Вопросы пенсионного обеспечения - дело государственной важности
- Родительская категория: Новости
- Категория: Экономика/кризис
- 5314
-
10 Дек 2013
Вопросы пенсионного обеспечения занимают важное место в экономической и социальной политике любого государства. И сегодня системы пенсионного обеспечения, действующие с прошлого столетия в большинстве стран, достигли своей зрелости. Это означает, что большинство работающих охвачены пенсионными планами и имеют право на получение пенсий в полном размере.
По прогнозу ООН, к 2050 году средняя продолжительность жизни в мире составит 74 года, доля людей старше 60 лет возрастет с 11 до 22%, а количество пожилых людей по сравнению с началом XXI века через 40 лет увеличится втрое.
Эти довольно не оптимистичные тенденции поставили вопрос о финансовой состоятельности и эффективности сложившихся в мире систем пенсионного обеспечения. Финансовый стресс, который испытывают эти системы, таит в себе серьезные угрозы. Не последнее место среди экономических, финансовых и социальных последствий старения населения занимают политические аспекты — пенсионеры составляют значительную часть электората; доля работающего населения снижается, а политическая сила пожилых отношений возрастает.
Чтобы понять, что же заставляет наше государство встать на путь реформ пенсионной системы, следует обратить внимание на пенсионные системы высокоразвитых государств мира, которые обеспечивают не шикарный, но достаточно приемлемый уровень жизни для своих пожилых граждан.
Во многих современных государствах принято заботиться о своей старости за много лет до ее наступления. В большинстве стран на пенсию выходят в возрасте 65—70 лет. Сейчас в Европе из—за финансового кризиса обсуждают вопрос повышения пенсионного возраста до 75 и даже 80 лет. По мнению специалистов, это позволит сделать пенсии и медицинское обслуживание более доступными, а также снизить демографическую нагрузку на занятое население. Повышение пенсионного возраста позволяет людям дольше работать, что несколько облегчит тяжкое бремя, лежащее на молодых.
В мировых системах пенсионного обеспечения используют два финансовых механизма — распределительный и накопительный. Распределительная система основана на договоре поколений: пенсия нетрудоспособным выплачивается из взносов работающих; когда нынешние работники станут нетрудоспособными, пенсию им будут платить из взносов следующих поколений. При этом расчет будущей пенсии может быть и условно—накопительным, когда она прямо зависит от размера и количества взносов, которые были сделаны в период работы.
При накопительной системе взносы, которые отчисляет работник, накапливаются, а не направляются на выплату пенсий нынешнему поколению пенсионеров. По достижении пенсионного возраста пенсию работнику будут выплачивать из его накоплений.
Все страны, имеющие институты социальной защиты и социального страхования, вынуждены рано или поздно реформировать свои пенсионные системы. Это обусловлено как увеличением средней продолжительности жизни и более быстрым ростом численности пожилых граждан по сравнению с трудоспособным населением, так и непрерывным повышением социальных стандартов и качества жизни.
До начала периода пенсионных реформ государственное пенсионное обеспечение повсеместно было основано на распределительном механизме. В 1970—80—е годы, когда наметились вышеуказанные демографические тенденции (прежде всего, в промышленно развитых странах), под пенсионной реформой понимали полный отказ от распределительной системы и переход к новым моделям, базирующимся на различных накопительных схемах и их сочетаниях.
Считалось, что накопительные механизмы адекватны рыночной экономике и способны решить обостряющиеся пенсионные проблемы благодаря более высокой эффективности. Постепенно в большинстве стран подходы к пенсионной реформе становились менее радикальными.
Основная предпосылка ныне развернутой пенсионной реформы — модернизация. Модернизация — это обновление, перерождение, которое основано на уже существующей схеме пенсионного обеспечения и политике социальной защиты населения. В условиях быстро развивающейся общественной, политической и экономической составляющих существования любого государства, равно как и современного Казахстана, такая мера просто необходима.
По данным ООН, Казахстан относится к странам с ускоренным темпом старения населения. В этой связи к 2050 году четверть населения страны будет относиться к лицам старшего возраста, и демографическая нагрузка на работающее население значительно возрастет. Учитывая все эти обстоятельства, целью пенсионной реформы в РК является создание условий, при которых человек в ходе трудовой деятельности мог бы успеть сделать достойные накопления.
Важной составной частью политики социальной защищенности в развитых государствах является создание особых условий труда для пожилых людей — возможность использовать гибкий рабочий график, поддерживать квалификацию, а также заботиться о здоровье. Часто за несколько лет до пенсии люди меняют свою работу: начинают работать консультантами, мастерами обучения, переходят в семейный бизнес или просто начинают новый, нетяжелый вид деятельности.
Вот эту работу в Казахстане предстоит провести в ближайшие четыре года, чтобы у женщин предпенсионного возраста, в зависимости от состояния здоровья, уровня квалификации и жизненных интересов, имелись различные варианты завершить трудовую деятельность и выйти на пенсию.
