Превратится ли Казахстан в Арабские Эмираты?
- Родительская категория: Новости
- Категория: Новости Казахстана
- 1857
-
28 Апр 2015
Этот и другие вопросы наш спецкор задал в Астане генеральному директору Казахского института нефти и газа Дастану Кожабекову.
Относительно недавно в Казахстане в северной части Каспия открыли гигантское нефтегазовое месторождение - Кашаган. Одно из крупнейших в мире. Романтики полагают, что с освоением Кашагана Казахстан по уровню жизни сможет сравняться, например, с Эмиратами, если огромные прибыли по-честному поделить на - всего-то - 17 миллионов казахстанцев. Сейчас там уж полным ходом идут работы.
- Когда Кашаган освоите, нефть куда пойдет? - спросил я Дастана Байузаковича.
- Часть - в Новороссийск, а там танкерами на Запад, часть - на Китай. Трубопровод в Китай уже проложен.
- Насколько для России это опасно в экономическом плане?
- Я не думаю. Китайский рынок огромен, он проглотит любые объемы нефти и наши, и российские.
- Но нефть казахстанская очень качественная, добыча дешевле, чем в холодной Сибири. Не получится ли так, что вы оставите Россию без рынков сбыта?
- Нет, добыча с моря весьма дорогая. Поэтому кашаганская нефть обойдется не дешевле сибирской, не говоря уж про нефть арабскую. Там на Каспии построены искусственные острова. Это очень затратное дело.
- Тогда успокоили. Но хочу еще вот вас о чем спросить. Запад, ужесточая против нас санкции, мог бы из вредности совсем отказаться от российской нефти, увеличив закупки у Эмиратов и у кого еще?
- Здесь большую роль играет транспорт. Чтобы Европе целиком переключиться с российской нефти на иную, надо прокладывать дополнительные трубы, покупать танкеры. Это обойдется им очень дорого.
У НАС С КАЗАХСТАНОМ ОБЩИЙ ЯЗЫК, И ЭТО ОЧЕНЬ ВЫГОДНО
- Мы с Казахстаном по нефти больше друзья-партнеры или соперники?
- Любая умная коммерция - это взаимные партнерские уступки. У нас с вами большой плюс для партнерства - мы говорим на одном языке. На русском. А язык - один из двигателей бизнеса. Вот, например, почему Индия гораздо сильней Китая в программном обеспечении? Потому что в Индии, в отличие от Китая, почти все владеют английским. Им гораздо проще разговаривать со всем миром. Почему производства не развиваются в тропиках? Потому что там малярия. Вот такие факторы очень сильно влияют на бизнес. А Россия с Казахстаном и соседи, и с языком никаких проблем. А если мы будем преследовать каждый свои сиюминутные интересы и создавать препятствия друг другу, то больше потеряем, чем можем приобрести, помогая друг другу. Вот Россия планирует строить газопровод в Китай. Недавно мы предложили этот российский газ пустить по нашим трубопроводам, которые у нас еще со времен СССР. Это было бы для России очень выгодно. Не надо тратиться на прокладку нового трубопровода. Но пока российская сторона не дала ответа.
- Согласен, предложение очень выгодное, но… с оглядкой на наш печальный опыт подобного сотрудничества с Украиной, Россия, наверно, сто раз подумает, пускать ли наш газ через Казахстан. Благо, сейчас у вас Назарбаев, и все хорошо. А если когда-то вдруг все изменится?
- Интеграция правит политикой. Чем больше между странами деловых связей, тем крепче и политическая дружба.
Тут в разговор вмешался местный журналист Сергей Кузовников:
- Если Россия протянет свою трубу, тогда Китай получит уже двух газовых поставщиков и сможет торговаться за газ с Россией и Казахстаном. Будет диктовать цены и выбирать более дешевый газ. А если газ пойдет по одной трубе, то китайцы не поторгуются.
- Как получилось, что цены на нефть так резко упали? Результат санкций?
- В начале 80-х годов, когда нефть сильно подорожала, это подтолкнуло компанию Exxon начать разрабатывать сланцевую нефть. Они вложили один миллиард долларов, затем зрел проект на 6 - 8 миллиардов долларов. В этот момент Саудовская Аравия снизила цены, и разработка сланца стала невыгодной. Сейчас история повторяется. Несколько американских компаний снова взялись за разработку. Но себестоимость сланцевой нефти - от 45 до 75 долларов за баррель. Это очень дорого, и это говорит о том, что сланцевая нефть все ж таки игра, и санкции здесь, думаю, ни при чем.
КОГДА ДОРОЖАЕТ НЕФТЬ, АМЕРИКАНЦЫ ВЫСТАВЛЯЮТ ПУГАЛО
- Почему добыча сланцевой нефти столь дорогая?
- Дело в том, что эта нефть вперемешку с глиной. Чтобы ее добыть, следует к пласту проложить трубы, причем горизонтально. Пустить по трубам воду с химикатами. Таким образом произойдет разрыв породы и по трещинам нефть будет стекаться в определенное место. На деле все это очень сложно и к тому же опасно. Химикаты могут попасть в подземные водяные слои, а это уже экологическая катастрофа.
- Так, может быть, вся эта возня со сланцевыми нефтью и газом только пугалка для продавцов? Вот когда вырастают цены на нефть и газ, американцы начинают имитировать разработку сланца, и продавцы энергоресурсов снижают цены…
- По моему мнению - да, это, скорей, пугалка, хотя и дорогая. Но если все просчитать, то американцам куда выгодней потратить несколько миллиардов на разработку сланца и тем самым, уронив цены на нефть, получить гораздо больше.
- Задам еще вам такой вопрос. Вот у нас на Ямале газ, и мы гоним его по трубам на всю Европу, уродуя экологию. Олени несчастные не могут перепрыгнуть через трубу, медведи мучаются - не пройти. А может, выгоднее на том Ямале построить газовые электростанции, да гнать в Европу электричество по проводам? Потребителю же без разницы, от газа или от тока греться, на газе или на электричестве щи варить.
- Собственнику месторождения, может быть, и выгоднее бы продать электричество. А странам Запада выгоднее купить сырье. Тут еще вопрос их национальной безопасности. Если страна поставщик электричества вдруг по каким-то причинам отключит рубильник, то в Европе сразу погаснет свет. А если же поставщик перекроет газ, то потребитель еще долгое время будет добывать его из своих газохранилищ. К тому же наши энергосети разнятся с европейскими, почти как та железнодорожная колея. Поэтому пустить напрямую электричество в Европу не так-то просто.
Мы благодарим Дастана Байузаковича за интересное интервью и желаем ему успехов!
Подготовил Николай Варсегов.