Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Вт05072024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:

ТАНБАЛЫ - КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ ВОЗРАСТОМ В 4000 ЛЕТ

 

Петроглифы Танбалы.

 

Расположенный в горах Аныракай в 170 км к северо-западу от Алматы комплекс петроглифов Танбалы давно стал одним из национальных символов Казахстана. Композиция его петроглифов уникальна и аналогов в мире не имеет.

Что же такое петроглифы и кто является авторами этих удивительной красоты рисунков, «Комсомолке» рассказал наш постоянный собеседник, один из самых авторитетных казахстанских археологов, доктор исторических наук, академик Национальной академии наук РК Карл Байпаков.

- Петроглифы - наскальные рисунки на специально установленных камнях, мегалитах или «диких» скалах. Они сохранились до наших дней, начиная с древнейших первобытных времен (палеолита) и вплоть до средневековья, - сообщил Карл Байпаков. - Подобные памятники можно встретить практически по всей Европе, на севере Африки, на огромных пространствах Сибири. Но отдельно от всех находится Казахстан с его знаменитым на весь мир археологическим комплексом Танбалы (Тамгалы). В 2003 году на этом месте создан Государственный музей под открытым небом, а в 2004-м он вошел в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Это самое большое и наиболее изученное археологами собрание петроглифов на территории Казахстана издревле считается сакральным местом. В целом здесь свыше 5000 петроглифов, причем большая часть сконцентрирована на участке размером примерно 250 на 250 метров.

Памятник был открыт и исследован в 1957 году археологической экспедицией Академии наук КазССР под руководством Анны Максимовой, которая первая среди археологов начала изучать Танбалы. Позже это место исследовали ее коллеги Зейнолла Самашев, Алексей Марьяшев, Алан Медоев, Алексей Рогожинский и другие. По итогам научных исследований установлено время нанесения петроглифов - начиная с бронзового века и до XIII-XIV веков нашей эры.

Помимо петроглифов, в Танбалы находятся культовые места древних племен, множество курганов и могильников, алтари для жертвоприношений. Среди изображений Танбалы встречаются сцены охоты на крупных животных, уникальные сцены жертвоприношения быков, солярные знаки (коловраты), изображения исполняющих ритуальные танцы жрецов, воинов с палицами, божеств с головами в виде солнца, брачных пар и даже рожениц. Попадаются и колесницы, но таких более поздних рисунков значительно меньше. Особое место в комплексе петроглифов Танбалы занимают солнцеголовые существа. К сожалению, скала, на которой они изображены, в наши дни подвергается серьезному разрушению. Есть и рисунки загадочных шестиголовых существ с туловищем человека, а также существ, напоминающих космонавта в скафандре. Средний возраст петроглифов Танбалы превышает четыре тысячи лет. Удивительно, но древние художники очень умело использовали особенности местности, ориентировали рисунки по солнцу и сторонам света. Например, в зависимости от угла падения солнечных лучей некоторые рисунки выделяются иначе. Кроме того, с одного места всегда можно увидеть несколько групп изображений. Таким образом, рисунки объединяются в целые композиции, настоящие настенные картинные галереи.

Сейчас по территории этого археологического комплекса проводят экскурсии, однако, оказавшись перед такой «Третьяковкой», очень легко себе представить, как когда-то жрецы исполняли здесь свои таинственные сакральные обряды. Нельзя не отметить и отличную акустику в Танбалы. Даже шепот слышен здесь на несколько сотен метров. Ученые уверены, что такую особенность местности жрецы использовали в своих ритуалах.

Танбалы - не единственное место в Казахстане, где найдены петроглифы. В каждом из районов Семиречья есть своеобразные центры наскального искусства - наиболее крупные памятники как по количеству петроглифов и богатству сюжетов, так и по совершенству стиля и технике нанесения рисунков. Если для Западного Семиречья это святилище Танбалы, то для Северо-Восточного - Ешкиольмес и Баян­Журек. Все эти места имеют бесценное значение и являются уникальными ценностями, повествующими об истории наших предков.

 

Древнетюркский эпос в картинках

 

Интересную версию о происхождении петроглифов Танбалы привел Бакытжан Нисамбеков, научный сотрудник Музея археологии «Ғылым ордасы».

