Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Пт11012024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:
Back Вы здесь: Общество Хрущев и казахстанская целина

Хрущев и казахстанская целина

В истории Казахстана как советского, так и периода независимости много значимых событий, которые оставили след в памяти людей — непосредственных их участников и потомков. Среди них — освоение целины, которое началось ровно 60 лет назад.

Первые попытки освоения целинных и залежных земель были предприняты в СССР еще в конце 20—х годов, когда были созданы, в т. ч. и в Казахстане, крупные зерновые хозяйства, а также направлялись научные экспедиции в восточную часть Союза для изучения состояния новых земель для производства зерна.

В Архиве президента РК большой пласт документов, рассказывающих об этом значимом периоде в истории Казахстана: здесь и решения ЦК, обкомов, райкомов партии, переписка с ЦК КПСС, стенограммы пленумов и совещаний, обращения различных ведомств, организаций, письма граждан с просьбой предоставить работу в целинных совхозах и т. д.

Известно, что пленум ЦК КПСС, который проходил в феврале — марте 1954 года, рассмотрел вопрос «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель». На пленуме выступил с докладом первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев, который подчеркнул: «По масштабам предстоящих работ и по их значению для страны освоение залежных и целинных земель может быть приравнено к наиболее крупным мероприятиям, которые осуществлял наш народ под руководством Коммунистической партии». Это было собственное предложение Хрущева — смелое, неожиданное и новое. Далее Никита Сергеевич отметил, что Советский Союз должен ежегодно собирать столько зерна, чтобы полностью обеспечить население высококачественным хлебом, пополнять государственные резервы, обеспечить зернофуражом поголовье скота, обеспечить хлебом незерновые районы СССР, расширить экспорт хлеба и прежде всего, в социалистические страны.

Возвращаясь
к целине

Может возникнуть вопрос: почему до 1954 года хлеба якобы хватало, а с 1954 года поставлена задача резко поднять производство зерна? Эту ситуацию Хрущев объясняет так: во—первых, намного повысился уровень народного благосостояния и в результате — спрос на продовольственные и промышленные товары; во—вторых, благодаря высокой рождаемости и уменьшению потерь населения из—за войны в Советском Союзе в начале 50—х годов прирост населения ежегодно составлял более чем 3 млн. человек; в—третьих, численность городского населения за послевоенные годы выросла на 17 млн. человек; в—четвертых, нужно было ежегодно пополнять государственные резервы зерна на случай непредвиденных ситуаций; в—пятых, надо было активно выходить на внешний рынок и торговать, а также помогать молодым странам соцлагеря и, наконец, зерно нужно было для нужд животноводства.

В сентябре 1953 года на пленуме ЦК Хрущев прямо заявил, что сельскому хозяйству грозит катастрофа, и завоевал репутацию человека, который не боится смотреть горькой правде в глаза. Это выступление сделало Никиту Сергеевича главным специалистом по сельскому хозяйству и активным реформатором (ему нужно было показать народу, что не только Маленков может заниматься реорганизацией колхозов и совхозов). На одном из собраний Хрущев сказал: «Народ говорит нам: «Мясо будет или нет? Молоко будет или нет? Штаны хорошие будут?» Это, конечно, не идеология. Но нельзя же, чтобы все имели правильную идеологию, а без штанов ходили (Смех, аплодисменты)».

Принимая за средний урожай 10—11 центнеров с гектара, Хрущев полагал, что новые земли уже в 1954 году дадут не менее 70 млн. пудов дополнительно. Хрущев знал, как найти людские резервы на целине. Для этого нужно было объявить патриотическую компанию, призвать молодежь на бескорыстный трудовой подвиг. И неважно, что многие девушки и юноши трактора и комбайн в глаза не видели. Этому можно было их быстро научить. Уже в конце февраля 1954 года Хрущев в своем докладе на пленуме ЦК отмечал: «Десятки тысяч молодых патриотов обратились с просьбой направить их на работу по освоению новых земель».

