Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Сб11232024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:

Искусство приравняли к штыку

В этом году мы отметили 70-летие Великой Победы над фашистской Германией. 22 июня - печальная дата в нашей истории, именно в этот день началась война. «Комсомолка» совместно с ЦГА РК вспомнила тех, кто вдохновлял людей на фронте и в тылу - казахских артисток.

Ансамбль - не музыкальный, но боевой!

Шара Жиенкулова - одна из основоположниц развития казахских народных танцев, народная артистка КазССР, лауреат Госпремии. На сцену вышла в 16 лет в 1928 году в качестве артистки Казахского театра драмы. Позже с большим успехом выступала и как киноактриса. К 20-летию КазССР в 1940 году она организовала ансамбль песни и танца при Казахской государственной филармонии им. Джамбула.

Из документов ее личного фонда в Центральном государственном архиве РК: «Известная казахстанская танцовщица Шара отбыла в действующую армию вместе со своим ансамблем с первыми эшелонами, уходившими на фронт. Ее ансамбль в армии считали по праву не музыкальной, а боевой единицей. Жиенкуловой было присвоено воинское звание капитана, она удостоена боевых правительственных наград».

В годы войны артистка внесла свои личные сбережения в фонд обороны, и на них был построен танк, который назывался «Шара». Патриотический поступок казахстанской артистки был отмечен приветственной телеграммой Верховного главнокомандующего.

Вот какое письмо оставила Шара госпиталю № 4113 в Алма-Ате: «Дорогие товарищи! Уезжая в гастрольную поездку по Казахстану, наш ансамбль и я увозим с собой самые лучшие воспоминания о нашей с вами встрече. Вы явились самыми лучшими зрителями нашего ансамбля… Во время отечественной войны наш ансамбль разучил много оборонных песен, отражающих героические подвиги Красной Армии. И на всех языках народов СССР мы несем их по разным уголкам Казахстана: по фабрикам, заводам, совхозам, колхозам, далеким аулам, призывая наш народ отдать все свои силы на разгром врага, на укрепление тыла, дать все фронту, чтобы наша Красная Армия не нуждалась. Наш ансамбль дает концерты в пользу обороны, было дано много шефских концертов для воинских частей и призывных пунктов. Уезжая на гастроли, мы обещаем вам. Товарищи, со всем своим вниманием и любовью обслуживать шефскими концертами воинские части и госпиталя. Желаем вам, товарищи, чтобы вы поскорее поправились и снова встали в ряды наших бойцов, чтобы бить гитлеровские полчища и прогнать их с нашей земли. Желаем вам здоровья и такого отдыха в нашем городе Алма-Ате, чтобы ваше временное пребывание у нас всегда осталось в вашей памяти как о самых хороших днях…».

День Победы Шара встретила в Нижнем Тагиле. Вот что она вспоминала позже: «В честь праздника мы давали большой концерт для металлургов. Концерт проходил прямо в заводском цеху, на стенах которого висели лозунги, призывающие рабочий класс крепить общее дело разгрома врага: «Все для фронта, все для победы!», «Разгромим врага в его же логове!» Что тогда делалось в этом рабочем городке, да и, наверное, по всей стране! Это был день всеобщего счастья и радости. Принимали нас так, как никогда еще в жизни не принимали. Каждый номер заканчивался бурной овацией. Зрители подпевали нам, в такт музыке аплодировали во время танца. И глядя на эту ликующую толпу, я невольно вспомнила о том, как мы вдохновляли своим искусством не только людей трудового фронта, с которыми мне довелось разделить радость Дня Победы, но и тех, кто был на фронте боевом. С первых месяцев войны и до завершающих боев мне много раз посчастливилось выступать перед героями ратного подвига. Особенно памятен первый приезд в действующую армию. Это было в трудном 1941 году. В состав нашей концертной бригады, кроме меня, входили еще казахстанские артисты Н. Самошина, З. Колтон, писатель А. Абишев и известная исполнительница русских народных песен Лидия Русланова. Три месяца провели мы среди бойцов Второго Украинского фронта. Здесь поняла я, как нужно искусство нашим героическим воинам, какой заряд несет оно каждому из них!»

Вдохновленные бойцы писали проникновенные письма. Всю войну артисты страны давали концерты в воинских частях, госпиталях, перед работниками тыла и получали благодарности. Вот письмо, написанное народной актрисе КазССР Шаре Жандарбековой: «Дорогая Шара Жандарбекова! Ваше письмо под заголовком «Дорогие друзья» нас очень обрадовало тем, что наши девушки и подруги, находясь в тылу, все силы отдают родине и Красной Армии, чтобы быстрее очистить нашу родную землю от немецких бандитов. Этой мыслью живет весь наш многонациональный советский народ. Эту миссию выполняет героическая Красная Армия. И вот вы пишете, что показали свою творческую работу о героической Красной Армии колхозницам-колхозникам и работницам-работникам заводов Караганды, Балхаша и металлургам Чимкента. Тем самым вы показали заботу и любовь к Красной Армии, что тыл и фронт живут единой мыслью. И вот мы решили поблагодарить Вас и пожелать вам больших успехов в вашей творческой работе. Мы обещаем вам бить немецких фашистов с еще большей энергией, чтобы быстрее истребить и изгнать их из нашей Родины, вернуться с победой, дорогие подруги, опять к вам. С пламенным фронтовым приветом жмем крепко Вашу руку. Лейтенант Торгаев, мл. лейтенант Жагабаев. 12 января 1943 год».

