УРБАНИСТ РИКАРДО МАРИНИ «СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ ЕЗДИТЬ НА ВЕЛОСИПЕДАХ, А НЕ НА АВТО!»
- Родительская категория: Новости
- Категория: Новости Казахстана
- 1008
-
12 Июль 2016
На V Инновационном форуме в Алматы обсуждали, как сделать город комфортным для жизни и бизнеса.
Отдельно обсуждали на форуме амбициозный проект Яна Гейла, согласно которому в южной столице нужно максимально вытеснить частные авто и пересадить горожан на автобусы, велосипеды и электромобили. Послушать международных экспертов и высказать свое мнение пришли архитекторы, дизайнеры и историки Алматы.
Во время презентации директор Gehl Arhitects урбанист Рикардо Марини заявил, что освободить город от пробок и улучшить экологию помогут платные парковки, велопрокатные станции и электромобили.
- При текущем уровне автомобилизации Алматы задыхается. Машины занимают каждый уголок, каждый свободный кусочек земли, они вытеснили людей из общественных зон. Загрязнение воздуха - одна из главных проблем, которая не может не отражаться негативно на здоровье горожан. Этому способствует и географическое расположение Алматы - в котловане, - зарубежный гость четко увидел больные места Алматы. - Поэтому в первую очередь нужно думать не о водителях, а о горожанах в целом. Например, в Лондоне ввели налог на выхлопы и сделали дороги в центре города платными. Также можно сделать в Казахстане. Если вырастут цены на паркинг, машин станет меньше. Большую часть парковок можно перенести в нижнюю часть города. Студенты ездят на учебу на автомобилях, а должны ходить пешком и ездить на велосипедах!
Также Рикардо Марини отметил, что Алматы славится не торговыми центрами, а Зеленым базаром, и этот восточный колорит нам необходимо сохранить. И еще он уверен, что у города есть все составляющие, чтобы стать туристическим центром Казахстана.
- Алматы - просто чудесный город! Если решить проблему с транспортом, с коммуникациями, с экологией, можно будет наслаждаться безусловными преимуществами - горами, знаменитым алматинским апортом и уникальной природой.
Однако красочные перспективы развития города алматинцы восприняли скептически.
- Сегодня зайти в общественный транспорт, даже имея высокий уровень патриотизма, равносильно подвигу. Мало того, что можно выйти из автобуса без кошелька, а в толкучке оторвут все пуговицы, нет никакой гарантии, что мы вовремя попадем на работу или вечером спокойно и с комфортом уедем домой. Пока нет цивильного сервиса, никто с автомобилем не расстанется! - уверена директор консультирующей по строительству и менеджменту компании Баян Куатова. - Что касается платных парковок, то у нас под парковки отдается дорогая муниципальная земля, и это в будущем скажется на цене. Подземные паркинги в новостройках многим недоступны из-за высокой стоимости и стоят полупустыми. Почему бы нашим властям не найти гармоничное решение, чтобы было удобно и пешеходам, и автовладельцам? Например, в Дубае первые 5-6 этажей всех новостроек сразу по проекту отводятся для паркинга.
Не нашло поддержки и предложение вытеснить все парковки из центра на окраины, так как Алматы окружен со всех сторон частным сектором, застроенным «абы как», без учета антиливневой системы, продуваемости города и общего архитектурного облика.
- Прежде чем предлагать пересесть всем на велосипеды, нужно попробовать проехать самому снизу вверх, - предложил дизайнер Алишер Асылов. - Это под силу не каждому спортсмену, а уж рядовому алматинцу и подавно. Все эти иностранные проекты имеют смысл только в центре города, где есть велодорожки, более-менее ровные дороги и т. д.
Единственное, с чем единодушно согласились и поддержали проект Яна Гейла участники заседания, - это то, что нужно в каждом микрорайоне учесть все интересы и потребности местных жителей, чтобы не нужно было ехать через весь город в парк развлечений или на базар за овощами.
между тем
В Алматы на пересечении проспектов Аль-Фараби и Достык создана новая пешеходная зона в 3 км. Тротуар и велосипедная дорожка (кстати, на сегодня самые широкие в городе) выложены из натурального камня, вдоль них высажено около 800 деревьев. Кроме того, данный участок может стать примером облагораживания арычной системы - через каждые пять метров уложена сетка, предотвращающая попадание мусора в арык.
Также здесь появилась золотистая арка, символизирующая 1000-летнюю историю города. Ее высота - 5,5 метра, длина - 32 метра. В композиции присутствуют элементы в виде яблоневых деревьев и орнамента украшений, найденных в Сакских курганах.
Карлыгаш НУРАЛИЕВА.