Вот через призму этих задач и было спущено «планов громадье» на республики, области и районы. В Алма—Ате в феврале 1954 года состоялся VII съезд Компартии республики, который одобрил программу освоения целины. Но решать ее предстояло уже новым руководителям Казахстана.

Дело в том, что казахстанское руководство, с которым консультировался Хрущев, старалось оттянуть этот вопрос от решения, убедить руководителя партии в том, что целина — дело неперспективное, Шаяхметов убеждал Хрущева: «Казахстан — область скотоводческая, а не земледельческая. Не стоит развивать целину». Это стоило Жумабаю Шаяхметову должности. Ему на смену пришел Пономаренко, а вторым секретарем ЦК стал Леонид Брежнев.

Казахстан шел в числе первых по объемам намечаемых работ. Достаточно сказать, что в республике в 1954—1955 годах нужно было освоить 6,4 млн. гектаров новых земель и в целом по стране — 13 млн. га. Для того чтобы это выполнить, по поручению ЦК КПСС со всего Союза в Казахстан прибыло свыше 300 тысяч механизаторов, организовано 90 новых зерновых совхозов. К освоению новых земель было привлечено 283 МТС, 1697 колхозов и 247 совхозов. Только весной 1954 года было вспахано 1545 тысяч гектаров целинных и залежных земель. А всего же за первые два года целины капитальные вложения в сельское хозяйство Казахстана с учетом общесоюзных источников составили 6 млрд. 105 млн. рублей, или в четыре раза больше, чем за всю 4—ю пятилетку (1946—1950 гг.), направленных на все народное хозяйство
Казахстана.

На целину Хрущев по­ставил весь свой авторитет и считал ее своим детищем. Прежде всего он хотел доказать капиталистическому миру, что советский народ может за короткий срок осуществить целинную эпопею, догнать и перегнать Америку по многим показателям. Находясь у власти, Никита Сергеевич шесть раз посещал целинные земли Казахстана.

Хрущев не давал спокойно жить партийным, советским и хозяйственным органам. В решениях ЦК, Совмина, различных письмах и телеграммах недостатка не было.

Более того, Хрущев решил лично проверить, как исполняются его указания по освоению целинных и залежных земель в Казахстане. В середине мая 1954 года Никита Сергеевич с рабочей поездкой посетил целинные области КазССР.

Итогом его визита стала записка в президиум ЦК КПСС от 5 июня 1954 года «Некоторые замечания о поездке в Казахстан».

На Хрущева, как говорится в записке, неизгладимое впечатление произвели просторы Казахстана: «Это сплошная равнина, которой не видно конца края». Никита Сергеевич дал оценку качеству вспашки целинных земель и отметил, что в большинстве случаев качество удовлетворительное, но и обратил внимание на нарушения агротехники подъема целинных земель, назвал виновных.

Хрущева порадовало настроение рабочих — боевое, приподнятое. В пример привел коллектив нового совхоза в Орджоникидзевском районе Кустанайской области. Руководитель компартии назвал и конкретные недостатки: невысокие заработки, плохие условия проживания и питания, отсутствие необходимого количества тракторов. Хрущев пишет: «Я сам лично наблюдал на станциях большие штабеля всевозможного оборудования и инвентаря, предназначенного для районов освоения новых земель, однако доставка на место плохо организована».

Хрущев обозначил ряд проблем, которые надо было решить, — создавать новые совхозы, где производительность труда выше, строительные организации в целинных районах для возведения жилья, объектов соцкультбыта, производственных помещений, подумать о системе ведения сельского хозяйства на целинных землях, капитальном дорожном строительстве, решить вопрос с бесперебойным обеспечением транспортом и развитием животноводства, готовить кадры чабанов, а также другие вопросы.

