АВТОВЛАДЕЛЬЦАМ ПРИДЕТСЯ РАСКОШЕЛИТЬСЯ ЗА ПАРКОВКУ
- Родительская категория: Новости
- Категория: Общество
- 1632
-
17 Июнь 2016
В Алматы прошли первые открытые слушания проекта по внедрению единой автоматизированной системы платных парковок.
Специально обученные контролеры (так называемые пешие инспектора) будут проверять фактическое время пребывания машины на стоянке. Им выдадут планшеты, чтобы они могли сфотографировать машину и ее госномер и отправить в специальную базу данных. Разработчики исключают возможность оплаты «наличкой», а все факты нарушения правил будут сразу передавать в ДВД для выписки штрафа.
Больше всего присутствующих волновала цена вопроса. И когда была озвучена цифра - 500 тенге в час, зал дружно ахнул.
- Согласно нашим исследованиям, такая цена должна быть в первые годы внедрения проекта для окупаемости, но мы установили 100 тенге с учетом реалий дня, - успокаивал присутствующих директор ТОО «Алматы спецтехпаркинг сервис» Марат Прынбеков, - а первые 15 минут - вообще бесплатно. Кроме того, мы учли печальный опыт внедрения системы «Онай», поэтому продумали оплату на месте наличкой, но через автоматизированную систему.
Оплатить стоянку можно будет несколькими способами. Первый - с помощью паркоматов, которые принимают монеты, бумажные купюры и даже списывают баланс с банковских карточек. Паркоматы работают на солнечных батареях, и для их установки не нужно долбить асфальт, чтобы проложить кабель. Второй метод - через мобильное приложение, которое будет доступно для всех обладателей смартфонов. Третий - отправить бесплатное СМС на специальный номер. Подробные инструкции будут позже опубликованы в СМИ и на самих стоянках. Первая платная парковка будет запущена уже в конце этого месяца по улице Зенкова (между Макатаева и Жибек Жолы) и рассчитана на 64 автоместа. Район Зеленого базара выбран не случайно это один из самых загруженных машинами участков в городе. Именно там будут кипеть первые страсти между автовладельцами и разработчиками.
Кстати, со временем цена парковочного места поднимется до 300 тенге в час там, где загруженность стоянки составит более 85%. Ближайшие три года уйдут на то, чтобы наладить парковочную систему в центре города. Но со временем инициаторы планируют ввести оплату во дворах жилых домов. Так, все автовладельцы обязаны будут зарегистрироваться у себя в кондоминиуме, чтобы получить льготы для парковки в дневное время и иметь право стоять во дворе ночью.
- Мы изучали опыт европейских стран. Там во дворе стоит специальный шлагбаум, который пропускает лишь «резидентов» двора и спецслужбы (скорая, пожарная машина и т. д.). Все остальные не имеют права заехать во двор и будут оштрафованы, - уверял Прынбеков.
Однако такой подход вызвал возмущение собравшихся. «Европе и не снилось восточное гостеприимство, нам что, теперь родню и друзей в гости нельзя позвать почеловечески?!» - раздавались громкие реплики из зала.
На третьем этапе инициаторы готовы возводить многоуровневые паркинги, если акимат выделит под это дело пустующие (или используемые не по целевому назначению) земельные участки рядом с жилыми домами.
Вопрос - ответ
Несмотря на красиво презентованный проект, он вызвал много нареканий со стороны общественности. Приведем лишь несколько вопросов и замечаний в ходе слушания.
- Гарантируют ли платные парковки безопасность и сохранность машины на время стоянки?
- Разработчики единой автоматизированной системы за это ответственность не несут. Это не входит в наши обязанности. Но к нам обращаются крупные страховые компании, которые готовы за дополнительные 10% к стоимости стоянки (то есть 10 тенге в час) взять на себя страховые обязательства за время, проведенное на стоянке.
- Я посчитал, что только сто тысяч машин, заплатив за парковку 200 тенге в день, в год «подарят» разработчикам около семи миллиардов тенге! Это огромная сумма, а машин в Алматы пятьсот тысяч. Почему городские власти отдают этот выгодный бизнес в частные руки, когда эти доходы могли бы целиком переходить в госказну?
- В городском бюджете не предусмотрены многомиллиардные вложения для запуска системы, их полностью взял на себя инвестор. Вложения окупятся, по нашим подсчетам, не ранее чем через 10 лет, и есть большая доля риска, что система не приживется. Акимат на такие риски идти не может. Кроме того, госказна будет получать 30% от дохода каждый день.
- Я - активная пенсионерка, у меня свой детский центр. Каждый день я езжу на машине к дочке помогать с внуком и остаюсь там на несколько часов. И если посчитать, сколько раз за день останавливаюсь в разных точках города, то моей пенсии не хватит! Зачем мне вообще тогда машина?!
- Одна из стратегических задач внедрения единой системы - разгрузить улицы Алматы от лишнего транспорта. Водитель, зная, во сколько ему это обойдется, без надобности не выедет на своей машине из дома, чтобы поставить ее на 10 часов в забитом центре города. В целом, на 20% повысится скорость передвижения транспорта по Алматы.
- Кто будет иметь право парковаться бесплатно?
- Владельцы электромобилей, люди с ограниченными возможностями, лица, приравненные к ветеранам войны, многодетные матери и т. д. Также бесплатно парковаться имеют право водители, которые везут инвалида. Позже на официальном сайте компании будет опубликован полный список всех льготников и процедура получения льгот.
- Предлагаю снизить оплату за стоянку до 50 тенге в час, учитывая кризис в стране, а не мировой опыт и ваши расчеты. А также в обязательном порядке сделать парковку бесплатной в местах социального значения больницы, поликлиники, школы и т. д.
- Ваше предложение будет внесено в протокол и передано в Общественный совет при акиме Алматы для рассмотрения.
По задумке разработчиков, платные парковки значительно сократят число автомашин на дороге.
Карлыгаш НУРАЛИЕВА.