Большая фронтовая дружба связала  коллектив артистов с легендарными воинами дивизии Доватора. Именно здесь Шаре присвоили звание капитана. И многие годы она хранила «как священную боевую реликвию» выданную ей кавалерийскую бурку и «наводившую страх на врагов одним своим видом лихую папаху конармейца». Здесь актриса была удостоена первой своей боевой медали. «Так искусство сами воины приравняли к штыку», - рассказывала Шара годы спустя.

Всего за годы войны ансамбль Шары дал 460 концертов, из них 400 шефских - перед воинами, на оборонных заводах Кузбасса, Урала, Сибири.

«Кыз-Жибек» против захватчиков

Куляш Байсеитова, народная артистка СССР, лауреат Госпремии, солистка Казахского театра оперы и балета им. Абая, в годы войны написала такое обращение: «Автору этих строк посчастливилось как члену одной из первых концертно-фронтовых бригад Казахстана, около 2 1/2 месяцев побывать на самых передовых линиях фронта. Где бы мы ни бывали, в каких бы условиях не работали - на открытых ли полянах, в землянках, в госпиталях, крестьянских хатах - и перед какими бы представителями Советского Союза не выступали, мы убедились, что наш приезд, приезд даже столь маленькой группы работников искусства Казахстана, был практическим применением в жизнь сталинской дружбы народов великого Советского Союза. Он был праздником для бойцов-казахов, бойцов и офицеров других национальностей Средней Азии, ибо бригада привезла привет от казахского народа, его народные песни, танцы, звучание любимого казахами народного инструмента - домбры и его художественное слово».

Артистка вспоминала: «Герой Советского Союза Малик Габдуллин в своем проникновенном письме приводит интереснейший эпизод, какую роль играла патефонная пластинка в боевой обстановке. На досуге бойцы завели полученный в подарок от Казахстана патефон. Ставили пластинку с арией «Кыз-Жибек». Вдруг налетели немецкие стервятники. Пришлось замаскироваться, но «Кыз-Жибек» все продолжала петь, и тем самым больше вдохновила нас тут же перейти в атаку против целой пехотной дивизии немцев. Бойцы-казахи шли в атаку под лозунгом «За наше святое искусство, за свободу и независимость казахских девушек». Не будем скрывать, что были жертвы в этом бою. Но как бы нас ни бомбили, немецкие бомбы не в силах были разбить пластинку «Жибек», прервать ее голос. Дорогие товарищи! Всеми своими мыслями, всеми чувствами, всем сердцем своим я с вами, наши доблестные красные воины. Я с вами, наши герои-богатыри советского народа. Светит ли яркое лучезарное солнце, совершает ли по звездному небу путь свой луна - мое сердце бьется гневом священной ненависти к злейшим врагам культуры - фашистским палачам и убийцам. Я - артистка. Силой своего искусства я хочу помочь вам в вашей мужественной борьбе за нашу великую родину, ее честь и свободу. Пусть песни, пропетые мною, еще ярче зажгут в сердцах советских людей пламя гнева. Чувство мести к лютому врагу. Я хочу, чтобы мои песни расцветили короткие минуты вашего отдыха. Я - дочь Казахстана, дочь свободолюбивого и смелого казахского народа. Наш народ вместе со всеми народами Советского Союза встал на великую отечественную войну, готов все силы отдать. Саму жизнь за отчизну. Правда на нашей стороне. Мы победим!»

Жамал Омарова, которую за сильный и чистый голос прозвали казахской Руслановой, имела в своем репертуаре более сотни песен на нескольких языках народов большой советской страны. В годы войны вместе с Куляш Байсеитовой Жамал Омарова в составе концертных бригад ездила по Западному и Восточному фронтам. И бойцы, и труженики тыла с удовольствием слушали ее песни «Котелок», «Майданнан хат», «Застольная», «Мен казактын кызыным». В 1942 году Жамал Омаровой присваивают звание заслуженной артистки Казахстана, а в 1943-м она становится народной артисткой КазССР.

