Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Сб11232024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:

На пути к низкоуглеродному будущему

На прошлой неделе в Алматы прошел форум представителей местных и национальных органов власти центрально-азиатских республик. Речь шла о повышении энергоэффективности в регионе.

Как заявили организаторы, форум «Центральноазиатские местные и национальные органы власти на пути к эффективной энергетике будущего-2020» собрал все заинтересованные стороны с целью обновить настрой Соглашения Мэров, способствовать поощрению обмена опытом в рамках сообщества «Соглашение Мэров - Восток», а также сделать прогноз новых перспектив.

На восток

Как известно, изначально инициатива была обращена к мэрам городов стран ЕС, но позднее она стала открытой для стран Восточной Европы, Южного Кавказа и Центральной Азии. Благодаря появлению «Соглашения Мэров - Восток» рост инициативы превзошел все ожидания. Тысячи городов, присоединившихся к движению, подкрепляют свои слова конкретными действиями. Так, новые Подписанты обязуются представить План действий по устойчивому энергетическому развитию (ПДУЭР) в течение года, вслед за формальным подписанием Соглашения Мэров. Но перед тем как разработать этот амбициозный документ, Подписант должен подготовить базовый кадастр выбросов и указать отрасли со значительными выбросами парниковых газов. Одновременно с этим проводится адаптация административных структур, соответствующее обучение персонала муниципалитетов и вовлечение заинтересованных сторон, например, благодаря организации дней энергии или городских дней согласия. После одобрения ПДУЭР координаторы Соглашения предоставляют административную, техническую и финансовую поддержку Подписантам.

Программа «Соглашение Мэров - Восток» начала действовать в Центральной Азии в 2011 году. Сейчас она охватывает все республики этого региона. В Казахстане городами-подписантами являются Астана, Аксу, Жезказган, Караганда, Лисаковск, Сатпаев, Петропавловск, Тараз, Темиртау. Все участники форума были рады услышать, что и Алматы имеет намерение присоединиться к данной инициативе. В Казахстане национальным координатором по программе «Соглашение Мэров - Восток» является АО «Институт развития электроэнергетики и энергосбережения».

- Наша роль заключается в пропаганде для местных исполнительных органов, - пояснил управляющий директор АО «Институт развития электроэнергетики и энергосбережения» Алибек Кабылбай. - Поскольку, присоединяясь к данной инициативе, города-подписанты поддерживают смягчение климатических изменений, возлагая на себя добровольные обязательства по сокращению выбросов парникового газа не менее чем на 20% к 2020 году за счет повышения энергоэффективности.

Зеленая экономика

Все участники форума сошлись во мнении, что от того, как эффективно и активно будут работать все участники Соглашения, зависит очень многое, в том числе экономическое будущее стран Центрально-Азиатского региона. Надо отметить, что в Казахстане наряду с «Соглашением Мэров - Восток» уже существует собственная модель перехода к зеленой экономике.

- Я хотела бы сделать акцент на том, что наше министерство делает сегодня в рамках концепции перехода Казахстана к зеленой экономике, - говорит директор Департамента по возобновляемым источникам энергии Минэнерго РК Айнур Соспанова. - Эта концепция увидела свет после подписания указа главой нашего государства в мае 2013 года. После этого внутри страны были определены рамки зеленой экономики, которые особенно важны для развития нашей страны. Если говорить о секторах зеленой экономики, то первый сектор - это водные ресурсы. Казахстан - вододефицитный регион, так как мы получаем около 47% воды из-за рубежа. Исходя из этого мы должны задействовать весь свой потенциал как внутри государства, так и наладить диалог с сопредельными странами. Следующий сектор - сельское хозяйство. Поскольку Казахстан является аграрной страной, перед нами стоит задача по повышению производительности труда в этой сфере, роста урожайности, а также снижения затрат водных ресурсов на орошение. Третьим сектором является энергоэффективность. Здесь главной целью является введение новых мощностей возобновляемых источников энергии (ВИЭ), таких как солнечные и ветряные энергоустановки, малые гидростанции и биогазовые установки. Четвертый сектор - загрязнение воздуха. В данном случае речь идет о снижении выбросов в атмосферу вредных примесей и приведение к 2030 году показателей стандартов выбросов до европейского уровня. Следующий сектор - утилизация всех видов отходов. Как известно, в нашей стране еще с советских времен накопилось огромное количество как твердобытовых отходов, так и отходов от промышленного сектора. На текущий момент в Казахстане действует государственная программа по управлению отходами до 2040 года. В рамках ее начинают реализовываться проекты в регионах, которые позволят сделать комплексную систему управления, начиная с момента раздельного сбора мусора и заканчивая захоронением полигонов и утилизацией на заводах.

