Личный автомобиль становится алматинцам не по карману
- Родительская категория: Новости
- Категория: Экономика/кризис
- 6252
-
04 Июль 2013
Если в чем—то и можно упрекнуть акима Алматы, то только не в том, что слова у него расходятся с делом. Весной Ахметжан Смагулович сказал, что для решения транспортных проблем мегаполиса надо сделать частное авто невыгодным, летом начал делать.
Первый звоночек для алматинских владельцев железных коней уже прозвенел. На проспекте Фурманова появилась платная парковка. Правда, увидев это «историческое» место, приходишь в замешательство. Это совсем не то, чего мы ожидали. Ведь тендер на создание этих парковок прошел еще в 2011 году, и изначально алматинцы бурно обсуждали в Интернете две вещи: дорого или не дорого 100 тенге в час, и, собственно, то, что в обозначенных акиматом местах строить парковки на 20—30 машин просто негде. Потом наиболее занудливые стали сообщать, что строительство обещанных парковок так и не началось. Тему подхватили и братья—журналисты, теряя время в бесплодных попытках найти руководителей компаний, выигравших тендер, чтобы задать тот же вопрос: «Почему ничего не строится?»
Все оказалось до гениальности просто. Никто ничего строить и не собирался. Поскольку это не те парковки, как представил себе обыватель, а «придорожные автостоянки тротуарного типа». То есть берем спецтерминал, ставим у обочины дороги, где люди паркуют машины, и все — бизнес пошел. Хочешь стоять — плати, не хочешь — ищи другую улицу. А учитывая, что в августе, как пообещали в акимате, появится еще 42 таких точки, а потом еще 200, то «бесплатных» улиц через пару лет в Алматы точно не останется.
Дальше — больше. На прошедшей неделе Ахметжан Есимов дал старт еще одному проекту — Аль—Фараби и Восточно— объездная дорога станут платными. Причем аким не исключил, что все машины придется оснастить специальными приборами за счет самих водителей. А может, и за счет компании, которая будет этот проект реализовывать. А может, и не надо будет приборов. В общем, пока это только проект, и на основную часть вопросов ответов нет. А вопросов много, начиная с того, что объездная дорога строилась, чтобы разгрузить город, и если те, кто сейчас едет по Аль—Фараби и ВОД, не захотят платить, то страшно даже подумать, что будет на алматинских улицах. Хотя наверняка в акимате знают, что делают. Поскольку Ахметжан Есимов четко заявил: на 40% машин станет меньше, и экология улучшится.
Кстати, об экологии. Еще в апреле иностранные эксперты проекта ГЭФ ПРООН «Устойчивый транспорт города Алматы» озвучили свои идеи для решения экологической проблемы. «С одной стороны, сделать использование частных автомобилей невыгодным, и с другой — развивать скоростной общественный транспорт». К сокращению эксплуатации личного транспорта, сказали тогда эксперты, должны привести: высокая стоимость парковки, введение платного проезда по некоторым улицам и расширение участков, где движение разрешено лишь пешеходам и велосипедистам. На стороне общественного транспорта должны играть скорость, доступность и комфорт. Правда, эксперты предлагали вводить меры против частных машин постепенно, и после развития системы общественного транспорта. В акимате, как видим, решили не заморачиваться. И действительно, зачем строить скоростные трамвайные линии, прокладывать скоростные автобусные маршруты по выделенным полосам, искать или учить адекватных водителей на те же автобусы, делать качественные дороги наконец. Ведь делать деньги из воздуха, отмечу, исключительно для пополнения городского бюджета, куда проще, и что важно — дешевле. А эксперты ПРООН — они же иностранцы, им поговорку «Умный в гору не пойдет…» не понять.
Игорь ЦХЕ.
Фото: Андрей МАГАЙ.