Рональд Кляйер привез в Казахстан «Магию Востока»
- Родительская категория: Новости
- Категория: Новости Казахстана
- 1113
-
01 Июль 2015
В Астане проходит персональная выставка известного голландского художника.
На открытии этой уже третьей по счету выставки художника в столице присутствовал вице-министр культуры и спорта Галым Ахмедьяров, а открыл ее сам посол Королевства Нидерландов в РК Ханс Дриссер.
Такое внимание связано с особым местом этого 42-летнего живописца в мировом искусстве, напрямую обусловленным его жизненной и творческой биографией. Он родился в Голландии, учился в Королевской Академии изящных искусств в Гааге, а в 1994 году впервые побывал в Узбекистане. И безоговорочно, на всю жизнь, влюбился в Центральную Азию. Позже он встретил здесь свою любовь, обрел семью и дом, продолжил постигать профессию. В итоге родился удивительный сплав реалистической голландской живописи с центральноазиатской тематикой. Недаром Кляйера называют голландско-узбекским живописцем и даже родоначальником этого направления.
- Когда я впервые приехал в Узбекистан, испытал своеобразный культурный шок, - поделился Рональд. - Меня поразили широкие просторные улицы, зелень, обилие солнечного света, но больше всего, конечно, люди - их теплота, радушие и дружелюбие, гостеприимство. Всего этого не встретишь в Европе. Я был пленен странной смесью культур и многоязычием. Центральная Азия была и остается для меня загадкой, таинством, которое я продолжаю постигать.
Эта восторженность, любовь и обретенное внутреннее родство с краем настолько глубоко пронизывают его работы, что люди, не знающие автора, нередко спрашивают: «Кто это написал - казах или узбек?»
Главные темы Кляйера просты: обычная жизнь и люди, тихие сельские улочки, глинобитные домики. Но именно в этом он видит истинную красоту и считает ее силой Средней Азии. Искусствоведы выделяют в его творчестве несколько циклов. В первую очередь, «Двери» - с одной стороны, вполне реалистичные образы, с детально выписанной фактурой, следами времени и жизни своих хозяев. С другой, многозначные символы, в которых можно увидеть и вход в иной мир, и границу между мечтой и реальностью, портал и тайну. Жанна Енсебаева, директор галереи «Хас Санат», где проходит выставка, уверена, что «Двери» ставят большие философские вопросы: «Они всегда открыты, в них всегда видно небо, всегда есть свобода выбора. Вызывая интерес к тому, что там - за этими дверьми, художник приглашает зрителей к диалогу и размышлению».
Сам автор определяет среднеазиатские двери как метафору и даже икону Востока.
В последнее время этот цикл слился с другим в серию «Добро пожаловать», где «сошлись» прежде существовавшие отдельно двери и стоящие на пороге их узбекские женщины с детьми на руках. Этих среднеазиатских мадонн Кляйер почитает особенно, считает их главным воплощением образа Востока.
Другой центральный цикл работ живописца - «Мы», галерея портретов разноликих и разнохарактерных жителей Азии. Забавен и небезынтересен для жителей бывшего СССР цикл «Назад в СССР» - картины старых советских авто, мотоциклов, тракторов. Просто удивительно, откуда у голландца такая ностальгия по нашему прошлому!
- Эта выставка очень важна, - отметил господин Ханс Дриссер. - Это не просто Азия глазами голландца. Мы наблюдаем уникальный феномен, когда голландский художник, происходящий абсолютно из другой культуры, настолько глубоко проникся культурой Центральной Азии и с такой любовью изображает ее в своих картинах, что в его лице мы видим переплетение культур. Оставаясь представителем голландской живописи, он стал космополитом. Это современная тенденция: мы живем в мире, который становится все больше мультикультурным и мультиэтничным. Казахстан с более чем 130 проживающими здесь народами является символом этого явления. Потому это идеальное место для проведения такой выставки.
Лаура Копжасарова, Астана.