Два урока-спектакля в «Школе для дураков» провел новосибирский артист Олег Жуковский в алматинском театре «АРТиШОК».
- Родительская категория: Новости
- Категория: Новости Казахстана
- 1014
-
09 Июнь 2015
Интерактивная постановка (перфоманс-урок) театра La Pushkin, по задумке его создателя, актера и режиссера Олега Жуковского, должен на миг вернуть зрителей в детство.
- Это мой первый самостоятельный спектакль, который я поставил в 1997 году, - рассказал артист накануне показа. - Тогда это был подарок судьбы - у меня возникла депрессия. Я ее проанализировал и понял, откуда растут ноги. Это все детские школьные фрустрации, когда ты не прав дома, не прав в школе, уроки неинтересны, гипер-активный мальчик на них бесится. Дневник красный, его за это порют, и мальчик тоже красный. И в это время мне поступило предложение (от дрезденского «Проект Театра». - Прим. авт.) сделать спектакль в Германии. Я был волен в выборе темы и понял, что хочу сыграть такого учителя, который не навязывал бы стереотипы, а разрушал. И когда вышел этот спектакль, был шок. Первый спектакль был ужасно провальный для меня. Техники, где надо было сделать тихо, сделали громко, где громко - тихо, где темно - светло, а где светло - сделали темно. Но счастье у людей, когда урок закончился, было бешеное! Они бегали с этими бумажками, таскали друг друга за волосы. Спектакль сразу стал брать всякие призы и очень долго ездил по европейским фестивалям. Восемь лет назад я перестал его играть. А месяц назад мой директор попросил срочно сделать премьеру, и я решился. Он (спектакль «Школа для дураков». - Прим. авт.) отстоялся, он то безумно фееричный, то провальный. Правда, эти провалы - только для меня. Не скажу, что публика от этого страдала. Просто задача очень сложная - за 45 минут ты должен человека бросить обратно в детство, чтобы он отработал все зажимы, «прав - не прав», страхи, желание переложить ответственность на кого-то другого - «пусть он отвечает, а не я», ощущение внутренней неготовности. И справиться с этой задачей можно… ну на 10%. Поэтому после спектакля я каждый раз был безумно несчастлив. Вот он такой - иногда кажется, что я ни-че-го не могу.
- Зрители на вашем представлении - активные участники?
- Да. Многие думают, что театр - это «пришел, сел, посмотрел, и моего личного участия в этом нет». У меня по-другому. Этот спектакль для тех, у кого есть дети. Это возможность вспомнить, как это происходило с тобой. В армии есть такой кошмар - сначала старослужащие издеваются над новобранцами, а потом новобранцы становятся старослужащими и делают с новичками то же самое, что делали с ними. И такое часто происходит между детьми и взрослыми. Доверие между детьми и родителями очень важно.
- Вы вкладывали в своего героя черты тех учителей, от которых вам доставалось?
- Нет, это совершенно фантастическое существо, которое живет по своим законам. И задача актера - обнулиться и творить в ментальности этого образа. Он не имеет отношения ни ко мне, ни к моим учителям, ни к моим наблюдениям.
Спектакль, как и положено обычному школьному уроку, длится 45 минут, зрители вместо привычных удобных кресел рассаживаются за парты. Урок еще не начался, а моя рука тянется скомкать лист бумаги и пульнуть в «одноклассника». Звенит звонок, в зал-класс входит «учитель», больше похожий на городского сумасшедшего. Впрочем, все происходящее дальше тоже напоминает сумасшедший дом: монологи учителя как будто на инопланетном языке, ответы у доски, письменные задания и неизменный вопрос в голове: «какой предмет сдаем?».
Актер-клоун использует все возможные способы, чтобы увлечь зрителя - несет клоунскую абракадабру, мажет пеной лицо, в буквальном смысле, надевает клоунский костюм на зрителя, который «вышел отвечать», и пускает мыльные пузыри (куда же в клоунаде без них!). Словом, ведет себя странно, как многие учителя в наших школах, и, как и многие из них, в ответ получает недоумение и настороженное молчание - «проходили, неинтересно». Но самое неудачное, на мой взгляд, то, что в конце спектакля артист «снимает с себя маску» и начинает объяснять, что он хотел показать в своем выступлении…
Урок заканчивается, ученики медленно покидают класс, и кажется, что «учитель» радуется окончанию урока больше, чем кто бы то ни был.
Подготовила Татьяна Соколова.