Вот как описал приезд артистов батальонный комиссар О. Левитский в статье «О чем рассказала песня», опубликованной в ежедневной армейской газете «Мужество» 12 июля 1942 года: «…А вчера мы слушали песню. Песнь звучала в блиндажах пехотинцев, на батареях и аэродромах, на лесных полянах и в зеленых шалашах - всюду, где есть бойцы. Мы услышали певцов казахского народа - его славную певунью Куляш Байсеитову - народную артистку, депутата верховного совета Казахстана, мы услышали Джамал Омарову - солистку Казахской государственной филармонии им. Джамбула, народных артистов Умурзакова и Ержанова, композитора и собирателя народных песен. Каждый из них посвящал свою песню храброму воину. В одном полку самым храбрым был русский, в другом - казах, в третьем - грузин. Артисты пели по-казахски и по-русски, на узбекском и на украинском. Джамал Омарова прекрасно без всякого акцента исполнила на русском языке «Самарские частушки», а потом ее чистый голос зазвенел украинскими и белорусскими мелодиями, и тут уж трудно было разгадать, кто же она - казашка, русская, украинка или белоруска. Куляш Байсеитова блеснула мастерским исполнением произведений Шопена. Она пела «Желание» великого польского композитора по-казахски. Это был необычный концерт, лишь изредка прерываемый шипением немецких мин да гулкими разрывами вражеских авиабомб, шлепнувшихся где-то поодаль, в непроходимое болото. А когда заканчивались выступления артистов, бойцы спешили поделиться с ними впечатлениями о концерте. Артисты же стремились побольше узнать об итогах боевого дня. <…> Никогда еще в этих лесах не говорили на столиких наречиях.  <…>  Заканчивался концерт, заканчивался митинг, снайперы прощались с артистами и уходили на огневой рубеж. Теперь песню пели пули».

Боевые награды вручали сами маршалы

Еще одна известная казахская певица Роза Багланова ушла на фронт сразу, как началась война. В 1941 году ей было всего 19 лет, она получила направление в Московскую консерваторию, но нападение Гитлера изменило ее планы. До приезда в Москву она работала в Самарканде, в Государственном женском ансамбле песни и пляски Узбекской ССР Узбекской филармонии, поэтому попала в бригаду с узбекскими артистами. Впрочем, состав был многонациональный. Вот что писала армейская газета «На защиту Отечества» от 7 мая 1943 года: «Горячими аплодисментами встретили присутствующие исполнительницу песен народов СССР артистку Багланову. Она исполняла песни на русском, украинском, татарском, узбекском, киргизском и других языках. Тов. Багланова исполнила татарскую народную шуточную песню «Алиляу Гинаим», киргизскую песню «Паризат» («Добрая фея»), казахскую свадебную «Илигай» и другие». «Около полутора месяцев провела на Северо-Западном фронте бригада молодых мастеров искусства Узбекистана. Она побывала в десятках частей и подразделений, дала свыше 60 концертов для бойцов и командиров. Во многих подразделениях мы встретились со старыми друзьями-фронтовиками, с которыми познакомились в наш прошлый приезд - осенью прошлого года. <…> Члены бригады рассказывали бойцам и командирам-узбекам, как живет и трудится народ Узбекистана. И рассказ этот был понятен и казахам, и татарам, и киргизам, и туркменам», - рассказывал в другой газете руководитель бригады работников искусства Узбекистана Хабиб Рахманов.

В 1943 году Розу Багланову наградили медалью «За боевые заслуги», которую вручал маршал Конев, два года спустя, в 1945-м, уже маршал Рокоссовский вручил ей медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Тогда же советские воины, дошедшие до Берлина, услышали песни в исполнении Розы Баглановой на концерте в честь Победы.

Юная балерина, артистка Казахского театра оперы и балета Разия Давлетгалиева (в девичестве Ибрагимова) в годы войны выступала для бойцов Второго Прибалтийского фронта. Когда началась война, ей было всего 20 лет, и юность свою она, как и многие артисты, провела на передовой. «Артистка КазССР тов. Ибрагимова Р. с 23 августа 1944 по 23 сентября 1944 года находилась в действующей армии в составе бригады артистов КазССР и приняла участие в 63 концертах, большая часть которых проведена в частях на передовой линии. От лица службы за проделанную работу объявляю тов. Ибрагимовой благодарность», - написал в отзыве начальник в/части № 01914 гвардии полковник Н. Овчинников.

«Концертные выступления бригады у бойцов, командиров и политработников передней линии фронта проходили с огромным воодушевлением, сопровождались агитационными выступлениями и часто выливались в митинги. Своей работой концертная бригада искусств Казахстана способствовала повышению наступательного порыва частей фронта для скорейшего разгрома немецких оккупантов. От имени бойцов, командиров и политработников Северо-Западного фронта выражаю искреннюю благодарность…» - это лишь один из многих отзывов о работе артистов в годы Великой Отечественной войны. Конечно, артистов, вдохновлявших своим творчеством людей в тылу и на фронте, гораздо больше, чем перечислено в этой статье. Автор просто хотела напомнить о том вкладе в Победу, который внесли люди творческих профессий.

Автор благодарит за предоставленные документы и помощь в создании материала Центральный государственный архив РК и лично Ляззат Актаеву и Николая Кропивницкого. Стиль текстов в документах сохранен.

Татьяна СОКОЛОВА. 

Поделиться ссылкой

Добавить комментарий

     

Защитный код
Обновить