые. Ведь на месте одной большой страны образовались 15 новых государств, каждое - со своим воздушным пространством и сводом законов. Добавьте к этому тотальный дефицит всего, включая топливо. В общем, было очень нелегко.
Когда я пришел в 2009 году в международный аэропорт Алматы, ситуация здесь была критическая - воздушная гавань находилась на грани дефолта. Только по авиакеросину долг составлял 5,9 млрд. тенге, перед банками - 9,2 млрд. Но все можно преодолеть, если хорошо и много работать. И мы сумели переломить ситуацию, исправить ее. Нашим главным достижением стала финансовая стабильность. Судите сами, по итогам последних 9 месяцев в сравнении
с 2009-м рост идет по всем показателям: самолетовылетов - на 28%, грузовых рейсов - на 78%, пассажиропотока - на 42%, грузопотока - на 40%. В прошлом году мы впервые перевезли 3 млн. пассажиров, в этом году ожидаем, что обслужим около 3 млн. 600 тысяч человек. Чистая прибыль за 2011 год составила около 7 млрд. тенге. Так что аэропорт сегодня находится на экономическом подъеме и дает хорошую прибыль.
- Чувствуется, как вы с гордостью говорите, в том числе, и о финансовых достижениях. Но я, с вашего позволения, верну вас вновь на два года назад, когда вы только пришли на эту должность. Ни для кого не секрет, и вы об этом только что сказали, что финансовые проблемы были большие. Вы, насколько я знаю, не склонны переваливать вину на прежнее руководство. Как вы решали эти проблемы?
- Первое и самое главное - это жесткая финансовая дисциплина, причем под моим персональным контролем. Мы не расходуем деньги направо и налево, и закупаем только то, что действительно необходимо для работы аэропорта и повышения качества предоставляемых нами услуг.
Второе важное условие в решении проблем - безусловно, это команда. Сейчас у нас сложился коллектив профессионалов, которые давно работают в авиации. Да, была непростая работа, переговоры с банками. Конечно, можно спрашивать сколько угодно - куда смотрело прежнее руководство, беря кредиты под 18%? Сейчас у нас займы под 6-7%, нам пошли навстречу, сделали реструктуризацию. Многие наверняка помнят скандал - терминал аэропорта скоро уйдет с молотка! Но, во-первых, он не мог уйти, потому что находился и находится в собственности акимата города. Во-вторых, мы мирно решили этот вопрос с банком. Многое нам пришлось создавать заново, с нуля. Знаете, когда в декабре 2009-го я пришел в аэропорт, мне даже не надо было делать каких-то кадровых перестановок. Многие люди, которые работали в прежней команде, просто сами ушли. Они даже не потрудились принести мне заявления об уходе, не вышли на работу и все. Зато сейчас в нашей команде только надежные люди.
- В одном из своих интервью, которое вы дали только придя на эту должность, вы отметили, что сотрудники не очень довольны условиями...
- Еще бы! Ведь люди сидели без заработной платы, ее платили с большими опозданиями, более того, ее еще и сократили.
Несмотря на тяжелую финансовую ситуацию, мы еще в прошлом 2010 году подняли зарплату на 20% всем сотрудникам. В этом году, осенью, мы еще раз ее повысили всем, кроме руководства. Задержек по выплате зарплаты теперь нет. Почти каждый квартал у нас премии. Специально к 20-летию независимости РК мы выплатили всем работникам премию в размере месячного оклада.
- У вас опыт руководства аэропортами огромный, были и Актобе, и Атырау, и столичный… А есть ли какие-то общие проблемы для всех аэропортов страны?
- Да, я работал и возглавлял аэропорты трех аэропортов Казахстана. Алматы - уже четвертый.
А что касается проблем, то они везде практически одни и те же. Это обеспечение авиатопливом и прибыль. Основные доходы аэропорта зависят от количества воздушных судов, которые приземляются и улетают. Тяжелое воздушное судно «оставляет» в порту до 10 тысяч долларов, а легкое - около 500. В Казахстане найдется немного аэропортов, которые работают в прибыль.
Насчет топлива, наш аэропорт потребляет около 300 тысяч тонн керосина в год - как раз столько, сколько производят все три казахстанских НПЗ. Учитывая, что керосин нужен не только нам, но и другим аэропортам, очевидно, что этого количества недостаточно. А ситуация с поставками из России только усложняется.
