ДЕПУТАТ ПОДВЕРГЛА КРИТИКЕ КАЧЕСТВО КАЗАХСТАНСКИХ УЧЕБНИКОВ
- Родительская категория: Новости
- Категория: Общество
- 671
-
21 Сен 2017
Министерство образования и науки каждый год рапортует о проделанной работе по усовершенствованию школьных учебников. Но на их качество это никак не влияет. Вот уже месяц новые учебники вполне заслуженно критикуют за концептуальные, фактологические, орфографические, стилистические ошибки, полиграфическое исполнение, а также за вредные для здоровья вес и размеры.
Как отметила в ходе пленарного заседания депутат Ирина Смирнова, на то, чтобы появились качественные казахстанские учебники, государство из года в год выделяет все более существенные средства. Например, если в 2015 году на эти цели было выделено около 10 миллиардов тенге, в 2016 году - 19 миллиардов, то в 2017 году - уже 27 миллиардов тенге! Но желаемого результата в виде качественных как по содержанию, так и по оформлению учебников нет.
- Есть ряд причин, которые могут приводить к тем последствиям, которые мы видим в школьном учебниковедении. В частности, в стране мало квалифицированных авторов учебников, а такая наука, как учебниковедение, не развита. Нет ее в реестре профессий, получаемых в вузах страны. Так кто же является авторами учебников, которые определены как базовые по предметам? Имеют ли они специальное образование, дающее право работать над написанием учебника? - задалась вопросами депутат.
Не совсем ясно и то, насколько взаимодействуют авторские коллективы между собой. Потому что в учебниках по разным предметам допускаются разночтения в событиях, фактах, времени их происхождения. Кроме того, они перенасыщены или, наоборот, необоснованно сокращены. Так, в учебнике «Всемирная история» для 9 класса информацию о Великой Отечественной войне уместили всего в один параграф!
Критике подвергается и язык изложения учебной информации: как правило, материалы подаются сложным, научным языком, при этом текст перенасыщен терминами. Но встречаются и такие, как, например, нашумевший учебник «Русский язык» для 7 класса, где литературный язык сводится к уровню примитивного бытового общения.
- Задания в учебнике не носят воспитательный характер. Между тем именно через тексты и задания должны проводиться идеи воспитания, высказанные президентом. Если не будет сохранен национальный код, национальная культура, не будет никаких преобразований, модернизаций. А предложенный учебник не только не сохраняет национальный код, но и уничтожает его, - уверена депутат. - Имеется ли документ, который определял бы требования к содержанию, структуре, стилю изложения, подбору материала и качеству учебников? В то же время любой учебник перед применением на практике должен пройти апробацию, получить положительные оценки экспертов, педагогов, учащихся, родителей. Вызывает сомнение, что учебники, внедренные в 2017 году в 5 и 7 классах, прошли апробацию. Так ли это?
Вызывает тревогу депутата и неудержимый рост цен на учебники. По ее данным, только за один год цена учебников выросла в два-три раза. Между тем издатель в ситуации, когда по каждому предмету и в каждом классе теперь имеется один утвержденный учебник, становится монополистом. При таком положении дел депутат считает разумным согласовывать цены на базовые учебники с Комитетом по регулированию естественных монополий и защите конкуренции.
Оксана ДАИРОВА («КП» - Астана).