Роза Асанбаева: «Распаковывая чемоданы, не забудьте написать консулу»
- Родительская категория: Новости
- Категория: Новости Казахстана
- 2229
-
14 Май 2015
Скоро лето, а это значит, что грядет очередная пора отпусков. Несмотря на мировые кризисные явления, тысячи наших соотечественников отправятся за границу. Поэтому мы решили поговорить об особенностях развития туризма в Казахстане с председателем Комитета туристической отрасли Национальной палаты предпринимателей РК Розой Асанбаевой.
- Роза Абдыхамитовна, для начала хотелось бы спросить, как развивается наш внутренний туризм и что делается для того, чтобы казахстанцы отдыхали в родных краях?
- Современные реалии говорят о том, что наша туристическая отрасль, к сожалению, неинтересна как отечественным, так и зарубежным инвесторам. Это в первую очередь связано с тем, что сегодня очень трудно получить наполняемость наших гостиниц на 40% и выше. Государством разрабатывается новая программа развития туризма. В ней будут прописаны инструменты поддержки инвесторов, а также меры по снижению цен. Планируется также выпуск туристических сертификатов для населения страны. Этот механизм похож на то, как в советское время выдавали профсоюзные путевки. Они будут предоставляться через предприятия, которым будет выгодно оплачивать отдых своих сотрудников, поскольку это скажется на снижении налогов. Но главное отличие сертификатов от профсоюзных путевок будет в том, что раньше путевка выдавалась в конкретное место без права выбора, а сейчас у отдыхающих будет это право. В настоящее время этот законопроект дорабатывается и скоро будет внесен в парламент.
- Представители туристической отрасли не раз предлагали ввести в Казахстане обязательное страхование туристов, выезжающих как по путевкам, так и дикарями. Что вы думаете по этому поводу?
- Если вы имеете в виду страхование собственного здоровья, я думаю, что в наше время не может быть никаких споров по этому поводу. Это должно быть просто на ментальном уровне. Сегодня даже на улицу страшно выйти без страховки, а не то что поехать в другую страну. Если говорить о страховании прав туристов, которые в последнее время из-за частых банкротств туристических компаний не могут вселиться в отели или улететь домой, то в настоящее время прорабатывается вариант создания специального фонда. Этот фонд не станет аналогом российского фонда турпомощи. Практика показала, что при большой нагрузке (в прошлом году из топ-10 туроператоров России обанкротились 8) средств из этого фонда элементарно не хватает, и поэтому приходится вмешиваться государству. Мы решили пойти другим путем. В Национальную палату предпринимателей Казахстана поступают различные предложения по этому поводу, из которых после обсуждения будут выбраны наилучшие варианты. Как один из примеров - создание Фонда защиты прав туриста по аналогу Европы. К примеру, в Бельгии и Великобритании каждый турист, который выезжает за пределы страны, платит установленную таксу (в Великобритании - 2 фунта стерлингов). Это не такая большая нагрузка на туриста (при покупке путевки за 200-300 тысяч взнос в фонд составит 400-500 тенге), но из-за массовости этих платежей объемы таких фондов уже сегодня превысили десятки миллионов долларов. Все тонкости работы подобного фонда в Казахстане пока только прорабатываются, в дальнейшем его деятельность должна быть адаптирована к нашим условиям - законам и ментальности граждан.
- А в чем особенность нашей ментальности?
- Сегодня наши граждане, выехавшие на отдых за границу, элементарно не сообщают в консульство Казахстана о том, что они приехали в эту страну. А ведь для этого не надо звонить или приезжать в консульство, можно просто отправить СМС-ку или написать электронное письмо с адресом вашего проживания. Попробуйте представить, чтоб американец, который приехал в чужую страну, не сообщил консулу о том, где он находится. Поэтому граждан Америки в случае чрезвычайных ситуаций быстро находят и оказывают помощь. Я считаю, что, прежде всего, должна расти культура у самих туристов, а также не стоит забывать, что пришло время всей туристической отрасли Казахстана и самому государству защитить нашего туриста, когда он оказывается за границей.
Александра Першина