С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?
- Родительская категория: Новости
- Категория: Общество
- 1296
-
22 Авг 2017
В Караганде презентовали проект учебника «Краеведение». Он стал результатом масштабной четырехлетней работы педагогов и учителей Карагандинской области.
В рамках реализации Программы модернизации общественного сознания на презентационной площадке «Тылсымга толы Сарыарка» был представлен проект учебника «Краеведение». Материалы учебника уникальны и представляют собой результаты работы педагогов и учащихся школ области по изучению истории, географии, культуры родного края. Инициатором проекта выступил акимат Карагандинской области.
Ответов на вопрос о том, с чего начинается Родина, - множество. Но среди них есть один неоспоримый - Родина начинается со знания истории, географии, культуры твоего села, аула, города, района, области и страны. В программной статье «Взгляд в будущее» президент Нурсултан Назарбаев подчеркивает важность формирования у казахстанцев чувства патриотизма, любви к малой родине, изучения истории и культуры родного края. Без сохранения национальной культуры, национального кода не будет преобразований и модернизации.
Формировать все эти ценности молодое поколение будет теперь и на уроках краеведения. С 1 сентября этот предмет как интегрированный вводится во всех школах. В рамках таких предметов, как «История Казахстана», «География», «Казахский язык», «Музыка», предусмотрены часы для изучения малой родины. По плану изучать этот предмет будут учащиеся 5-7 классов. В пятом классе на краеведение отводится всего пять часов, в шестом - шесть и в седьмом - восемь. На первый взгляд, это небольшое количество времени, за которое изучить историю, географию и культуру родного края просто невозможно. Однако в рамках этого предмета уже сейчас в школах проводится большая проектная деятельность, которая и позволяет ученикам детально изучать малую родину во всем ее многообразии.
В 2014 году в области начал работу проект «Мир открытий. Молодой турист. Юный искатель». Цель проекта - воспитание патриотизма, привлечение молодежи к изучению и пропаганде истории родного края, формирование активной гражданской позиции подрастающего поколения, выявление перспектив и проблемных зон в области краеведения. Реализация проекта активизировала в школах области исследовательскую деятельность по изучению родного края.
- В рамках проекта «Мир открытий. Молодой турист. Юный искатель» в каждом районе и городе нашей области создан электронный учебник, в котором собраны результаты работы учителей и учеников по изучению родного края, разработаны региональные путеводители. В частности, в 2016-2017 учебном году в рамках этого проекта в школах области проводились экспедиции по историческим местам родного края. Их результаты также представлены сегодня на презентационной площадке «Талсымга толы Сарыарка», - говорит заместитель руководителя Учебно-методического центра развития образования Карагандинской области Бахытгуль Абдикерова.
Программа изучения краеведения состоит из двух частей, в ходе которой ученики будут познавать историю области и своего родного района. Проект учебника «Краеведение» обеспечивает учебным материалом обе части программы. Преподаватели Карагандинского государственного университета имени академика ЕА. Букетова - доцент кафедры географии, кандидат педагогических наук Дидар Кадирбаева и заведующий кафедрой истории Казахстана и Ассамблеи народа Казахстана, кандидат исторических наук Жамбул Джумабеков - представили учебное пособие «Олкетану». В нем рассматриваются вопросы краеведения Карагандинской области.
В первой главе учебника подробно рассматривается география области: геологическое строение почв, месторождения полезных ископаемых, водные ресурсы, экономические и административные особенности, флора и фауна, экологическая ситуация, возможности местного туризма. Вторая часть рассказывает об исторических и этнографических исследованиях, проведенных в XVIII-XX веках на территории области, описывает историко-культурные памятники и топонимику Сарыарки.
Кроме того, ученики области получат и второй учебник, в создании которого они принимали участие. Это будет учебник, в котором представлены материалы по краеведению их района.
Например, преподаватель истории общеобразовательной школы № 4 города Шахтинска Ольга Хорунская презентовала электронный учебник, который будут использовать в учебном процессе школы этого региона.
- Электронный учебник состоит из двух частей. Первая - это информационно-поисковая система, которая содержит тексты, видеоматерилы. Вторая часть - тестовые задания, которые позволяют выявить уровень усвоения материала учеником. Цель создания учебника - активизация познавательной деятельности в рамках изучения родного края. Проект «Мир открытий» позволил нашим ученикам погрузиться в историю своего района, города, села, а также глубже изучить историю своей семьи. Все это особенно актуально в русле проекта «Рухани жангыру». Президент нашей страны Нурсултан Назарбаев говорит о необходимости изучать национальную историю, потому что без этого не может быть будущего. В учебнике мы собрали материал, который рассказывает о нашей малой родине, - говорит Ольга Хорунская.
Информационная часть учебника, разработанного педагогами Шахтинска, состоит из трех блоков. В первой части «Моя страна - Мой Казахстан» представлен обзор материалов по истории страны. Вторая часть посвящена краеведению. При этом этот блок учебника может быть интересен не только местным ученикам, но и взрослым, так как история Шахтинского региона непосредственно связана с историей КарЛАГа.
- В блоках «Карагандинская область, Шахтинский район, Шахтинск», «Малая Родина - Долинка» представлен только авторский материал, тот, который мы нашли с ребятами, который смогли собрать и опубликовать, - говорит Ольга Хорунская.
Преподаватель географии средней школы № 21 Темиртау Оксана Шефер отмечает, что и Темиртаускому региону есть, что рассказать не только ученикам, но и всем жителям области.
- С 2014 года мы активно занимаемся изучением родного края по четырем направлениям: историческому, географическому, литературному и туристическому. Мы совершили экспедиции в рамках города. Кроме того, состоялись экспедиции на Нуру и Самаркандское водохранилище. Проект Ильяса Байгалиева под руководством преподавателя истории Марата Болтабаева «Подвиги темиртаусцев-самаркандцев в битве при Сталинграде» занял второе место в конкурсе, который проводил Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова. Такая работа активизирует познавательную деятельность учащихся и стимулирует интерес к истории родного города, своей семьи, формирует активную жизненную позицию. Сегодняшняя презентация позволила нам увидеть результат большой общей работы педагогов области. Этот учебник мы, педагоги, очень ждем. Он значительно облегчит преподавание краеведения. В интернете нет всех нужных материалов. Материал, который доступен в Центральной областной библиотеке, тоже не всегда можно принести на уроки. Теперь у каждого ученика будут в распоряжении необходимые материалы по краеведению как области, так и своего региона.
Кроме учебника, Учебно-методическим центром развития образования Карагандинской области и областным историко-краеведческим музеем подготовлены методические рекомендации по организации краеведческой работы и созданию музея. Они призваны помочь педагогам в том числе и в организации в школах краеведческих музеев. Уроки краеведения предполагают обязательное посещение музеев. Однако сегодня в районах и малых населенных пунктах чаще всего таких музеев нет. Поэтому планируется, что в районах при каждой школе будут созданы краеведческие музеи, а затем на их базе будут созданы общие районные краеведческие музеи.
Уже с 1 сентября все школы области будут использовать на уроках электронный вариант представленного на презентационной площадке учебника, который содержит текстовые, фото- и видеоматериалы. Бумажный вариант учебника сейчас находится в печати.
Елена Келлер («КП» - Караганда).