Пенсионная реформа — важнейший национальный проект современного Казахстана. Ее основной целью является обеспечение достойной пенсии у работающих ныне граждан, а также установление прямой зависимости между размером будущей пенсии и стажем, зарплатой работника, а также добровольными взносами в пользу его будущей пенсии — иначе говоря — его личным вкладом в пенсионную систему.
Старая, распределительная, система полностью строилась на принципе солидарности — то есть работающие люди содержали пенсионеров. В общих чертах это выглядело так: советские предприятия отчисляли на пенсионные цели определенный процент от фонда оплаты труда. Государство, добавляя необходимую часть из бюджета, полностью расходовало эти средства на выплату текущих пенсий. Пенсии были примерно одинаковыми и относительно высокими, ведь, к примеру, в 1970 году на каждого советского пенсионера приходилось около четырех работников. В пенсионном возрасте находилось малочисленное поколение, прошедшее войну, голод и лишения, тогда как в трудоспособный возраст вступило многочисленное поколение людей, рожденных в послевоенное десятилетие, когда наблюдался всплеск рождаемости.
К 1990 году это соотношение сократилось до 2,2 человека, а уже в 2002 году на одного пенсионера приходилось лишь 1,7 работающих. Сегодня на каждого пенсионера приходится около 1,5 работника, а в будущем количество работающих и пенсионеров сравняется. В таких условиях распределительная система оказывается неэффективной: распределять станет попросту нечего.
Ключевой идеей новой пенсионной системы является принцип накопления. Гражданам предоставлена возможность копить себе на пенсию в период активной трудовой деятельности.
При всей кажущейся сложности современной пенсионной системы ее логика довольно проста: в будущем государство гарантирует вам лишь минимальный размер пенсии. Все, что выше, — личная ответственность каждого. Чем больше вы скопите к моменту достижения пенсионного возраста — тем лучше будете жить в преклонные годы.
У двух работников с одинаковым стажем и уровнем заработной платы размер пенсии может существенно различаться. Все зависит от того, насколько сознательно подошел работник к формированию и накоплению своего пенсионного капитала.
Важно понимать, что у этих процессов есть не только экономические, но и демографические причины: в пенсионный возраст сегодня начинает вступать многочисленное поколение, родившееся после Великой Отечественной войны. Эти люди будут выходить на пенсию на протяжении ближайших 15—20 лет. В трудовой же возраст в этот период будет входить малочисленное поколение, рожденное в 90—х годах прошлого века, когда наблюдался серьезный спад рождаемости. Так как солидарная пенсия преимущественно формируется за счет пенсионных взносов работодателей, то описанный демографический дисбаланс неизбежно приведет к сокращению размера пенсий.
Единственная возможность не оказаться в преклонном возрасте за чертой бедности — копить на пенсию в период трудовой деятельности.
Намеченная в Казахстане модернизация пенсионной системы в основе своей не имеет абсолютно радикальных мер: проводимые в настоящее время преобразования в пенсионной системе Казахстана по сути дела являются лишь ее обновлением. Система пенсионного обеспечения останется многоуровневой. Государство так же будет гарантированно выплачивать базовую пенсию, сохранится действующий порядок пенсионного обеспечения в солидарной системе на обязательном уровне, а основной акцент будет сделан на необходимость дальнейшего развития и совершенствования накопительного компонента пенсионной системы.
Из обширного зарубежного опыта видно, что большинство развитых стран постоянно реформируют свою пенсионную систему. Эта необходимость продиктована стремлением идти в ногу со временем и вселить в граждан уверенность в завтрашнем дне. При проведении пенсионных реформ используются комбинированные схемы, при которых накопительные системы пенсионного обеспечения населения получают все большее распространение и являются эффективным инструментом, способствующим экономическому росту стран. Финансовые институты, построенные по накопительной схеме, гармонично сосуществуют с введенными ранее государственными распределительными пенсионными программами.
Благодаря пенсионным реформам граждане по всему миру уже сегодня получили возможность участия в формировании своих будущих пенсионных накоплений путем инвестирования их в различные финансовые институты. Также мировой опыт показывает, что с развитием негосударственного пенсионного обеспечения значительно возрастает экономический уровень страны, а с ним и уверенность граждан в завтрашнем дне.
За рубежом используются различные модели пенсионных систем, включающие в себя разнообразные институты социальной защиты (государственное социальное обеспечение, обязательное социальное страхование, личное пенсионное страхование и т.д.). Как правило, построенные по «накопительной» или «распределительной» схеме модели в чистом виде встречаются редко. В основном, используются комбинированные модели, отличия которых заключаются в доминировании одного из институтов.
За последние 15—20 лет многие экономически развитые страны предприняли шаги по модернизации своих пенсионных систем с целью приспособления их к меняющимся демографическим и экономическим условиям, а также для придания им большей гибкости и финансовой устойчивости.
На начальных этапах этих преобразований в ряде стран (Германия, Италия, США, Франция, Япония) предпринимались попытки увеличения пенсионных систем за счет повышения размеров взносов, что вызывало активное противодействие как работников, так и работодателей.