Если говорить подробнее об энергоэффективности, то в Казахстанеb действует закон о поддержке ВИЭ. В 2013 году данный закон был трансформирован с целью привлечения реальных инвесторов в эту область. За основу была принята схема фиксированных тарифов, которая доказала свою эффективность во всем мире. Сегодня нормативно-правовая база позволяет реализовывать проекты ВИЭ, поскольку со стороны государства идет поддержка за счет достаточно высокого закупочного тарифа. В Казахстане также существует единый закупщик электрической энергии - ТОО «Расчетно-финансовый центр по поддержке возобновляемых источников энергии», созданный системным оператором АО «KEGOC». Определены четкие правила покупки и продажи энергии. Эта схема позволяет сегодня начать реализацию проектов ВИЭ. К примеру, в 2014 году в Казахстане общая мощность всех существующих объектов ВИЭ составляла всего 177 МВт. В основном это были гидроэнергетические проекты. А уже в начале июля 2015 года в рамках дня индустриализации откроется 50 МВт солнечный проект в Жамбылской области. Кроме того, есть проекты по ветроэнергетике - так, во втором полугодии ожидается выработка электроэнергии (45 МВт) от Ерейментауского ветропарка. Это первые ростки ВИЭ, которых с каждым годом будет все больше.

- Согласно нашему плану до 2020 года, - пояснила Айнур Соспанова, - будет реализовано 34 проекта ветровых станций, 41 малой гидроэлектростанции, 28 солнечных станций и 3 биогазовых установок. Территориально все наше объекты находятся на юге, западе в и центре нашей страны. Это обусловлено хорошим потенциалом этих регионов по ветру и солнцу с готовностью сетей принимать данное количество электроэнергии, а также с потребностью в ней.

Перспективы

Эти две инициативы (переход к зеленой экономике и Соглашение Мэров) тесно переплетаются и должны идти рука об руку, поскольку то, что Казахстан делает в рамках законопроекта о зеленой экономке, позволит всем нашим городам достичь тех целей и задач, которые они берут на себя, подписывая «Соглашение Мэров». Дальнейшая работа по продвижению данных инициатив возможна лишь при тесном сотрудничестве как центральных и местных исполнительных органов, так и международных экспертов. Как заверила представитель Министерства энергетики Казахстана, наша страна открыта для диалога и готова обсуждать любые острые моменты и отрабатывать слабые места в отечественном законодательстве. К слову, развитие нашего законодательства в области электроэнергетики итак не стоит на месте. 

- В 2015 году были внесены изменения в существующий закон. Мы исключили бюджетные организации, которые потребляют менее 100 тонн условного топлива, потому что их количество незначительно. Исключили обязательства ведения энергоменеджмента, поэтому он сейчас носит добровольный характер. И самое главное, мы ввели понятие энергосервисной компании. Этот рынок ждет большое будущее, потому что мы хотим включить зарубежные компании, - отметил Алибек Кабылбай.

В целом участники форума отметили позитивный настрой стран-подписантов «Соглашения Мэров - Восток». Кроме того, в соответствии с данными первой волны участников, Подписанты Соглашения ставят своей целью сократить потребление энергии в среднем на 37% к 2020 году. Сегодня города стран Восточного Партнерства и Центральной Азии выбрасывают в среднем 9,5 - 15 тонн СО2 на душу населения, что представляет собой 40-70% потенциального сокращения выбросов и значительное снижение муниципальных затрат на энергию. Первый анализ планов действий по устойчивому энергетическому развитию в этом регионе показывает, что конкретные действия, затрагивающие здания и транспорт, позволят добиться сокращения около 60% от общего ожидаемого к 2020 году сокращения выбросов СО2.

Справка «КП»

В феврале 2009 года, после принятия ЕС Пакета действий в области климата и возобновляемой энергии, Европейская комиссия запустила инициативу Соглашения Мэров. Это первая инициатива, признающая вклад местных и региональных органов власти в решение задач, поставленных ЕС в области энергетики и охраны климата. Сегодня к инициативе присоединились 6446 городов-подписантов, которые представляют интересы более 206 миллионов граждан.

Александра Першина. 

Поделиться ссылкой

Добавить комментарий

     

Защитный код
Обновить