ВЗГЛЯД НА ИРАН БЕЗ ПУТЕВОДИТЕЛЯ-3
- Родительская категория: Новости
- Категория: Общество
- 2861
-
20 Апр 2016
Одними из главных украшений Исфахана являются мосты через протекающую в центре города реку Заянде.
Мы завершаем классический тур по Персии двумя прекрасными и самобытными городами Исфаханом и Йездом.
Напомним, в предыдущих номерах «толстушки» мы писали о том, каким способом можно приехать в Иран, а также об особенностях страны и главных достопримечательностях Тегерана. Из столицы мы полетели на самый юг страны, на остров Киш и в город Шираз.
Город, удививший Марко Поло
Собрав свои вещи в Ширазе, я отправился на автобусную станцию, где за сумму, эквивалентную семи-восьми долларам, купил билет до Йезда. По совету местных купил билет на ночной автобус первого класса, в котором были кондиционер, удобные раздельные кресла, как в бизнес-классе самолета, помимо прочего, по пути предлагались бесплатные напитки и легкий перекус. Это было особенно приятно, поскольку дорога занимает около шести часов.
Йезд или, как некоторые называют, Язд - один из наиболее древних городов Ирана и центр одноименной провинции. Население его составляет всего около полумиллиона человек. Состоящий преимущественно из глиняных домов город находится в пустынной местности и стал своеобразным оазисом, который существует аж с третьего тысячелетия до н. э. В древние времена он был обозначен как город Исатис в Мидии.
Йезд, находясь вдалеке от исторических столиц, смог избежать жестоких разрушений. В городе сохранилось много архитектурных памятников и культурных реликтов древних времен, в частности, здесь можно увидеть найденные в ходе археологических раскопок предметы династии Ахеменидов. А во время нашествия Чингисхана здесь смогли укрыться от преследований художники, ученые и поэты. Кстати, в свое время Йезд посещал сам Марко Поло. Итальянский путешественник описал Йезд как хороший и благородный город, отметив при этом его шелковое производство, которое в те времена его очень удивило.
В городе есть несколько достопримечательностей, обязательных к посещению, одна из них - Музей воды. Для города, который находится в пустыне, жизненно необходима была вода, и в этом музее можно узнать о различных способах добычи воды местными жителями. Здесь же выяснилось, что весь Йезд практически изрыт различными каналами, некоторым из них более тысячи лет. В музее также представлены различные древние технологии доставки воды в город, благодаря которым люди выживали среди пустыни. Любой желающий может своими руками потрогать макеты систем воды, а также убедиться, насколько сложно достается вода в местных условиях. Также в музее хранятся документы по проведению работ в каналах и их модернизации.
Известной достопримечательностью города считается мечеть Джами XIV века, которая имеет два высоких минарета. Стены мечети богато украшены орнаментом. Мечеть расположена в центральной части города, и поэтому ее легко можно увидеть практически с любой точки. Из других достопримечательностей можно отметить комплекс Амир Чакмак с одноименной мечетью. Комплекс был построен в эпоху Тимуридов, в ХV веке. Мечеть имеет четыре айвана (вход во внутренний дворик), по одному с каждой стороны. Своды айвана украшены керамической смальтой. Интересно посетить и расположенный в самом комплексе рынок, ведь дух захватывает при осознании того, что этот базар работает вот уже на протяжении 600 лет.
Однако главная достопримечательность Йезда - это сам город. Жители долгое время сопротивлялись современным зданиям и отстояли всю центральную старую часть Йезда, новые здания есть только на окраинах города, где раньше были пустыри. Йезд продолжает оставаться одним из древнейших постоянно населенных мест на всей планете. Уникальная архитектура города в буквальном смысле позволяет вам, словно на машине времени, перенестись в Персию древних времен, а единственными атрибутами современной жизни в центре города можно считать только автомобили, провода и антенны. Все остальное сохранилось с незапамятных времен. Глиняные дома, которые имеют лишь одно окно на крыше для проникновения света, смотрятся великолепно. Некоторым постройкам здесь по нескольку сотен лет, а секрет, казалось бы, неустойчивого глиняного сооружения в том, что в Йезде очень жаркий климат и почти никогда не бывает осадков, поэтому эти дома так долго служат своим хозяевам.
Практически весь Йезд, словно древний лес, усыпан сооружениями под названием бадгиры.
Интересно, что практически весь город, словно древний лес, усыпан сооружениями под названием бадгиры. Бадгир - это высокая башня, которая имеет, по меньшей мере, два вертикальных воздушных канала, а изнутри разделена на четыре вертикальных воздушных канала. Каналы соответственно погоде и направлениям ветров могут по необходимости открываться и закрываться, регулируя воздушные потоки внутри здания. По сути, это древний кондиционер, теплый воздух идет сквозь каналы, и пока он доходит до первого этажа дома или подвала, остывает. На первых этажах местные жители обычно сами сидят под бадгиром, как мы под кондиционерами, а в подвале они хранят различные продукты, которые всегда находятся под прохладным воздухом.
