Нажми на кнопку, получишь результат
- Родительская категория: Новости
- Категория: Новости Казахстана
- 1505
-
29 Апр 2015
Я каждый день иду на работу одной и той же дорогой. И для здоровья полезно, и есть время, чтобы собрать мысли воедино. Так вот практически в конце своего 15-20-минутного путешествия мне частенько приходится наблюдать следующую картину. Стоит группа молодых и не очень людей обоих полов и долго ждет, когда загорится зеленый свет…
А дело все в том, что светофор не переключится, пока кто-нибудь из пешеходов не прикоснется к достаточно заметному датчику, рядом с которым висит табличка, где на двух языках черным по желтому написано: «Для перехода нажмите на кнопку». Но люди продолжают стоять и ждать, когда же им загорится заветный зеленый сигнал. Многие, кстати, не выдерживают и, маневрируя между автомобилями, перебегают дорогу на красный свет. Мне часто хочется спросить, почему они так делают. Но мое воспитание и нежелание ставить людей в неловкое положение останавливает меня.
И все же почему? Тут напрашивается несколько вариантов. Они не знают, что надо нажать на кнопку. Они знают, куда нажимать, но не хотят. Они так спешат, что у них нет времени на то, чтобы нажать на кнопку. Остается только гадать! И вот в один прекрасный день я подошел к группе пешеходов, ожидающих заветного сигнала. Нажал на кнопку и поймал себя на мысли, что подобное поведение характерно не только в данной ситуации. Мне посчастливилось посетить уже пятнадцатую по счету международную выставку «Туризм и путешествия». Надо отметить, что если сравнивать первые подобные выставки, когда участвовали 5-6 туристических фирм с одним компьютером на всех, то прогресс налицо. Но вот что меня смущает: несмотря на значительное увеличение из года в год числа участников туристического рынка Казахстана, не исчезает главный бич отечественного туризма - высокие цены и низкий сервис. Получается, что наши предприниматели, как и пешеходы, ждут потока туристов, но при этом то ли из-за лени, то ли от нежелания они не стремятся снижать цены, а если и стараются улучшить сервис, то делают это по минимуму. При этом наши чиновники регулярно рапортуют о том, что идет рост объема оказанных услуг в этой области. К примеру, со слов акима Ахметжана Есимова, в Алматы этот объем увеличился в 2014 году в 1,5 раза и превысил 21 млрд. тенге. Растет и число гостиниц, их сейчас уже более 120 в Алматы. (Кстати, поисковик booking.com выдает число 138, а по данным сайта restoran.kz, гостиниц в южной столице более 170.) Но здесь уместнее говорить про количество номеров. Так вот, по данным Комитета по статистике, на конец 2014 года количество номеров в Алматы составляло 6953. Даже если учесть, что в городе сейчас проживает 1,5 миллиона человек, то по показателю обеспеченности местами в гостиницах на 1000 жителей (Алматы - 4,6) мы далеко позади таких городов, как Москва - 7,5, Берлин - 11, Рим - 19. К тому же, по официальным данным, наполняемость существующих гостиниц редко превышает 30%. То есть нет никакого смысла строить новые гостиницы, не заполнив старые.
Теперь давайте подумаем, почему у нас такой скромный поток приезжающих туристов, я уже не говорю о том факте, что сами казахстанцы стараются отдыхать за рубежом. Ведь красивой природой наша страна не обделена, к тому же каждый год появляются новые направления - туры по Великому шелковому пути, посещение космодрома «Байконур» с возможностью даже понаблюдать за пуском ракеты в космос. Кроме этого, предлагаются различные туры на внедорожниках и велосипедах по национальным паркам. Государство в этом вопросе пошло еще дальше и в прошлом году ввело в одностороннем порядке безвизовый режим с 10 развитыми странами, и даже планирует расширить этот список до 26 стран. Несмотря на все усилия, в текущем году число приезжающих из этих стран увеличилось незначительно. К тому же сами туроператоры не в восторге от таких нововведений, так как жители безвизовых стран теперь стараются сами организовывать свое путешествие в Казахстан, обращаясь в туркомпании лишь в крайних случаях. При этом очень хочется надеяться, что, в конце концов, наши предприниматели не будут стоять и ждать, когда загорится перед ними зеленый свет, а сами «нажмут на кнопку» и займутся уже реальным снижением цен на свои услуги, при этом повышая уровень сервиса. Тогда, может быть, и мы, планируя свой очередной летний отпуск, будем думать не об Иссык-Куле или Турции, а о Боровом или Капшагае.
Виталий Краснов.