В КАРАГАНДЕ БУЛАТ БЫЛ «ДЖОНОМ ЛЕННОНОМ»
- Родительская категория: Новости
- Категория: Звезды
- 8474
-
21 Июнь 2016
- Обновлено 21.06.2016 15:12
- Автор: Редактор
В день 60-летия знаменитого казахстанского музыканта Булата Сыздыкова, который ушел из жизни 7 мая, своими воспоминаниями о его юности и начале музыкальной карьеры в Караганде с корреспондентом «Комсомолки» поделился музыкант Жанбек Тлеубергенов.
Булат Сыздыков родился 21 июня 1956 года в Караганде, музыкой начал заниматься с 12 лет, учился у знаменитого педагога Александра Мажеляна, а в 16 его пригласили в качестве солиста в Карагандинскую филармонию.
Друг юности Булата карагандинский музыкант Жанбек Тлеубергенов вспоминает их бурную молодость, используя только настоящее время. Близко общаться они начали, понятно, на танцплощадке, где молодежь в 70-е большей частью проводила свой досуг. Жанбек играл во Дворце культуры Горняков Караганды, а Булат – на танцплощадке в отдаленном районе города – в Федоровке.
- Мы знали друг о друге заочно, так сказать, не были представлены, - вспоминает Жанбек. - А однажды в наш ДК пришел щупленький мальчик в серенькой курточке. Прямо скажем, особого впечатления он не произвел. Попросил гитару и спел что-то из «Роллингов». Это был Булат. А когда я услышал его игру в Федоровке, понял, что это по-настоящему талантливый парень, воплощение самого духа музыки. Это был, если не ошибаюсь, 1973 или 1974 год. Сейчас точно и не вспомнить, нам было лет по 18 лет.
С тех пор, как говорит Жанбек, жизнь их связала, после той встречи на танцах они уже никогда не расставались.
- Мы с Булатом в музыке были очень близки, нас даже называли Джон Леннон и Пол Маккартни, - продолжает Жанбек. - Безусловно, Ленноном был Булат. Мы понимали друг друга без слов. Иногда, бывало, идем, и вдруг, не сговариваясь, начинаем напевать одно и то же. Однако я преклонялся перед «Битлз», а Булат - перед «Роллинг Стоунз». Но это не было для нас поводом для разногласий: группы разные, но музыка – одна. В своем репертуаре мы воплощали этот сплав, исполняли песни из репертуаров этих ансамблей, других известных зарубежных и советских коллективов.
По словам Жанбека, Булат среди тех карагандинских музыкантов самым профессионально образованным: «С 12 лет он занимался в кружке по классу гитары, а я, например, ноты выучил только в музучилище. Мы учились друг у друга, постигали тайны композиции, «снимали» музыку на слух. Днями и ночами занимались, полностью отдавая себя музыке. Но Булату все давалось гораздо легче, чем остальным. Он необычайно одаренный от природы музыкант. Для меня он равен Моцарту…»
- Мы много в те годы гастролировали. Бывало, лежит Булат в гостинице на диване и вдруг что-то начинает напевать. «Это что?», - спрашиваем мы. «Это мое», - отвечает Булат. И мы удивлялись, как быстро, буквально на ходу он сочинял просто гениальные композиции, - вспоминает музыкант.
Ансамбль "Арай". Булат Сыздыков - крайний справа.
Фото того времени у Жанбека, к сожалению, почти не сохранилось. Он показывает две старые пожелтевшие фотографии, на одной – их ансамбль в полном составе, на другой - Булата едва видно из-за плеча Розы Рымбаевой.
- Веселая, беззаботная юность была. Мы много работали, много гастролировали. Но как-то даже не задумывались о том, что вот надо бы запечатлеть все это на фото. Это сейчас селфи на каждом шагу. А тогда об этом даже и не думали. Звездной болезнью Булат не страдал даже став знаменитым на весь мир, - говорит Жанбек. - Булат был человеком с юмором, душой коллектива. Однажды он сказал: «Музыку надо любить, ее надо лелеять». Эта фраза очень полюбилась музыкантам. Ребята из «А-студио» взяли ее на вооружение. Батыр часто просил меня повторить эти слова…
Батырхан Шукенов и Булат Сыздыков ушли из жизни буквально друг за другом...
... и на Кенсайском кладбище в Алматы талантливые музыканты похоронены рядом.
В середине 70-х Жанбек Тлеубергенов уехал в Алма-Ату, Булат Сыздыков – чуть позже. Началась история ансамбля «Гульдер», но потом пути музыкантов разошлись, Жанбек вернулся в Караганду.
- А Булат всегда рвался вперед, реализовывал свои цели, - говорит он. - Второго такого гитариста и композитора, яркого, талантливого, такого скромного и серьезного музыканта никогда уже не будет.
И завершает беседу Жанбек вновь в настоящем времени: «Но даже, когда жизнь развела нас, я вернулся в Караганду, а он остался в Алматы, мы продолжили общаться, Булат часто приезжает к нам в Караганду, мы вспоминаем, музицируем…» Словно нет той точки невозврата, а Булат просто уехал на очередные длительные гастроли.
Елена Келлер, Караганда.