Персия - родина зороастризма
Йезд на протяжении веков продолжает оставаться одним из главных городов для зороастрийцев. Одна из самых древних религий мира - зороастризм, это религия древних иранцев. Они верили, что мир поделен на семь кругов, самый большой из которых находится в центре и заселен людьми. Наиболее известным пророком в Иране был Заратуштра, или Зороастр. Жил он не позднее VII века до н.э. Он был реальной исторической личностью и принадлежал к сословию жрецов. По некоторым сведениям, Заратуштра был скифом. Когда ему исполнилось 42 года, его проповедь новой религии, зороастризма, получила всеобщее признание. Позднее личность Заратуштры была мифологизирована и наделена сверхчеловеческими качествами.
В Йезде находится один из главных храмов зороастрийцев Аташкаде, в котором хранится огонь, поддерживаемый с 470 года.
Несмотря на то, что практически все иранцы сейчас исповедуют ислам, в некоторых областях страны все еще сохранились общины зороастрийцев. Так, в Йезеде находится известный зороастрийский храм Аташкаде - место паломничества последователей этой религии со всего мира. Священный огонь храма поддерживается с 470 года, его можно увидеть сквозь небольшое окно в центральном зале. Кроме того, неподалеку от города находятся знаменитые «Башни молчания». Согласно верованиям зороастрийцев, тело усопшего должно естественно истлеть на воздухе, либо должно быть съедено животными или птицами, поэтому умерших доставляли в отдаленные сооружения башенного типа. Непременным заветом зороастрийцев является то, что ни в коем случае нельзя осквернять мертвыми телами четыре стихии - землю, огонь, воздух и воду. Поэтому стервятники стали для них оптимальным способом устранять трупы.
Отметим, с 60-х годов прошлого века зороастрийцам запретили таким образом прощаться с телом, однако это место сохранило непередаваемую атмосферу и таинственность. Сейчас зороастрийцы хоронят умерших в бетонируемых могилах и склепах, для того чтобы избежать осквернения земли и воды при соприкосновении с трупом.
Исфахан - половина мира
Из Йезда снова на ночном автобусе мы отправились в третий по величине город Ирана Исфахан. В давние времена иранцы называли этот город «половина мира или половина света». Они считали, что увидев Исфахан, ты уже увидел половину мира. И в самом деле, этот город - нетипичный для Ирана, он больше похож на Стамбул или некоторые европейские города, чем на своих персидских собратьев. Первое, что бросается в глаза при въезде в Исфахан, - это зелень, город, как Алматы, буквально заполнен деревьями, и это очень спасает от знойной иранской жары.
Центральной достопримечательностью этого города, без преувеличения, считается большая и помпезная площадь Накш-э-Джахан, или площадь Имама. Она вытянута на 560 метров с севера на юг и на 165 метров с запада на восток. Современный облик площади оформился в XVI веке, когда Исфахан являлся столицей империи Сефевидов. В 1589 году шах Аббас I Великий, перенеся столицу в Исфахан, начал активное строительство. Интересно, что площадь использовалась как стадион для игры в конное поло непосредственно под окнами шахского дворца, изображение эпизодов игры стало излюбленной темой иранских миниатюр. Сейчас вдоль площади тянутся торговые ряды и сувенирные лавки, а на самой площади расположены фонтаны и места для пикников.
Центральной достопримечательностью Исфахана считается площадь Имама, с южной стороны которой находится мечеть Имама - одно из самых впечатляющих сооружений в Иране.
С южной стороны площади находится мечеть Имама - одно из самых впечатляющих сооружений в Иране. Два бирюзовых минарета обрамляют огромные ворота. За ними располагается главный купол молитвенного зала мечети высотой 52 метра - самый высокий купол Исфахана. Строительство мечети заняло почти 30 лет и было закончено в 1641 году. В западной части площади Имама находится дворец Али Капу, еще один шедевр архитектуры Сефевидской эпохи. Али Капу представляет собой массивное прямоугольное сооружение высотой 42 метра с шестью этажами и широкой террасой в фасадной части, потолок которой поддерживается деревянными столбами. Первоначально дворец был гораздо меньших размеров, он задумывался и был построен как парадные ворота между дворцовыми садами и площадью. Постепенно увеличиваясь в течение семидесяти лет за счет дополнительных пристроек, он начал выполнять дворцовые функции.