Хрущева приятно поразила встреча с садоводом колхоза XIX партсъезда Осакаровского района Карагандинской области
Н. А. Измайловым, у которого за 20 лет не было ни одного случая повреждения сада морозами. Хотя в этих местах жесткие климатические условия, тем не менее, здесь прекрасно растут фруктовые деревья и ягода. «Так что здесь можно развивать и садоводство», — делает вывод Хрущев.

В январе 1955 года Хрущев с тревогой отмечал, что освоение целины идет медленными темпами. А тут еще лето 1955 года оказалось засушливым. Почти все посевы яровой пшеницы на целинных землях погибли. Многие первоцелинники продолжали испытывать большие бытовые нужды, по—прежнему жили в палатках. Как пример, на
1 октября 1955 года Министерство строительства из 11500 домов сдало только 568, снабжение продуктами питания и одеждой было на низком уровне. Все это стало причиной отъезда десятков тысяч целинников из Казахстана в родные места.

Вокруг Хрущева велись разговоры как о «выскочке», который провалил дело, и о том, что выделенные средства нужно было направлять в традиционные районы земледелия. Положение первого секретаря ЦК КПСС стало действительно шатким. Но Хрущев не был бы Хрущевым, если бы не сумел уговорить большую часть членов президиума ЦК продолжить освоение целины. Более того, ему удалось добиться значительного расширения распашки новых земель.

С другой стороны, и природа была на стороне Хрущева. 1956 год выдался на редкость благоприятным, прошли хорошие дожди, да и питательные вещества в почве оставались пока еще значительными. Урожай действительно был небывалый. Казахстан сдал в закрома государства
16 млн. 314 тысяч тонн зерна, хотя этот огромный урожай создал и немало проблем. Целинные совхозы не были готовы к уборке, хранению и вывозу такого количества зерна, поэтому часть хлеба погибла.

Но по сравнению с огромным целинным караваем от Казахстана все это выглядело не так удручающе. Да и целинные земли преобразились, укрепились хозяйства.

Главное — целина как эпохальное событие состоялась, она позволила накормить страну в тяжелые годы. Зерновое хозяйство Казахстана в 50—60—х годах достигло устойчивости. Так, Северо—Казахстанская область в 1966, 1969 годах производила свыше
3 млн. тонн хлеба и сдавала государству более 1,6 млн. тонн. Тогда как в 1963—1965 годах валовой сбор в области составил менее 800 тыс. тонн, а заготовки доходили до 200 тыс. тонн. Всего же за 1954—1960 гг. в Казахстане было освоено более
20 млн. га целинных и залежных земель. По основным целинным областям валовой сбор зерна составил в 1954 году 4 млн. 579 тысяч тонн, в 1956 году — 16 млн. 314 тысяч, в 1958 году — 13 млн.
608 тысяч, в 1960 году —
12 млн. 151 тысяча.

В республике с 1954 по 1960 год было построено 750 школ, около 19 млн. квадратных метров жилья, из них две трети в сельской местности, в районах освоения целинных и залежных земель. Количество тракторов за это время увеличилось в 5 раз, комбайнов и грузовых машин — в 6 раз.

Все это достижение целины, партийных комитетов всех уровней Казахстана и главное — трудовая победа тружеников республики. В докладе, посвященном 50—летию целины, президент Нурсултан Назарбаев говорил: «Освоение целины — это грандиозный социально—экономический проект ХХ века, аналогов которому в мировой истории не было». И далее, говоря о первых годах освоения целины, Нурсултан Абишевич отметил: «Здесь огромную роль сыграл казахский народ. Он не только сам включился в процесс преобразований, но и достойно принял новых людей, помог им обустроиться и адаптироваться, строить, как тогда говорили, планету 100 языков».

Другой вопрос — какой ценой достигнута эта победа. В научной печати, на страницах газет и журналов в последние годы все чаще раздаются голоса ученых и специалистов, доказывающих, что с этим событием все не так просто.

