Роман Креч: «Присутствие на подиуме домашнего чемпионата мира обязательно»
- Родительская категория: Новости
- Категория: Спорт
- 3308
-
13 Авг 2014
В летний период практически не появляется информация о спортсменах «зимниках». Чем же в это время заняты конькобежцы, саночники, лыжники и другие представители зимних видов спорта? «Комсомолка» связалась с одним из самых талантливых конькобежцев Казахстана. И Роман Креч рассказал об особенностях летней подготовки конькобежцев и многом другом.
- Роман, для начала расскажите, как и когда вы пришли в конькобежный спорт? Были ли вам интересны другие виды спорта?
- В коньки пришел в 1997 году, как раз в то время коньками занимался старший брат. А моим первым тренером стал Николай Георгиевич Зубарев. Тренировки были очень разносторонними, интересными. В первые 2-3 года занятий меня познакомили со всеми видами спорта, мы участвовали в велогонках, лыжных гонках, в легкой атлетике. Первый выезд на соревнования именно по конькобежному спорту был в 2000 году на Медеу, где проходило первенство РК, на котором я занял 3-е место в своей возрастной категории. А мыслей перейти в другой вид спорта не было, хоть я и очень любил велоспорт и легкую атлетику, а тренеры даже приглашали заниматься в эти секции.
- Тяжело ли заниматься конькобежным спортом в Казахстане?
- Скажу честно, в нашей стране на данный момент материальная база для занятия конькобежным спортом слабо развита. Да, есть прекрасный, построенный к Азиаде, стадион «Алау» в Астане, на котором проходят международные соревнования, а в этом сезоне в марте на нем будет проводиться конькобежный чемпионат мира по спринтерскому многоборью. Стадион функционирует на все 100%, хоть скептики и говорили, что он не будет использоваться по назначению. Также есть легендарный стадион «Медеу», но из конькобежного он превратился в площадку для массовых катаний, за счет чего зарабатываются огромные деньги, и пускать туда конькобежцев просто невыгодно. Сейчас мы не ездим на Медеу, потому что условия там для нас неподходящие: плохой лед, неудобное время для тренировок. На нем проводят первенства РК среди молодежи, но это бывает от силы один-два раза за сезон. Кроме этих площадок, республиканские молодежные соревнования проводят в Костанае и Караганде, но там ледовые дорожки нестандартные, плюс все знают, какая лютая зима у нас бывает в этих широтах. В общем, тренировки в таких условиях - это прошлый век. Дети не хотят морозиться на улице, уж лучше пойти в теплую крытую хоккейную коробку, ну или посидеть дома за компьютером.
Мы ломаем головы над тем, как повысить массовость спорта, детского, юношеского. Думаем, когда наши спортсмены будут побеждать на Олимпийских играх. А на самом деле все очень просто: если нет условий, то и массовость, и уровень спортивных результатов не вырастут, как бы их не тянули в цифрах статистики ежегодных отчетов. У нас один крытый стадион, в России уже три, а в Голландии их вообще не счесть. Нам в Казахстане нужно больше малобюджетных ледовых стадионов для занятий конькобежным спортом, ведь для тренировок дворцы не нужны.
- А как насчет летних тренировок?
- Что касается летней подготовки, то всю основную, «черновую» физическую работу мы проводим летом для подготовки к зимнему соревновательному сезону. Дома в Казахстане тяжело найти подходящие условия. Иногда проводим сборы в Боровом. Прекрасные места, но, опять же, все отлично для туристов. В Боровом можно было бы построить большой многопрофильный спортивный комплекс для множества видов спорта, но нужны инвестиции...
Почти каждое лето в августе проводим сборы в Астане на «Алау». Есть прекрасный лед, хорошая гостиница, средненькое питание. Но в этом случае мы привязаны к стадиону, а постоянно проводить тренировки в закрытом помещении - это не очень хорошо. Плюс мы проводим много тренировок на шоссе на велосипедах. В Астане прекрасные дороги, но идеально плоский рельеф, без единого бугорка, степные ветра, августовская жара и однообразие направлений делают велотренировки непродуктивными. Поэтому практически все летнее время подготовки сборная Казахстана проводит за границей. Конечно, может показаться, что я слишком критично отношусь к ситуации, но мы ведь сейчас говорим о высочайшем уровне. Можно тренироваться и в таких условиях, я знаю, многие и этого не имеют, но в таком случае напрашивается вопрос: а какой результат из этого выйдет? В нынешнее время профессиональный спорт требует серьезнейшего подхода ко всему, от чего может зависеть результат спортсмена на арене, ведь не зря говорят: «В спорте мелочей не бывает».
