Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Пт05102024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:

ИССЫКСКИЕ КУРГАНЫ: ПОРТАЛ В ДРУГОЙ МИР?

«Алтын адам», Иссыкский «Золотой человек» или «казахский Тутанхамон» ­- образ воина в золотых доспехах и высоком головном уборе уже давно стал национальным символом Казахстана. Но мало кто знает, что и «Золотой человек», и Иссыкские курганы, где его обнаружили почти полвека назад, окутаны мистикой и тайнами, не разгаданными до сих пор.

 

О них «Комсомолке» рассказал историк, писатель и, как он себя называет, пропагандист культуры Великой степи Арман Нурмуханбетов (на фото), сын Бекмуханбета Нурмуханбетова, того самого легендарного археолога-первооткрывателя «Алтын адама».

- С историей открытия «Золотого человека» связано много мистических явлений, ­- говорит Арман Нурмуханбетов. -­ Стоит вспомнить, что незадолго до того, как его нашли, в Иссыке случилась ужасная трагедия...

Живописное озеро Иссык, жемчужина Заилийского Алатау, как его тогда называли, притягивало людей, как магнит. Целые семьи, компании, коллективы приезжали сюда на выходные отдохнуть. В воскресенье 7 июля 1963 года там как всегда было много народа. Посещение озера входило и в программу визита высоких гостей из Москвы и из­-за границы, когда они приезжали в Алма-­Ату. В тот день на озеро должен был приехать Алексей Косыгин, тогдашний первый зампредседателя Совета министров СССР, в сопровождении председателя Совмина КазССР Динмухамеда Кунаева. Как вспоминали очевидцы, к озеру прискакал чабан и начал кричать: «Ыстық жаңбыр!» («Горячий дождь!»). В горах шел «горячий» дождь, а чабан знал народную примету ­- это явление предваряет сход селя. Он хотел предупредить людей, но его никто не понял. Случилась трагедия, которую местные жители помнят до сих пор: талые воды с Жарсайского ледника переполнили моренное озеро Жарсай и прорвали естественную гранитную перемычку. Гигантский поток из камней и грязи устремился вниз, подхватывая на своем пути огромные валуны и вырванные с корнем вековые ели, и с ужасающей силой ударил в озеро так, что образовавшаяся многометровая волна обрушилась на людей. Селевой поток снес пионерские лагеря, дома отдыха, целые кварталы и улицы. Жертвы были огромны, по разным данным, в трагедии погибло несколько сотен человек, власти официально озвучили гибель 52-­х. Правительственная делегация разминулась со смертью буквально на 5 минут.

- Как ни страшно это звучит, но если бы не эта трагедия, раскопки, возможно, и не начались бы, -­ поделился историк и высказал свою версию произошедшего: «Дух Золотого человека посчитал, что пришло время явиться миру, и создал такую ситуацию, да, жестокую и трагичную, чтобы быть открытым».

Город был разрушен практически наполовину, в числе многих других строений сель смыл автобазу. Через шесть лет, в 1969 году, была выделена территория под строительство новой автобазы. По закону, прежде чем начать строительство, руководство автобазы должно было согласовать выбор участка с археологами, и Бекмуханбета Нурмуханбетова, тогда еще молодого ученого, направили на осмотр территории.

- Отец рассказывал, что сразу заметил крупный курган высотой в шесть метров, рядом -­ несколько поменьше, -­ продолжает наш собеседник. ­- А по Закону об охране памятников перед сносом курганов археологи обязаны были исследовать их, причем все расходы по раскопкам брал на себя застройщик, он же предоставлял технику и рабочих. Так археологи получили отличную возможность, не потратив ни копейки из средств института, исследовать курган.

21 апреля 1969 года на раскопки в Иссык были командированы младший научный сотрудник отдела археологии Бекмуханбет Нурмуханбетов, инженер-­фотограф Олег Медведев и художник Павел Сон. И практически сразу сложилось впечатление, словно какие­-то могущественные силы старались им помешать: то ломалась и выходила из строя техника, то заболевали рабочие. Процесс все время замедлялся и, кое-­как завершив половину намеченных работ, 31 мая оставшуюся часть кургана законсервировали.

Продолжились раскопки в апреле следующего года. Исследовав основное погребение, археологи обнаружили, что курган давно разграблен.

- Отец вспоминал, что настроение тогда у всех было не самое веселое, -проделан такой объем работы, а результатов ноль, -­ вспоминает Арман Нурмуханбетов. -­ Но его вдруг будто что­-то подтолкнуло, и он попросил бульдозериста снять слой земли в боковой части кургана. Под ковшом ученые заметили обнажившуюся часть бревна. Расчистив от земли место, им стало ясно, что это бревна перекрытия нетронутой погребальной ямы, расположенной сбоку от центра кургана.

К 6 апреля гробницу наконец расчистили. 9 апреля археологи разобрали бревна перекрытия и приступили к обследованию самой могилы. По воспоминаниям Бекмуханбета Нурмуханбетова, расчистка погребальной ямы продолжалась около 20 дней, поскольку работать приходилось очень аккуратно, снимая всего по 20 см земли в день.

А затем перед археологами предстало удивительное зрелище: в усыпальнице находились останки человека, одежда которого была сплошь покрыта золотыми бляхами и украшениями. Высокий головной убор украшали золотые пластины, у головы была золотая серьга, а среди костей пальцев покоился роскошный золотой перстень­-печать с изображенным на нем, по мнению выдающегося ученого-археолога Кемаля Акишева, древним богом солнца Митрой (на фото).