 - В древнетюркском эпосе «Огыз-наме» говорится о рождении Огыз кагана и его великих победах и свершениях, создании им государства, состоящего из 24 родов, - отметил Бакытжан Нисамбеков. - У него было шесть сыновей, которых он назвал Солнце, Луна, Звезда, Небо, Гора, Море. А теперь посмотрим на наскальные рисунки комплекса Танбалы. На шести петроглифах изображены люди, головы которых изображены в виде солнца, луны, звезды, а на трех следующих петроглифах над изображением туловища человека рисунки символизируют небо, гору и море. Ниже этих рисунков можно увидеть изображения 12 танцующих людей. А легенда гласит, что Огыз каган разделил территорию на 12 аймаков, следовательно, эти фигуры и олицетворяют эти аймаки. В 1960-х годах при транспортировке в Алматинский музей была разбита скала с петроглифом. Сохранилась архивная фотография этого рисунка. В легенде «Огыз-наме» есть описание Огыз кагана: «Его ноги были, как у быка, туловище, как у медведя, все тело покрыто волосами». Так вот, сравнивая это описание с потерянным петроглифом, можно быть на 100% уверенным, что на петроглифе изображен сам Огыз каган. История также гласит, что имя его матери - Ай каган. В Танбалы изображение женщины во весь рост только одно, а изображение рожениц - в двух местах. Соответственно, одна женщина - мать Огыза Ай каган, а роженицы - две жены Кагана.

Общеизвестно, что древнетюркские рунические алфавиты имеют отношение к предкам казахского народа, об этом свидетельствуют Орхонские памятники. Если прочитать рунические письмена Танбалы согласно руническому алфавиту, разработанному учеными-тюркологами, то получится слово «нерел» или «нарет». Можно предположить, что это обращение Огыз кагана к своим потомкам, потому что слова запечатлены на правой стороне от наскального изображения сыновей Огыз кагана и находятся в плоскостях в форме страниц книги. Следовательно, это именно наказ, смысл слов следует сравнить со словами Огыз кагана. Здесь слово «нарет» означает «изобилие», а в поэме написано широкое понимание данного понятия, следовательно, на наскальном рисунке он желает изобилия своему народу.

 

Сакральный центр Семиречья

 

- Совершенно точно, что это место имело сакральное значение для местного населения, - уверен академик Карл Байпаков. - Помимо наскальных изображений, мы встречаем здесь могильники и культовые места. Петроглифы на скалах, несущие повествовательные функции и закрепляющие знания о мироустройстве, возможно, служили фоном, на котором совершались различные обряды. Скорее всего, жрецы, приспособившие скалы под храм, учитывали особенности восприятия людей, находящихся у их подножия. Темные скалы и светлые рисунки на фоне неба создавали у зрителей ощущение перспективы и величественности происходящего. Такой своеобразный культ гармонии и миропорядка, который представлен не только петроглифами и отдельными сюжетами, но и самой планировкой святилищ, которые были приспособлены под храмы в соответствии с представлениями древнего человека о мироустройстве. Каждое из святилищ представляло собой модель мира или часть этой модели.

Сакральное значение имел и расположенный в урочище реки Или комплекс петроглифов Тамгалы-Тас, который является буддийским храмом под открытым небом и находится под защитой правительства Казахстана как культурный памятник. Русский востоковед и археолог Николай Пантусов, в 1897 году исследовавший местность, писал: «Киргизы, кочующие в этой местности, говорят только, что они из рассказов своих предков знают, что начерченные изображения и надписи на камнях были сделаны калмыками еще до прихода на эти места киргизов. Кочующие здесь киргизы прибыли сюда лет двадцать тому назад с рек Каратал и Коксу; раньше их здесь жили дулаты, которые ушли в Верненский уезд. О Тамгалы-Тас киргизы эти имеют весьма недостаточные сведения. Местность получила свое название уже от киргизов и означает «камень со знаками». На обеих вертикальных плоскостях ущелья и сланцевых выходах можете разглядеть выбитые изображения различных фигур: домашние животные, верблюды, быки, олени, архары и др. Здесь также можно расшифровать сцены различных обрядов, охоты, фигуры мужчин и женщин и многое другое, что представляет собой ценную информацию о жизни, верованиях и занятиях людей далеких эпох».

К более поздним относятся свыше 1000 рисунков и надписей, связанных с буддизмом. Наиболее известными являются изображения Будды Шакьямуни, Будды Безграничного Света Амитабха и бодхисаттвы Бесконечного Сочувствия Авалокитешвара. Существует легенда, что в X веке, когда одна из буддистских миссий остановилась на берегу реки Или во время похода в Семиречье, произошло землетрясение и большой кусок скалы упал на землю, что было расценено как знак необходимости возвращения в Индию. На отколовшемся куске скалы ими было высечено три изображения Будды. На прилегающих скалах можно найти другие его образы. Помимо буддистских изображений и надписей имеется камень с древнетюркскими руническими письменами VIII-IX веков, предположительно оставленными кипчаками.

 

Павел ЗЛОБИН.

Поделиться ссылкой

Добавить комментарий

     

Защитный код
Обновить