Напротив Али Капу находится одна из красивейших мечетей Ирана - мечеть шейха Лотфаллы. Ее строительство было начато в 1602 г. шахом Аббасом I. Выдающийся памятник персидской архитектуры эпохи Сефевидов. Мечеть строилась в течение 17 лет (1602-1619 годы) по личному указанию Аббаса I.
Стоит отметить, что вся композиция площади Имама входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Еще один объект, который входит в этот список, - это мечеть Джами, или Пятничная мечеть. Крупнейшая в городе мечеть является результатом длительного строительства: она была заложена в 771 году, но реконструировалась и достраивалась вплоть до конца XX века. Мечеть построена в архитектурном стиле «четырех айванов», то есть имеет четверо ворот, которые находятся напротив друг друга.
Большое впечатление у путешественников оставят два дворцовых комплекса Исфахана. Дворец Чехель Сотун, по-другому его называют «дворец сорока колонн». Многие туристы, кто не почерпнул информацию об этом месте заранее, видя, что на здании всего 20 колонн, не понимают, где остальные 20. Вся загвоздка в том, что перед дворцом есть небольшой пруд, в котором и отражаются эти оставшиеся 20 колонн. Дворец был построен Аббасом II в 1647 году как резиденция для отдыха. В 1707 году дворец пережил пожар, в 1870 году был реставрирован. С 1988 г. Чехель Сотун функционирует как музей сефевидского искусства. Здесь можно увидеть многочисленные фрески, выполненные в стиле персидских миниатюр и посвященные битвам или грандиозным пирам. Другие фрески изображают типичные для придворного искусства незатейливые сцены из жизни шахского двора.
Другой не менее интересный дворец - Хашт Бехешт, дворец эпохи Сефевидов, построенный в 1669 году по приказу шаха Сулеймана Сефевида. Само здание и его многочисленные комнаты имеют в плане восьмигранную форму. Внутри здания сохранились исконные зеркальные мозаики и фрески. В последние годы сам дворец и его территория стали историческим парком, открытым для посещения.
Во время прогулки по городу среди всех мечетей и других исламских святынь неожиданно можно увидеть купола церквей. Это район новая Джульфа - армянский квартал в Исфахане. Местные армяне живут здесь вот уже несколько поколений. Одни приехали сами в Иран, а другие бежали сюда в разное время из Османской империи. В этом районе находятся армянская школа, церковь Вифлиема, Святой Марии и другие церкви. А главный собор для местных армян - это собор Святого Христа Всеспасителя (чаще употребляется сокращенное название храма - Ванк). Храм Ванк был одной из первых церквей, основанных в Джульфе в начале XVII века. Собор представляет собой контраст христианских и мусульманских стилей. Внутри храма стены богато украшены фресками, золоченой резьбой и художественными изразцами. Центральный купол расписан золотом и синей краской, на нем изображен библейский сюжет о сотворении мира и изгнании человека из рая. При соборе находится библиотека, в которой хранятся более 700 рукописных книг и других уникальных артефактов из истории Армении. Также здесь находится музей истории армян со времен их появления в Исфахане, а также мемориал геноцида армян.
Собор Святого Христа Всеспасителя, также известный как собор Ванк, - главный храм армянской церкви в Иране.
Одними из главных украшений являются мосты через протекающую в центре города реку Заянде. Большинство из них датируются XVII веком, а самый старый мост под названием Шахрестан был построен в XI столетии. Самые известные - мост Хаджу с двумя рядами арок, Си-о-Сиполь (33 арки), Маарнан и Жуи.
Что привезти из Ирана? Сувениры и подарки
Исфахан - наверное, лучший город в Иране для покупки подарков и сувениров. Здесь несколько рынков, где торгуют различными вещами на любой вкус и кошелек. Главный исфаханский базар находится под сводами площади Имама. Помимо традиционных магнитиков, чашек, тарелок и ваз с национальной символикой из Ирана можно привезти и сугубо национальные предметы. Это могут быть восточные скатерти, оригинальные шахматы и нарды ручной работы, изготовленные из дерева, меди, камня и эмали, декорированные ручной росписью, различные шкатулки, сувенирные копии артефактов, шелковые платки, керамические изделия, мечи и кинжалы, изделия из кожи, сделанные вручную жестяные тарелки и многое другое.
Из съестного можно прикупить перед отъездом множество восточных сладостей. Но все же лучшим гастрономическим подарком станет настоящий иранский шафран, который можно купить со специальным сертификатом. А по мнению бывалых путешественников, лучшим подарком из Ирана должен стать настоящий персидский ковер, его стоимость в зависимости от размера и качества изготовления может варьироваться от 60 до двухсот тысяч долларов. Стоит сказать, что настоящий персидский ковер делается только вручную. На изготовление ковра для одной комнаты (примерно 12-15 кв. м) в квартире может уйти несколько лет.
Алмат ТЕМИРТАСОВ,
Фото автора.