- Вы участник двух Олимпиад - в Ванкувере и Сочи, где было сложнее?
-На соревнованиях любого ранга непросто выступать. В Ванкувере я был еще совсем молод, это был мой первый сезон в «мужиках» после того, как я вышел из юниоров (до 20 лет). В Сочи у меня было намного больше опыта и чувствовал я себя там намного комфортней, но и ответственность, конечно же, была выше. За всю свою карьеру смело могу сказать, что выступление на Олимпиаде в Сочи было моим лучшим достижением.
- Кстати о достижениях, ваши первые международные награды были завоеваны еще в 2009 году, чем запомнились те старты?
- В 2008-м на чемпионате мира среди юниоров мне удалось завоевать «малую» бронзу на 500 метров. «Малую», потому что в то время юниорские чемпионаты мира проводили только по сумме многоборья четырех дистанций. Это мое первое значимое достижение. Конечно, это был триумф, после которого мне удалось выйти на новый уровень. И уже в следующем году на очередном чемпионате мира среди юниоров в 2009 году был 2-м на 1500 м, и 3-м на 1000 м. Но это были полноценные медали чемпионата мира, так как с того года, помимо многоборского зачета, сделали зачет отдельно по каждой дистанции, что в свою очередь еще больше усилило конкуренцию в каждой дисциплине. На тот момент это было очень серьезным достижением для меня и моего тренера Константина Константиновича Костусенко и Александра Александровича Суровяткина. Но это было в юниорах, сейчас, конечно же, все намного серьезней.
- Можно ли сказать, что во взрослой карьере вы сделаете акцент только лишь на 500-метровке?
- Каждый человек по своей природной наследственности предрасположен к различным физическим качествам. Я родился спринтером, поэтому выбора у меня в принципе нет. 500 метров, безусловно, можно считать коронной дистанцией для меня, но 1000 м не собираюсь выпускать из виду, потому что считаю, что есть еще нереализованный потенциал на этой дистанции. Ну и плюс ко всему есть желание вспомнить «полуторку» и использовать ее в качестве подготовки к 1000 м.
- Совсем недавно вы отметили свое 25-летие, что для вас означает эта цифра?
- Совершенно спокойно отношусь к любым предрассудкам или приметам. Поэтому не считаю 25-летие каким-то жизненным рубежом.
- И в конце расскажите о планах на предстоящий сезон.
- Главные старты сезона - это чемпионат мира (спринтерское многоборье) в Астане в начале марта следующего года на стадионе «Алау». Считаю, что присутствие на подиуме домашнего чемпионата мира обязательно. А также чемпионат мира (отдельные дистанции) в конце марта, где можно также побороться за подиум, а, возможно, и за победу на 500 и 1000 м.
Справка «КП»
Роман Креч - казахстанский конькобежец-спринтер. На чемпионате мира среди юниоров в 2009 году стал 3-м на 1000 м и 2-м на 1500 м. На Кубке мира дебютировал в сезоне 2008/2009. На Олимпийских играх 2010 года в Ванкувере участвовал на двух дистанциях, стал 34-м на 500 и 28-м на 1000 метров. На Олимпиаде -2014 в Сочи занял 7-е место на 500 м и 13-е место на 1000 м.
Тем временем
Роман Креч долгое время оставался единственным холостым спортсменом в мужской сборной по конькобежному спорту, но недавно Роман наконец-то связал себя узами брака. Его избранницей стала девушка по имени Виктория, с которой он встречался на протяжении трех лет. Свадьба прошла в Петропавловске, откуда родом сам конькобежец. Как рассказал Роман, пара хотела бы иметь много детей: «Хотим, как минимум, троих детей, наверное, побольше мальчиков. В плане спорта я планирую продолжить карьеру, а супруга Виктория для меня теперь муза и вдохновение на новые победы».