КАК КУПИТЬ СМАРТФОН И НЕ ПОЖАЛЕТЬ ОБ ЭТОМ…
- Родительская категория: Новости
- Категория: Общество
- 1037
-
11 Апр 2017
«Комсомолка» и Общество защиты прав потребителей «Адал» продолжают помогать нашим читателям отстаивать свои права.
Чуть ли не каждый месяц на рынке появляются новые модели смартфонов, с каждым днем - все более совершенные, меняется стиль, добавляются новые функции. В наше время, когда мобильный телефон есть у каждого, смартфоны являются, наверное, самым ходовым товаром. Соответственно, нередки случаи, когда некоторые из них оказываются с дефектами или попросту ломаются. Естественно, покупатель пытается вернуть свои деньги или обменять неработающую «сотку», вот тут-то и начинаются проблемы…
Как отметили в Обществе защиты прав потребителей «Адал», больше всего жалоб сегодня поступает именно на плохое качество смартфонов и на отказ в их обмене и ремонте. Итак, что нужно знать, устремляясь в погоню за очередным модным гаджетом, как не совершить ошибку при покупке и что делать, если вы все же оказались в неприятной ситуации, читатели «Комсомолки» узнают из этой статьи.
В «Адал» обратился покупатель, который приобрел у частного продавца в одном из торговых центров Алматы телефон марки «Айфон» одной из последних моделей стоимостью 240 000 тенге. При покупке потребителю выдали гарантийный талон, и, казалось бы, покупатель обезопасил себя от возможных проблем. Но, как оказалось, далеко не во всех случаях гарантийный талон действительно гарантирует защиту в конфликтной ситуации. На печати, проставленной на гарантийном документе, были указаны лишь фамилия и инициалы продавца, при этом никаких других сведений не имелось. Также потребителю не предоставили фискальный чек. Не прошло и месяца, как на смартфоне перестал работать wi-fi. Когда покупатель обратился с этой проблемой к продавцу, тот отказался обменять или отремонтировать телефон. Ему не оставалось ничего другого, как отдать телефон на диагностику в частную ремонтную мастерскую, где ему заявили, что данный смартфон в Казахстане не сертифицирован, соответственно, не предназначен для продажи.
Решить проблему покупателя даже с помощью юристов «Адала» оказалось затруднительно, так как у него не было фискального чека, подтверждающего приобретение товара у данного продавца, а выданный гарантийный талон не имел совершенно никакой информации и, по сути, был недействительным. Более того, выяснилось, что продавец данного торгового места является субарендатором.
Другой алматинец приобрел смартфон за 249 000 тенге в интернет-магазине. По прошествии времени телефон вышел из строя. А когда покупатель обратился в сервисный центр этого бренда, его огорошили информацией, что данный аппарат является контрафактным и не предназначен для продажи на территории РК. Интернет-магазин отказал добровольно обменять телефон или вернуть деньги, и потребитель с помощью юристов обратился в суд, который обязал продавца вернуть деньги, а также возместить понесенный материальный ущерб.
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
Артык Сейткалиева, президент Общества защиты прав потребителей «Адал»:
- Чтобы не оказаться в такой ситуации и не потерять свои деньги в случае покупки некачественного и, скорее всего, недешевого гаджета, потребителю следует обязательно требовать при покупке фискальный чек. Внимательно изучите выданный гарантийный талон, на нем должна быть надлежащая печать, указаны реквизиты продавца, его БИН или ИИН, фактический адрес, IMEI, код вашего телефона, наименование модели смартфона и его стоимость, дата покупки, а также адрес сервисного центра, куда следует обращаться в случае поломки. Если какой-либо из перечисленных пунктов отсутствует и продавец отказывается предоставить данную информацию, задумайтесь, нужна ли вам такая покупка? Что же касается приобретения мобильного телефона в интернет-магазине, рекомендуем делать это на известных и хорошо зарекомендовавших себя торговых площадках. Обязательно проверьте смартфон в точке выдачи транспортной компании, заранее попросите продавца прислать смартфон заряженным. Многие недобросовестные продавцы специально идут на эту уловку и присылают смартфон разряженным или с очень маленьким зарядом с надеждой на то, что покупатель не сможет выявить имеющийся дефект. Также не забудьте взять все необходимые документы - фискальный чек, накладную на товар и гарантийный талон.
Согласно ст. 30 и 14 Закона РК «О защите прав потребителей», обменять или вернуть не устраивающий вас товар надлежащего качества можно в течение 14 календарных дней со дня приобретения, если он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломба и ярлыки. В случае, если купленный вами мобильный телефон имеет какую-либо неисправность, то вернуть его можно в течение указанного гарантийного срока. Также стоит отметить, что продавец не имеет права указывать гарантийный срок меньше, чем его дает завод-изготовитель. Как указывается в Законе «О защите прав потребителей», потребитель имеет право осуществить возврат денег за мобильный телефон ненадлежащего качества, обменять неисправный (бракованный) смартфон, потребовать его ремонт или снижение цены. Это возможно в случае наличия брака (дефекта) или если нарушены сроки гарантийного ремонта телефона (30 дней). При наличии одного из вышеуказанных условий вы имеете право предъявить требования на возврат денег за мобильный телефон ненадлежащего качества, обмен неисправного (бракованного) мобильного телефона и др.
Для того чтобы защитить ваши законные права, необходимо предъявить недобросовестному продавцу претензию (заявление) на возврат денег за мобильный телефон, обязательно в двух экземплярах. Один вы оставляете себе, второй, соответственно, продавцу. На вашем экземпляре должны быть указаны имя и фамилия продавца, его должность, подпись и дата подписания. В претензии необходимо подробно указать все обстоятельства и сформулировать ваши требования. Срок ответа на вашу претензию на возврат денег за неисправный (бракованный) мобильник или его обмен составляет 10 дней. В случае покупки смартфона в кредит средства возвращаются в сумме, которая уже была погашена заемщиком, при этом компенсируется плата за предоставление кредита (процент за пользование). Если продавец отказывается вернуть вам деньги за мобильный телефон ненадлежащего качества или обменять его, то вы должны подать исковое заявление в суд или же обратиться в Общество защиты прав потребителей, специалисты которого возьмут эту работу на себя.
Павел ЗЛОБИН.