Если проблемы с ипотекой - иди к омбудсмену
- Родительская категория: Новости
- Категория: Экономика/кризис
- 10244
-
02 Окт 2012
Институт банковского омбудсмена появился в Казахстане после внесения соответствующих поправок в Закон «О банковской деятельности» в январе 2011 года. Это было продиктовано социальной обстановкой на тот момент. После финансового кризиса 2008 года многие заемщики не могли выплачивать взносы по кредиту. Такие клиенты банков стали объединяться в общественные организации, пикетировать здания банков, перекрывать дороги, требуя решения своих проблем. В их ряды влились и те, кто был в состоянии оплачивать кредиты, но под шумок решили списать их. Возникла необходимость в цивилизованном подходе к разрешению сложившейся ситуации, и появился банковский омбудсмен - официальный посредник.
- Моя главная задача - содействие в достижении взаимоприемлемого и компромиссного решения между участниками ипотечного договора, - говорит банковский омбудсмен Марат Сатубалдин. - Проще говоря, я помогаю заемщикам разрешить сложные ситуации по выплате ипотечных кредитов. Я сам 18 лет проработал в банке, хорошо знаю эту систему и могу общаться с банкирами на их, банковском, языке. Мне проще попасть на встречу с руководителем банка, чем простому клиенту. Я знаю, в каких случаях банк готов пойти на реструктуризацию кредита, а когда обращаться по этому поводу бесполезно.
По закону банковский омбудсмен - лицо физическое и независимое. Что интересно, существует он на средства банков. Но это как раз тот случай, когда тот, кто платит, музыку не заказывает.
- На самом деле я не подчиняюсь ни одной структуре, - объясняет Марат Сагандыкович. - Существует Совет представителей (банков. - Прим. ред.), который ежегодно рассматривает мой бюджет, утверждает его или не утверждает. Давить и контролировать мои действия ни один банк не может. То есть моя позиция абсолютно независима и объективна.
Все консультации банковский омбудсмен оказывает своим клиентам бесплатно. Но есть ряд ограничений.
- Прежде всего, при возникновении спорной ситуации человек должен обратиться в банк. Если банк отвечает отказом на просьбу о реструктуризации займа, заемщик может обратиться ко мне. При этом важно помнить, что я могу брать на себя функцию посредника только в том случае, если банк еще не подал в суд на своего клиента. К сожалению, бывает так, что человек даже не знает о том, что его дело уже рассматривается в суде. Банк обязан уведомить заемщика о том, что подает на него в суд.
По словам Сатубалдина, многие заемщики, скрываясь от представителей банков или коллекторов, только усугубляют свое положение. Он уверен, что договориться всегда можно, поскольку перед банками стоит задача вернуть свои деньги, а не отнять у клиента квартиру.
- Чтобы получить положительный ответ на прошение о реструктуризации займа, клиент должен собрать пакет документов. Допустим, если речь идет о сокращении зарплаты, то предоставьте справки о ее прежнем и нынешнем размере. Если вас уволили - встаньте на учет в Центре занятости населения и возьмите подтверждающий это документ там. Также нужно сделать экспертизу залогового имущества на предмет его нынешней цены. Ну и, конечно, нужно быть честным. Банки должны быть уверены, что через какое-то время их клиент сможет начать погашать займ.
Еще одна категория людей, обращающихся к банковскому омбудсмену, - те, кто знает, что какое-то время делать взносы по кредиту они не смогут. Например, человек ложится в больницу на долгое время или уезжает из страны. В этом случае также возможно получить разрешение от банка на реструктуризацию кредита. Однако во всех случаях сумма ипотечного кредита не должна превышать 20 тысяч МРП.
Всем тем, кто только планирует взять ипотечный кредит, Марат Сатубалдин рекомендует прежде всего хорошо взвесить все «за» и «против».
- Подходить к вопросу кредитования нужно очень осторожно. Решение должно быть взвешенным, просчитайте все свои возможности, не отбрасывайте в сторону негативные факторы, которые могут возникнуть на протяжении всего срока кредитования. Если вами все же принято решение взять ипотеку, то перед подписанием договора внимательно с ним ознакомьтесь! Помните, что банк обезопасил себя со всех сторон, учитывая все возможные ситуации.
Только цифры
- За год в офис банковского омбудсмена обратились 362 человека.
- 87 из них получили положительный ответ от банка на просьбу о реструктуризации займа.
- 51 человек получил отказ.
- 62 дела были прекращены.
- Остальные дела находятся в производстве.
Фото Андрея МАГАЯ.