ПОТРЕБИТЕЛЬ, ЗАЩИЩАЙСЯ!
- Родительская категория: Новости
- Категория: Общество
- 818
-
05 Июль 2017
Правительство обсудило, как вырастить грамотного потребителя и научить его защищать свои права, а государству помогать ему в этом.
У главы Национальной Лиги потребителей Казахстана Светланы Романовской (на фото), как и у многих казахстанских родителей, претензий к тому, что касается детей, точнее, их безопасности и здоровья, - предостаточно. От аттракционов, которые никто не проверяет, не говоря уже об их сертифицировании, еды, от которой у детей целые букеты болезней, до некачественной обуви и несоответствующих требованиям безопасности школьных парт.
- Еще будучи депутатом мажилиса, я делала депутатский запрос в Министерство образования и науки, и мне подтвердили, что более 70% парт не соответствуют стандартам безопасности. Но до сих пор ничего не изменилось! - возмущается эксперт. - По поводу школьной формы. Мы знаем, что есть злоупотребления со стороны директоров школ, которые требуют покупать ее в определенном магазине, у конкретного производителя, за указанную цену. Такое навязывание является прямым нарушением закона «О защите прав потребителей».
По данным Романовской, растет также число жалоб на косметические услуги и услуги пластических хирургов. Выяснилось, что в стране просто нет пула экспертов, которые могли бы сказать, в результате чего произошла та или иная неприятность.
Для решения этих и других проблем спикер рекомендовала создать по стране сеть школ потребителей, а также сформировать базу экспертов в разных сферах.
- Наше законодательство в сфере защиты прав потребителей является самым прогрессивным среди стран СНГ. И задача сегодня - добиться его исполнения. Мы сейчас формируем поведение грамотного потребителя, чтобы человек делал осознанный выбор и нес за него ответственность. Но потребитель является слабой стороной по договору, потому что у него ограничен бюджет и он априори не может быть специалистом во всех сферах. Поэтому государственная защита должна быть основополагающей. И для того, чтобы делать правильный выбор, нам должна быть предоставлена достоверная информация, - уверена глава Национальной лиги потребителей Казахстана.
Между тем, по данным министра национальной экономики Тимура Сулейменова (на фото), для совершенствования системы защиты прав потребителей в апреле 2016 года внесен ряд изменений и дополнений в соответствующее законодательство. В частности, для усиления правовых гарантий казахстанских потребителей определены условия договоров, нарушающих их права. В их числе запрет на увеличение в одностороннем порядке стоимости услуг или товара, запрет на установление освобождения от ответственности продавца в случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя, а также запрет на удержание более 30% стоимости услуги или товара в случае отказа от них потребителя. Что особо актуально в сфере перевозок, авиаперевозок.
Установлены также новые требования к оформлению и содержанию текста договора с потребителем, такие как удобный для чтения шрифт, четко сформулированные положения.
Наряду с этим усовершенствованы требования к продаже, возврату и замене товаров. В частности, был установлен конкретный срок предъявления требований в отношении недостатков товара и их устранении либо замене товара (или незамедлительно, или в течение 30 дней, если требуется дополнительная экспертиза. - Авт.).
- В связи с участившимися жалобами потребителей услуг в сфере ЖКХ введен запрет на отключение электрической и тепловой энергии при задолженности по обоим видам, если услуги оказываются одной и той же организацией. В целях исключения фактов введения в заблуждение введен запрет на использование в рекламе строящихся жилых домов классификации, не предусмотренной строительными нормами, таких понятий, как бизнес, элит, эконом-класс, а также запрет на рекламу биологически активных добавок, вводящую в заблуждение потребителей относительно лечебных свойств БАДов, - подчеркнул Тимур Сулейменов.
Премьер-министр Бакытжан Сагинтаев отметил необходимость принятия активных мер по защите прав потребителей и обеспечения более широкого информирования населения через средства массовой информации о правах потребителей.
- Поручаю Министерству нацэкономики, центральным, местным, исполнительным органам занять жесткую позицию в вопросе защиты прав потребителей. Сейчас, как было сказано, население мало информировано, и здесь тоже необходимо более активно вести свою работу, - заявил глава правительства.
Справка «КП»
По итогам 2016 года госорганы рассмотрели свыше 23 тысяч обращений потребителей. Из них на Нацбанк РК приходится 56%, на уполномоченный орган в сфере защиты прав потребителей - 23%, на Министерство здравоохранения и социальной защиты - 11%, на министерства энергетики и финансов - по 3%.
С учетом предмета жалоб, рассмотренных государственными органами, следует выделить сферу финансовых услуг, где наибольшее число обращений касается вопросов рефинансирования задолженности и обслуживания банковских займов. В здравоохранении объектом жалоб являются качество и своевременность оказания медицинских услуг. В сфере ЖКХ - повышение цен и тарифов на услуги естественных монополий и общественно значимых рынков, а также качество услуг КСК и управляющих компаний. В розничной торговле невыдача контрольно-кассовых чеков, обвешивание, обсчет потребителей, отсутствие сертификатов качества.
Оксана ДАИРОВА («КП» - Астана).
Фото Аскара АХМЕТУЛЛИНА.