Через пять лет тур в космос будет стоить не дороже восхождения на Эверест
- Родительская категория: Новости
- Категория: Общество
- 1854
-
08 Июль 2015
Россия долго соперничала с американцами в космосе. Со временем оказалось, что делить там нам особо нечего, и на орбите в рамках программы МКС российские и американские специалисты работают вместе под одной космической крышей. Впрочем, сотрудничают они не только там. Профессор аэронавтики Эдвард Кроули, один из лучших экспертов в области коммерческого использования космоса, уже четвертый год трудится в Москве в качестве ректора Сколковского института науки и технологий (Сколтех). "Комсомолка" решила попытать заокеанского специалиста, когда же космос из черной дыры, в которую улетают огромные деньги, превратится в золотое дно?
Умный в гору не пойдет?
- Эдвард, все говорят: космос становится ближе. Но слетать туристом на орбиту не всякому миллионеру по карману. Первый турист Деннис Тито в 2001 году заплатил за такое путешествие 20 миллионов долларов, а теперь это удовольствие стоит 35 миллионов. Когда космический туризм будет доступен человеку среднего достатка?
- Это время гораздо ближе, чем вы думаете. Думаю, лет через 5 или 10 возможность полететь в космос будет у многих из нас.
- Вы шутите?
- Я абсолютно серьезен! Это не обязательно будет полет на Луну или на орбиту. Но вы сможете ощутить на себе, что такое невесомость, и побывать в роли самого настоящего космонавта. Правда, недолго. Я говорю о субор- битальных полетах. Вы взлетаете, корабль поднимает вас на высоту, где вы 10 - 15 минут пребываете в невесомости, а затем возвращаетесь на Землю. Это приключение займет от 2 до 4 часов и вместе с этапом подготовки будет стоить заказчику около 50 тысяч долларов.
- Думаете, многие захотят воспользоваться такой возможностью?
- Это рынок для той же категории людей, которые отправляются в Непал штурмовать Эверест. Если вы поднялись на Эверест, то совершили то, что почти никто в мире не делал. Для этого требуется месяц вашего времени и примерно 100 тысяч долларов. Есть, правда, реальный шанс, что вы сорветесь в пропасть или замерзнете на подходе к вершине. Но это не останавливает людей. Они колоннами карабкаются на Эверест. Мы думаем, что эти же самые люди выстроятся в очередь, чтобы слетать в космос. Полагаю, что на начальном этапе фирмы будут отправлять в космос от 20 до 50 туристов в месяц. На этой цифре уже можно строить рынок.
- Что такое 20 - 50 человек для Европы?
- Как это у вас говорят... Москва не сразу строилась! Когда появились первые самолеты, то позволить себе перелет могли только очень богатые люди. А теперь миллионы путешествуют по воздуху по всему миру. Помню, что первый калькулятор стоил 900 долларов. И цена первого iPhone тоже кусалась. Теперь эти вещи стоят в разы дешевле. То же самое будет и со стоимостью тура в космос. Когда услуга станет массовой, цены на нее упадут.
Со времен Гагарина мы далеко не улетели
- Говорят, после полета Гагарина мы практически никуда не продвинулись в космосе. По- прежнему топчемся на орбите. Это связано с тем, что старые технологии себя исчерпали, а новые так и не появились?
- Мы действительно используем двигатели, разработанные в 60-е годы. И тот же вид топлива. Возможности этих систем по-прежнему очень ограничены. Чтобы построить Международную космическую станцию (МКС), ведущим космическим державам понадобилось 10 лет. А вес МКС около 240 тонн. А теперь представьте: чтобы направить пилотируемый корабль к Марсу, необходимо вывести на орбиту оборудование, которое весит в 10 раз больше, чем все модули МКС! При нынешних технических возможностях только подготовка к такому полету заняла бы 20 - 30 лет. Поэтому нам необходимы двигатели с совершенно иным уровнем энергии. Кроме того, для межпланетных путешествий надо создать систему защиты людей от космической радиации.
- От какой страны можно ожидать прорыва в этой области?