Чувствуется также и определенный кадровый голод. Сейчас мало способных, высококвалифицированных специалистов. Раньше мое родное Актюбинское летное училище выпускало в год 300 человек. И был даже переизбыток. А сейчас авиакомпании вынуждены сами готовить пилотов за границей.
- Теперь личный вопрос - тянет ли в небо? Вы все-таки давно на земле.
- А я продолжаю полеты! Но сильно уже в небо не тянет.
Первое время, конечно, меня очень тянуло летать. Мне и сейчас не составит большого труда пройти переподготовку на полеты на новых самолетах. А воздушные суда поменьше я освоил практически все, летал и командиром, и инструктором. Ведь моя основная работа - инструктор, я в летном училище начинал именно инструктором. На маленьком пилотажном самолете обучал по всему СНГ, сейчас около 70 моих курсантов летают по всему миру. Так что я могу выполнить полет на высоком уровне.
- Еще немного о личном, если можно. У вас два сына и дочь. Они не продолжили ваш профессиональный путь?
- Конечно, дети видят мою работу, знают, что это такое и какая она непростая. Вы знаете, мой старший сын имеет отличное зарубежное экономическое образование, работал на хорошей должности в очень крупной национальной компании. А потом вдруг все бросил и пошел работать в Комитет гражданской авиации. Он, как и я, видит, что если мы хотим интегрироваться в международную транспортную систему, то необходимо знать европейский менеджмент и английский язык. Младший сын получает техническую специальность, думаю, тоже придет со своими знаниями в авиацию. А дочка, думаю, будет врачом, возможно, тоже в авиации.
- Вопрос не только как к профессионалу, летчику, но и как к человеку. Вы много летали, видели множество аэропортов. Аэропорт вашей мечты - какой он?
- Да, я видел много аэропортов. И моя мечта - чтобы аэропорт Алматы стал лучшим аэропортом в мире. Причем он необязательно должен быть огромным. Главное - функциональным, комфортным и хорошо оснащенным - вот что необходимо. Огромный хаб на 150 тысяч квадратов, как хотели строить в Капшагае, нам не нужен вовсе! Помните, просили под него 15 тысяч гектаров земли? Но так никто и не начал строить...
Фактически к 2020-2030 гг. нам терминал нужно расширить примерно на 20-25 тысяч квадратов, не больше. Это не только мое мнение, это мнение экспертов, которые проводили анализ и аудит. Хотелось бы, чтобы наш аэропорт стал красивой, удобной воздушной гаванью для судов и пассажиров всего мира.
Ольга БЕЛОВА.
из досье «КП»
Айбол Ануарович Бекмухамбетов родился в 1962 году.
В 1983 году окончил Актюбинское высшее летное училище гражданской авиации по специальности «Летная эксплуатация воздушного транспорта», квалификация - инженер-пилот.
1983-1993 гг. - пилот-инструктор, командир-инструктор воздушного судна Як-40, заместитель командира эскадрильи Як-40 Актюбинского высшего летного училища гражданской авиации.
1993-1994 гг. - главный специалист отдела государственной политики в гражданской авиации Министерства транспорта Республики Казахстан.
1994-1996 гг. - пилот самолета ТУ-154 на международных воздушных линиях Алматинского летно-технического комплекса.
1996-1997 гг. - заместитель директора Актюбинского авиапредприятия.
1997-2000 гг. - президент АО «Международный аэропорт Актобе».
2000-2007 гг. - президент авиакомпании «Евро-Азия Эйр».
С 2001 г. - одновременно генеральный директор АО «Международный аэропорт Атырау».
С 2003 г. - одновременно председатель Совета директоров АО «АТМА - аэропорт Атырау и перевозки».
С 2008 г. - президент АО «Международный аэропорт «Астана».
С декабря 2009 г. - президент АО «Международный аэропорт Алматы».
Кандидат технических наук, ученую степень получил после защиты в 2005 году диссертации на тему «Совершенствование деятельности оператора на базе теории и практики управления рисками при обеспечении безопасности полетов». Автор более 10 научных трудов по эксплуатации воздушного транспорта, инженерной психологии, принятию решений.
Действующий инженер-пилот 1-го класса, заслуженный работник авиации РК.
Полковник ВВС Министерства обороны РК. Кавалер орденов «Кермет», «Достык» и «Парасат».
В 2000 году за мужество и героизм, проявленные на переговорах с террористами, захватившими ВС Боинг-737 с пассажирами на борту, присвоено звание «Человек года Актюбинской области».