Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Сб11232024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:

Ворошиловский стрелок из Талгара

Если для многих Великая Отечественная война закончилась 9 мая 1945 года, то для Павла Величко она продолжалась еще два года

- У нас была отдельная курсантская бригада, - рассказывает Павел Кириллович. - Все спортсмены и комсомольцы. Готовились ехать в Москву на всесоюзные соревнования по десятиборью, но вместо этого попали на фронт. Из Талгара меня призвали во Фрунзенское пехотное училище. Во время учебы нас собрали на плацу и сказали, что Родина в опасности и враг стоит у Москвы. Кто желает добровольцем пойти на фронт, три шага вперед. Ни один из нас не остался в строю.

Надо отметить, что в той школе очень хорошо было поставлено военное дело. Павел Кириллович Величко и практически все его товарищи к тому времени были уже ворошиловскими стрелками. Ему тогда было всего 17 лет, а в 18 лет он уже участвовал в боях под Москвой.

- Несмотря на то, что в ту пору мы еще были необстрелянными юнцами, - вспоминает ветеран, - мы не боялись врага. Каждый из нас понимал, что рано или поздно его могут убить. В тот год зима выдалась страшно холодная. Мороз был более 40 градусов. Кроме хорошей стрельбы у меня были хорошие навыки санитарной подготовки. Благодаря этому я смог спасти своего товарища, которого ранили в грудь. Я его быстро перевязал, как меня учили. Потом врач даже похвалил меня за это.

Когда Величко помогал своему раненому товарищу добраться до госпиталя, он отстал от своей части на 40 км, и над ним нависла угроза перевода в другую часть. И чтобы не отставать от своих, он решил срезать дорогу и пойти напрямую. Особенностей местности он не знал, плюс пареньку из Казахстана очень трудно было ориентироваться в болотной местности. Кое-как он все же дошел, несколько раз проваливался по пояс, валенки были полные воды. Но часть свою он догнал. Правда, в результате Величко отморозил себе обе ноги, но благодаря котелкам со спиртом ему спасли ноги.

- Самых запоминающихся моментов было много, - рассказывает Павел Кириллович. - Как-то под Ленинградом возле Старых Русс нам повстречался эшелон с детьми. На всю жизнь запомню их полные страха голодные глаза. Командир тогда приказал нам отдать весь наш НЗ, и ни один из нас не ослушался командира. Надо отметить, что кормили и одевали нас очень хорошо. Первый раз я испугался, когда фашисты пошли на нас в штыковую атаку. Отборные немецкие части шли на еще практически детей и казались нам великанами. Особенно запомнились их штыки, которые были начищены до блеска и в них отражались солнечные лучи. Первую цепь мы положили, вторую уже с трудом. И когда пошла третья волна атаки, мы решили, что нам крышка, но в это время ударили «Катюши», которые спасли нас от гибели.

Павел Кириллович прослужил всю войну в отдельной роте автоматчиков, на вооружении у которой были пистолеты-пулеметы Дегтярева (ППД).

- Мы в то время воевали практически с половиной Европы - немцы, итальянцы, финны, власовцы, айзсарги (латышские партизаны), - вспоминает ветеран. - Причем после победы мы еще служили в Прибалтике два года - добивали фашистских пособников, которые продолжали нападать на председателей колхозов и других советских активистов. 9 мая я встретил в Либаве (современное название Лиепая), городе на юго-западе Латвии, на побережье Балтийского моря. Когда мы узнали о Победе, на нас напало просто какое-то оцепенение. Мы не верили, что война закончилась. Многие начали стрелять в воздух, вылезать на бруствер окопов, а в это время в нас стали стрелять фашисты и многих убили. Если Берлин был взят 3 мая, а капитуляция была подписана 8 мая, то Либава была освобождена только 15 мая.

После войны Величко поступил в сельхозинститут. Пойти на такой шаг его подвигли слова командира его части, который сказал бойцам напоследок, что страну они отстояли, а теперь ее надо накормить хлебом. После института он стал главным агрономом колхоза. После того, как ветеран раскритиковал действия своего начальства о нецелесообразности везти зерно за 70 км до хранилища, чтоб потом опять везти через полгода для посева назад, его сняли с должности и перевели на научное поприще. Но ветеран и здесь смог добиться определенных высот, множество статей и монографий тому свидетели. Женился он в 1947 году, детей своих было двое, а так как после войны было много сирот, одного усыновили из детдома.

Александра Першина.

Поделиться ссылкой

Добавить комментарий

     

Защитный код
Обновить