В МИНОБРЕ НЕ ЗНАЮТ, КУДА ДЕВАТЬ МИЛЛИАРДЫ ТЕНГЕ
- Родительская категория: Новости
- Категория: Новости Казахстана
- 386
-
08 Нояб 2017
По итогам государственного аудита по линии Министерства образования и науки Счетный комитет выявил финансовые нарушения на сумму 16,9 млрд. тенге.
Неэффективно использовано 43,2 млрд. тенге бюджетных средств. Кроме того, выявлены 147 фактов процедурных нарушений на общую сумму 26,7 млрд. тенге.
Наряду с этим Информационно-аналитический центр в 2016 году не обеспечил полное и надлежащее исполнение взятых обязательств по выполнению государственного задания «Изучение мирового опыта по внедрению трехъязычия и разработка методологии изучения языков» на сумму 10,4 млн. тенге.
Управления строительства и образования ВКО, ЮКО, Павлодарской области, а также Астаны и Алматы, Отдел строительства Шымкента и Сайрамского района не обеспечили достоверность подтверждения поставки товаров, выполненных работ на общую сумму 208,6 млн. тенге.
Как сообщили в пресс-службе СК, в ходе госаудита восстановлено и возмещено 5,9 млрд. тенге, в том числе в доход республиканского бюджета 285,1 млн. тенге, по бухгалтерскому учету, посредством выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров восстановлено 5,1 млрд. тенге.
- Выявлен ряд системных проблем в вопросах использования бюджетных средств, выделяемых на развитие системы высшего и послевузовского, технического и профессионального, а также среднего и дошкольного образования. В частности, по итогам прошлого года министерством не достигнуты показатели в части снижения доли трехсменных школ и увеличения количества проектов государственно-частного партнерства, - сообщили в пресс-службе Счетного комитета. - Кроме того, в 2016 году по сравнению с 2015 годом допущено ухудшение позиции Казахстана в рейтинге глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума по показателям качества системы образования. Не достигнуты целевые индикаторы «Качество системы образования», «Качество школ менеджмента» и «Охват высшим образованием».
Установлено также, что размещение образовательного госзаказа по подготовке специалистов в сфере послесреднего, высшего и послевысшего образования осуществляется министерством без учета их потребности в регионах республики. Установленные критерии не обеспечивают полноценного размещения госзаказа в лучших учебных заведениях. При этом из-за отсутствия должного взаимодействия уполномоченных государственных и местных исполнительных органов уровень трудоустройства выпускников учебных заведений высшего, послевузовского, технического и профессионального образования остается низким.
Отмечено, что министерство не обеспечило создание сети ведущих учреждений профессионального образования. В частности, с 2013 года приостановлено строительство межрегиональных профессиональных центров в Усть-Каменогорске, Экибастузе и Шымкенте, с 2015 года - колледжей мирового уровня в городах Астана и Алматы.
- По итогам заседания Министерству образования и науки поручено принять меры по устранению выявленных нарушений, рассмотреть ответственность должностных лиц, не обеспечивших соблюдение требований бюджетного и иного законодательства, - пояснили в СК. - Ряд материалов государственного аудита будет направлен в правоохранительные органы и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, для принятия процессуальных решений.
Между тем в Министерстве образования и науки сообщили, что финансовые нарушения в 16 млрд. тенге касаются всех объектов аудита (МОН, подведомственные организации, местные исполнительные органы. - Авт.). Из данной суммы лишь 10 млрд. тенге выставлены как нарушения МОН, связанные с проведением инвентаризации оборудования, закупленного до 2015 года по системе elearning. Остальная сумма приходится на местные исполнительные органы.
Сейчас комиссия по инвентаризации работает, запланированы выездные мероприятия в области, которые не вовремя оприходовали оборудование, сообщили в пресс-службе МОН.
Что касается 43-х неэффективно использованных миллиардов, то, по данным ведомства, на МОН приходится лишь 37 млрд. тенге. Из них 31 млрд. тенге касается системы elearning.
- Остальные факты лишь косвенно касаются Министерства образования и науки. К примеру, в 2016 году из запланированных восьми школ введены в эксплуатацию только четыре объекта на общую сумму 929 млн. тенге. Аналогичная ситуация имеется по трехсменным и аварийным школам. 156 проблемных трехсменных и аварийных школ, выявленных на 1 октября 2015 года, будут полностью закрыты в течение 2017-2018 годов. Средства на эти цели выделены в полном объеме. Однако вследствие демографического роста населения и естественного устаревания и износа школ ежегодно появляются новые проблемные объекты. Так, на октябрь 2016 года выявлены 23 школы в аварийном состоянии и 65 школ с трехсменным обучением, - подчеркнули в ведомстве.
В этой части было отмечено, что МОН является администратором программы и ответственно лишь за своевременное перечисление средств. Тогда как заявки на финансирование объектов поступают из акиматов регионов. Государственные закупки также проводятся на местах.
Передача же дел в правоохранительные органы относится к отделу строительства Сайрамского района ЮКО в части оплаты невыполненных работ и Казахского государственного женского педагогического университета в части заключения договора по организации питания студентов вуза без применения конкурсных процедур и не касается должностных лиц МОН, резюмировали в прессслужбе ведомства.
Оксана ДАИРОВА («КП» - Астана).