Но в чем согласны все — при освоении целины были допущены стратегические ошибки и просчеты, приведшие к ветровой эрозии почв, засорению полей, уничтожению степного ландшафта. Как писал академик А. Чибилев, из—за удаления степного травосостояния и глубокой вспашки только в бывшем Целинном крае к 1960 году пострадало более 9 млн. га вновь освоенных земель. Поистине планетарный характер имели пыльные бури середины 1960—х годов, пронесшиеся над степями целинных регионов.

Ну а какова цена экологических издержек, позволивших добиться большого целинного каравая в первые годы освоения, сегодня, видимо, не скажет никто. Потому что такой статистики не было. А куда отнести затраты на ежегодное направление на целину сотен тысяч студентов, военных, многочисленной военной техники для перевозки зерна и т. д.?

Нельзя умолчать и о том, что многие регионы остались без пастбищ, сенокосов. Был нанесен большой урон животноводству Казахстана, прекрасно приспособленному к степным климатическим условиям. Да и зерновая проблема не была решена, потому что увеличилась потребность в зерне на корм скоту. С 1963 года в СССР начались массовые закупки зерна за рубежом. Только за 10 лет (1976—1985 годы) было закуплено зерна на 50 млрд. долларов.

Вот такая правда о целине: с одной стороны, «героика», большие хлебные караваи, создание сотен новых совхозов, строительство жилья и соцкультобъектов, оседание на казахстанской земле десятков тысяч квалифицированных кадров механизаторов, агрономов, управленцев. С другой стороны — серьезные ошибки и просчеты в организации целинной эпопеи, игнорирование природно—экологических особенностей сельскохозяйственного производства, что поставило целинные регионы на грань экологической катастрофы. И это ошибки в первую очередь Хрущева, который, объявив битву за великий хлеб, не продумал последствия этой битвы и не предотвратил их.

Безусловно, за прошедшие 60 лет после начала освоения целины были сформированы и осуществляются основные принципы ликвидации негативных последствий. Сегодня земледельцы Казахстана научились выращивать стабильно высокие урожаи хлеба и, причем, без особого ущерба для природы. Но ошибки прошлого были и их нельзя повторять, если мы хотим, чтобы вкус целинного хлеба был сладким, а не горьким. И нельзя говорить о целине только в черном цвете — это наша история, и мы должны ее знать и помнить трудовой подвиг наших дедов и отцов.

Из досье «КП»

Никита Сергеевич Хрущев — видный советский политический и государственный деятель. Был первым секретарем ЦК КПСС, председателем Совета Министров СССР. В результате заговора в высших кругах СССР в 1964 году был смещен со всех постов и отправлен на пенсию. При нем случился кубинский кризис, когда мир стоял на грани ядерной войны. В 1956 году на ХХ съезде партии выступил с секретным докладом по разоблачению культа личности Сталина, автор целинной эпопеи и строительства панельных пятиэтажек. «Кукурузник», как он себя называл за попытку внедрить повсеместно посевы кукурузы. По характеру грубый, самоуверенный, неуравновешенный, противоречивый, устраивавший проработки всем, кто попадется под руку. В то же время подкупал своей прямотой, открытостью и чувством юмора. Если быть точным в определении характера Хрущева, то в нем в равной мере сочетались Триумф и Трагедия. Трагедия не только в том, что многие его начинания и великие планы закончились неудачей, а в том, что Хрущев сам был причастен к преступлениям Сталина, многочисленным чисткам и преследованию неугодных кадров. В одной из биографических книг о Хрущеве есть ссылка на слова его сына Сергея — его отец часто говорил: «Вот умру я. Положат мои деяния на весы. На одну чашу — злое, на другую — доброе, и я, надеюсь, добро перевесит». И об этом народ судит уже более 40 лет, причем, действительно, судит по—разному. У него даже памятник на могиле из черного и белого мрамора.

Владимир Шепель, заслуженный деятель РК.

Поделиться ссылкой

Добавить комментарий

     

Защитный код
Обновить