 

Справа от него лежал украшенный золотом железный меч, слева ­ кинжал-акинак. Слушая рассказ Армана, замечаю на его пальце очень интересный массивный перстень-­печатку. Он поймал мой взгляд и объяснил: «Это точная копия перстня «Алтын адама», не из золота, конечно». А я, приглядевшись, с удивлением обнаружил, что Митра на перстне один в один похож на… североамериканского индейца в головном уборе из орлиных перьев.

- На самом деле то, что вы приняли за орлиные перья, это лучи солнца, исходящие из головы в виде своеобразного нимба, -­ объяснил Арман. ­- Известно, что саки поклонялись Солнцу, и золото у них было не проявлением богатства, а символом принадлежности к «солнечному» роду.

До сих пор ученые не могут решить еще одну загадку ­- таинственные рунические письмена на серебряной чаше, найденной у изголовья «Алтын адама». Расшифровать значение 26 знаков им пока не удалось, как и понять -­ принадлежат ли они сакской цивилизации? Вообще, есть до 25 вариантов расшифровки этих рун, но прийти к единому мнению ученые так и не смогли.

По окончании раскопок провели экспертизу останков захороненного сакского воина. Определили, что это был юноша 16-­18 лет с монголоидными чертами в облике. Но детальный антропологический анализ скелета почему-­то так и не сделали. Это дало почву для многочисленных домыслов, в том числе и о том, что «Золотой человек» на самом деле был не мужчиной, а женщиной. Но первооткрыватели погребения, Бекмуханбет Нурмуханбетов и Кемаль Акишев были уверены, что останки в кургане принадлежали все же мужчине.

Дальнейшая судьба останков «Алтын адама» сложилась непросто. Долгое время они считались безвозвратно утерянными. Никто точно не знал, где они находятся. Время от времени эта тема всплывала в СМИ, каждый раз вызывая ажиотаж. Но в 2014 году сотрудники музея-­заповедника «Иссык» обнаружили большую часть костей скелета. Оказалось, несколько десятилетий бесценные артефакты в простой картонной коробке лежали в здании судмедэкспертизы Алматы! А вот череп сакского царевича найти так и не удалось.

- Бесспорно, Иссыкские курганы ­ место особенное, мистическое. Как его называют, место силы. С 1999 года мы с отцом разбили рядом с курганами юрты и в теплое время года, можно сказать, жили там безвылазно, работали, проводили исследования и экскурсии для людей. Особую энергетику этого места невозможно не почувствовать! Наверное, поэтому я люблю это место какой-­то особенной любовью и не представляю себе жизнь без него, ­- поделился Арман Нурмуханбетов. ­- К тому времени курганы стали местом настоящего паломничества разного рода эзотериков и экстрасенсов. Мы в шутку называли их «психи» или «блаженные», но встречали всегда гостеприимно, наливали чай, беседовали. Тогда же мы познакомились с одной женщиной, по имени Алтын. Она утверждала, что это место -­ портал из нашего мира в мир духовный, мир высших сфер, с которым она постоянно поддерживает связь и получает информацию. Я, и тем более отец, всегда с осторожностью относились к таким людям. Информацию, полученную от них, надо тщательно фильтровать и анализировать. Но то, что рассказала Алтын, действительно удивило. Не имея никакого отношения ни к истории, ни к археологии, женщина рассказывала такие детали, которые не были отражены даже в специальной научной литературе, а о чем­-то вообще знали только мы с отцом. И она оказала большую помощь в наших исследованиях. Позднее рядом с курганами открыли городище «Рахат». На площади 90 га когда­-то был огромный город, единая система из трех замковых комплексов, протянувшихся вдоль гор с востока на запад. Грандиозная цитадель в виде ровного пятиугольника достигала 50 метров. Город был окружен двумя рядами крепостных стен.

- Однажды Алтын, не зная о том, что городище открыто и исследуется, рассказала, что у нее было видение -­ врата и две арки. Мы предложили ей приехать. И, как ни удивительно это звучит, она точно показала место, где мы обнаружили ворота в древний город с двумя арками! По ее словам, по полученной из «мира духов» информации, этот город был не столько крепостью, сколько центром сакрального поклонения, «местом силы».

В 2010 году  наконец  сбылась  давняя  мечта  хранителя  Иссыкских  курганов  Бекмуханбета  Нурмуханбетова  и  в  рамках  программы  «Культурное  наследие»  был  создан  Государственный  историко-культурный  заповедник- музей  «Иссык»,  на  территории  которого  находится  около  80  курганов  и  древние  сакские  городища  «Рахат»  и  «Өрікті».  Осенью  2011  года  он  открыл  свои  двери  для  посетителей.  Экспозиция  музея  посвящена  не  только  Иссыкским  курганам,  но  и  в  целом  истории  и  культуре  великой  скифо-сакской  цивилизации,  простиравшейся  от  Дуная  на  Западе  до    Монголии  и  Тувы  на  Востоке. Это удивительное место хранит еще много загадок, ответы на которые будут найдены еще не скоро...

Павел ЗЛОБИН.

Поделиться ссылкой

Добавить комментарий

     

Защитный код
Обновить