Вторым направлением реформ являлось повышение возраста выхода на пенсию с одновременным сохранением права досрочного (гибкого) выхода на пенсию.
Третьим направлением, используемым отдельными странами (Франция, Германия, Нидерланды, Австрия) для повышения финансовых поступлений в пенсионные системы, является увеличение базовой заработной платы, с которой делаются взносы, путем включения в нее премий и отпускных пособий.
Важной мерой для повышения сбалансированности пенсионных систем служит законодательное увеличение продолжительности необходимого стажа для получения максимальной пенсии.
Еще одним направлением реформирования пенсионных систем в ряде стран стало введение обязательных профессиональных накопительных систем под государственным управлением и контролем (США, Великобритания, Нидерланды, Франция) и стимулирование создания дополнительных добровольных пенсионных систем как профессиональных, так и индивидуальных.
За основу пенсионной реформы в Казахстане была принята чилийская модель как одна из наиболее революционных. Пенсионная система в Чили не содержит распределительного механизма и полностью основана на накоплении средств на индивидуальных счетах работников и капитализации взносов. Каждый вступающий в накопительную пенсионную схему получает персональный счет, на котором аккумулируются его пенсионные взносы, размер которых установлен и зафиксирован. Эти средства накапливаются и инвестируются частными пенсионными фондами, а по достижении вкладчиком пенсионного возраста они становятся источником его пенсионных выплат. Помимо основ чилийской системы казахстанская модель восприняла и адаптировала под свои особенности опыт и других стран, поэтому считается одной из наиболее успешных в мировой практике.
Стоит отметить, что при разработке проекта закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» были учтены все возможные риски, оценены перспективы и самым тщательным образом изучен опыт других стран.
а как у них?
В Швейцарии действует государственное, трудовое и личное пенсионное страхование. Государственное страхование существует для всех и призвано обеспечить достойное существование населению пенсионеров. Максимальная государственная пенсия не превышает сумму в 1400 швейцарских франков, что соответствует прожиточному минимуму. Бюджет государственных пенсий по старости формируется за счет налогов на табачные изделия, алкогольные напитки и сборов с игрового бизнеса. Все трудящиеся граждане Швейцарии подлежат обязательному пенсионному страхованию. Каждый страхующийся обязан отчислять со своей заработной платы от 2 до 4% на свой личный счет и 1% — на индексации пенсий гражданам, которые ее уже получают.
Пенсионная система Германии также имеет три составляющие: обязательное государственное страхование, добровольное производственное страхование и частное страхование. Если первая составляющая основана на обязательности отчислений части зарплаты работника и доплаты государства, то вторая и третья предполагают добровольное участие — в одном случае — работодателя, а в другом — самого работника при стимулирующих мерах государства.
Добровольное производственное страхование основано на том, что предприятие поручает банку, страховому или фондовому обществу накапливать взносы, перечисляемые работодателем в размере части заработной платы, оговоренном с работником.
Основой пенсионного обеспечения в США более 60 лет служила главная государственная пенсионная система (Social Security), построенная по распределительному принципу. Однако за последние десятилетия стремительно развивались частные системы пенсионного обеспечения. В США существует три основных вида частных пенсионных систем: частные пенсионные планы по месту работы (планы с установленными выплатами и планы с установленными взносами), личные пенсионные счета и аннуитеты, т.е. ежегодная рента (организуется страховыми компаниями). В отличие от государственной пенсионной системы, частные пенсионные системы носят добровольный характер.
В модели пенсионного обеспечения, действующей в Японии, доминирует финансируемое из бюджета государственное социальное обеспечение, в то время как другие институты играют роль дополнительных систем социальной защиты населения.
Одной из самых новаторских пенсионных систем в мире считается чилийская, опыт которой использовался различными странами (в том числе и Казахстаном). Пенсионный возраст в Чили составляет для женщин 60 лет, для мужчин — 65. Ответственность за формирование пенсионных накоплений переносится на работающих граждан: у каждого из них существует свой пенсионный счет, ежемесячно пополняющийся взносами в размере 10% от заработной платы, в дальнейшем перечисленные средства капитализируются частной управляющей компанией по выбору гражданина. Следует отметить, что в Чили существует два основных типа получения пенсий: пожизненная рента (страховая компания выплачивает пособие застрахованному лицу до конца его жизни) и программированный уход на пенсию (пенсионные выплаты осуществляются по определенной схеме, оговоренной с застрахованным лицом). Несмотря на то, что пенсионная реформа Чили функционирует уже более 30 лет (с 1981 года), она регулярно совершенствуется.
Подготовила Ольга Белова.
Мне все стало понятно. Я например не знал, что пенсию пенсионеры получают за счет отчислений работающего населения. А это, как в статье сказано, естественно является демографической нагрузкой. В этом случае я поддерживаю деятельность нашего правительства.
Да чилийская модель - реально работает. Я где-то это читал на одном из зарубежных сайтов.
Ну посмотрим как она приживется у нас. Будем надеяться на лучшее. Я верю в великое будущее Казахстана!