Что такое аккредитация медицинских учреждений?
- Родительская категория: Новости
- Категория: Красота/здоровье
- 26359
-
17 Июль 2014
В здравоохранении осуществляется совершенствование системы управления качеством, важная роль в которой отведена аккредитации с применением обновленных стандартов, в основе которых – международные нормы безопасности и качества медицинских услуг. Именно безопасности и качеству медицинских услуг на сегодняшний день уделяется пристальное внимание.
Зачем и для чего нужна аккредитация и как аккредитация может повлиять на качество оказываемых медицинских услуг, рассказывает ведущий специалист Центра аккредитации Жабыкова Салтанат Кайруллиновна.
Вопрос: Салтанат Кайруллиновна, что представляет собой процедура аккредитации?
Ответ: Для повышения качества медицинских услуг и обеспечения прозрачности деятельности медицинских организаций Министерством здравоохранения РК приняты меры по развитию системы аккредитации медицинских организаций. Аккредитация проводится с целью оценки качества медицинских услуг, получения предварительной информации о медицинской организации при размещении государственного заказа на оказание медицинских услуг в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и ориентации медицинских организаций на конечный результат.
Вопрос: Почему столь актуальны вопросы качества в здравоохранении?
Ответ: Имеет место случаи, когда пациенты не получают медицинскую помощь, соответствующую их ожиданиям. Не удовлетворенность пациентов бывает связана не столько с технологиями диагностики и лечения, сколько с процедурами ухода за больными, их выхаживания.
Вопрос: Какие стандарты аккредитации применяют в настоящее время в системе здравоохранения?
Ответ: С 2011 года в стране также по инициативе Министерства здравоохранения началась работа по обновлению стандартов аккредитации медицинских организаций в соответствии с международными требованиями. В результате данной работы были обновлены существующие стандарты в части введения дополнительных критериев по безопасности пациентов и персонала. Были введены такие критерии, как оценка боли, идентификация пациентов, оценка риска падения, детализация вопросов риск-менеджмента, менеджмента медикаментов.
Вопрос: Для чего нужна аккредитация медицинским организациям?
Ответ: Аккредитация медицинских организаций предусмотрена Государственной программой реформирования и развития здравоохранения и Стратегическим планом МЗ РК. Аккредитация является главным звеном системы управления качеством, инструмент совершенствования системы управления качеством медицинской помощи. Аккредитация подтверждает соответствие медицинской организации установленным стандартам качества, а также реализует право пациента требовать у специалистов надлежащего качества медицинских услуг. Поэтому наличие у медицинского учреждения сертификата об аккредитации, безусловно, свидетельствует о высоком стандарте качества услуг, комфорта и безопасности для пациента.
Вопрос: Какова готовность медицинских организаций к процедуре аккредитации?
Ответ: С целью внедрения обновленных стандартов аккредитации, во всех регионах проведены обучающие семинары для инспекторов и представителей службы внутреннего аудита медицинских организаций. В 2013 году прошли обучение 58 инспекторов и 230 координаторов качества. В 2014году обучены 223 инспекторов и 249 координаторов качества. Результаты внешней комплексной оценки организаций ПМСП 2013года, показали, что в медицинских организациях в основном разработаны письменные правила и процедуры. Во многих организациях не поставлены процессы. Для подготовки медицинской организации к аккредитации, необходимо время от 6 месяцев до 1 года.
Вопрос: Что должен почувствовать на себе пациент, в результате внедрения национальных стандартов системы аккредитации?
Ответ: Идеальная схема управления качеством в каждой организации должна провести пациента по всем этапам получения им медицинской помощи, начиная от наблюдения здорового пациента на участке, через амбулаторное и стационарное лечение, до врачебного наблюдения после выписки из больницы. В центре этой идеальной схемы находится перечень профессиональных стандартов, которые систематически и всесторонне оценивают деятельность больницы. Данные стандарты включают в себя не только непосредственный контакт сотрудников больницы с пациентами, но также подготовку и обучение персонала, распределение служебных полномочий, принципы управления клиникой и аудит, исследовательскую деятельность, этические стандарты и т.д.
Вопрос: Каковы механизмы стимулирования аккредитованных медицинских организации?
Ответ: Аккредитация позволит создать конкуренцию на рынке медицинских услуг. Аккредитация повышает престиж медицинской организации. Преимущественное размещение государственного заказа на размещение ГОБМП - является одним из механизмов стимулирования для медицинских организаций.
Вопрос: Почему, на Ваш взгляд частные клиники не проявляют высокой активности в получении аккредитации?
Ответ: Возможно, не во всех организациях процессы соответствуют стандартам аккредитации. Немаловажным фактором является и то, что большинство частных медицинских организаций просто не заинтересовано в получении госзаказа. С одной стороны, это преимущественно небольшие организации, которые не в состоянии обеспечить те большие объемы, которые предполагает ГОБМП. С другой стороны, клиникам, которые на хорошем счету у потребителей, достаточно частной практики, и они не нуждаются в госзаказе. Успешное прохождение аккредитации является одним из критериев получения государственного заказа на оказание медицинских услуг, это стимул для медицинских организаций развиваться, улучшать положение в области безопасности пациентов и качества медицинских услуг.
Вопрос: А сколько всего в Казахстане аккредитованных медицинских организаций?
Ответ: По итогам 2013 года из 154 медицинских организаций проходивших аккредитацию лишь 2 аккредитованы на 4 года (1%), 125 аккредитованы на 2 года (81%) и не аккредитованы 27 (18%). Основная доля аккредитованных организаций приходится на государственные 115 (95%) и 12 (9%) частные.
Вопрос: Аккредитация создает конкуренцию на рынке медицинских услуг. Что это даст конкретно пациенту?
Ответ: Пациентам, получающим лечение в аккредитованной организации, гарантировано качественное и безопасное предоставление медицинских услуг. Мы знаем, что качество медицинских услуг - это уход, лечение и услуги, сосредоточенные на пациенте, практикуемые каждым работником; уровень безопасности, эффективности и своевременности которых определяет вероятность получения желаемого результата и соответствуют современным достижениям медицины. Национальные стандарты аккредитации усовершенствованы путем дополнения международных норм безопасности и качества медицинских услуг. Это ориентированные на пациента стандарты, отражающие Международные цели по безопасности пациентов (МЦБП) - профилактика падений, профилактика и контроль инфекционных заболеваний, маркировка операционного участка, предоперационная верификация, тайм-аут, обращение с медикаментами высокого риска, эффективная передача информации для снижения ошибок, идентификации (определении) пациента
Вопрос: Какие пути совершенствования системы аккредитации?
Ответ: Практика аккредитации непрерывно развивается, адаптируясь к изменениям социальной, политической и технологической среды. Ключевой урок последнего времени заключается в следующем: избрав тот или иной способ оценки работы учреждения, необходимо одновременно обеспечить медицинскому персоналу достаточную мотивацию для постоянного стремления к повышению качества. Важно удостовериться в том, что принятые стандарты соответствуют оптимальным качественным показателям, что персонал поощряется не только к достижению стандартов, но и к их превышению, и что аккредитация продолжает служить не только формой инспекции, но и средством поддержки высокого качества.
Беседу провел Даурен Мукушев.