- Три признанных лидера - США, Россия и Китай. Амбициозные космические программы есть у Европейского союза, Индии и Израиля. Но в космосе нет смысла тянуть одеяло на себя. Глобальные проекты можно реализовать только в сотрудничестве. Вот причина, по которой я нахожусь в Москве.
- И насколько реальны проекты пилотируемых полетов, например, на Марс?
- Я был участником комиссии, которая составляла перспективную программу освоения космоса для президента Обамы в 2009 году. И лоббировал марсианский проект NASA. Кстати, это было последнее, что я сделал перед переездом в Россию.
Даже бриллианты на Луне собирать нерентабельно
- Значит, другого ответа, кроме того, что марсианская программа обречена на успех, мы не услышим?
- А на этом этапе у нас нет другого выбора, кроме освоения Марса. Мой учитель, первый технический директор Массачусетского технологического института, рассказывал, как президент Кеннеди советовался с ним, чем ответить Советам на полет Гагарина. Предлагались три варианта. Первый - построить орбитальную станцию. Но это казалось слишком легким, и Кеннеди опасался, что русские снова опередят нас. Второй вариант - полет на Марс. Но это было слишком сложно. Тогда Кеннеди выбрал полет на Луну. И был прав: это оказалось нам по силам. СССР с этой задачей не справился, реванш удался. Так вот сейчас именно Марс является оптимальной выполнимой задачей. Есть вероятность, что там мы найдем жизнь или хотя бы окаменелые бактерии. Но и это даст ключ к разгадке зарождения жизни на Земле. Единственным конкурентом Марса является спутник Юпитера Европа. Потому что там подходящие условия. На Европе есть океан, а где вода, там возможна жизнь. Но Юпитер - это неудавшаяся звезда, и там очень высокий уровень радиации. Мы к этому пока не готовы.
- Космос когда-нибудь сможет приносить прибыль? Вот, например, Россия объявила о программе освоения Луны. Через полтора десятка лет собирается построить станцию на поверхности и разведывать полезные ископаемые. Это будет коммерчески выгодно или принесет только новые расходы?
- Однажды я попросил своих студентов решить задачу. Допустим, вы прилетели на Луну и обнаружили россыпи бриллиантов. Это, между прочим, самое дорогое полезное ископаемое, которое только можно обнаружить. Представьте, что перед отлетом вы набили все свои карманы бриллиантами. А теперь посчитайте, окупится ли таким образом ваше космическое путешествие. Оказалось - нет! Но значит ли это, что космос - это дорогая и бесполезная игрушка? Тоже нет. Представьте, что может случиться, если выключить все устройства, которые работают в космосе. Не будут работать навигация, телевидение, мобильная связь. Пилоты самолетов не смогут определить, где они находятся, и настанет авиационный коллапс. Мы не сможем предсказывать погоду, и шторм будет заставать лайнеры врасплох. Человечество уже не в состоянии представить свою жизнь без космоса.
Я бы не хотел встретиться с инопланетянами
- Мы ищем внеземную жизнь в космосе, подаем сигналы о себе в другие галактики. Но если мы найдем внеземную цивилизацию, вдруг с нами случится то же самое, что произошло с индейцами после открытия Америки? Нам действительно есть чего опасаться?
- Жизнь, которую мы можем отыскать в пределах Солнечной системы, это уровень бактерий. Маловероятно, что мы где-нибудь встретим животный мир. Но и в этом случае у нас не будет проблем. А вот с технологически развитой цивилизацией откуда-то из-за пределов Солнечной системы нам лучше не встречаться. Я бы не хотел при этом присутствовать. Это будет грустное, душераздирающее зрелище.
Ярослав КОРОБАТОВ, Антон АРАСЛАНОВ.
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Эдвард КРОУЛИ - профессор аэронавтики, астронавтики и инженерных систем Массачусетского технологического института. Читал лекции в Стэнфордском, Кембриджском, Пекинском университетах и Московском авиационном институте. Был председателем консультативного комитета по технологиям и коммерциализации NASA. Один из лучших экспертов в области коммерческого использования космоса. С 2011 года живет в России, является ректором Сколковского института науки и технологий (Сколтех). Свободно говорит по-русски.
Полный текст беседы - на сайте kp.ru