ЕСТЬ ЖЕЛАНИЕ ЛЕТАТЬ
- Родительская категория: Новости
- Категория: Новости Казахстана
- 1496
-
20 Авг 2015
Сегодня в Казахстане созданы современные, мобильные, хорошо оснащенные и боеспособные Военно-воздушные силы, которые обеспечивают защиту воздушных рубежей страны. На их вооружении стоят истребители-бомбардировщики, штурмовики, военно-транспортные самолеты, вертолеты различного предназначения. Серьезное внимание уделяется государством закупу новой техники - только в этом году авиационный парк ВВС пополнили шестью самолетами.
Современная техника
- В 2015 году мы получили четыре современных сверхманевренных истребителя Су-30СМ из Российской Федерации и два военно-транспортных самолета C-295 испанского производства - теперь у нас полноценный отряд из четырех таких самолетов. Планируется также закуп вертолетов Ми-171Ш для армейской авиации, - рассказал заместитель командующего ВВС по воспитательной и идеологической работе полковник Еркен Джумагалиев.
Заместитель командующего ВВС по воспитательной и идеологической работе полковник Еркен Джумагалиев.
Авиационные части ВВС Казахстана расположились от западных прикаспийских регионов страны до восточных, охватывают также южные рубежи. Их основная задача - охрана воздушного пространства и особо важных объектов. При этом Силы воздушной обороны РК входят в объединенную систему ПВО стран СНГ. Наши экипажи несут круглосуточное боевое дежурство по охране воздушных рубежей государства - на них самолеты с вооружением готовы к немедленному взлету. Это накладывает на летчиков особую ответственность.
- Будни Военно-воздушных сил наполнены напряженной боевой учебой, полетами авиации, стрельбами, сборами. В данное время мы производим учебно-тренировочные полеты минимум три раза в неделю, а в учебном авиационном центре Балхаш - четыре смены в неделю. При этом смены могут быть дневные, ночные или смешанные, - информирует Еркен Джумагалиев.
Если раньше одним из важных критериев оценки боеготовности летчиков был налет часов, то сегодня акценты смещаются на умение применять вооружение.
- Летчик должен уметь летать не только днем, но и ночью, в сложных метеоусловиях. Но и самое главное - уметь грамотно применять комплекс вооружения, которое стоит на летательном аппарате (ракеты и бомбы), использовать тактические приемы, меры по обману противника. Летчик должен сформироваться как воздушный боец. Военные конфликты показывают, что роль военной авиации растет. Также с каждым годом возрастает роль высокоточного оружия. Мы сейчас проводим учения с применением высокоточного оружия. К нему относятся управляемые ракеты класса воздух-поверхность. Целевое указание производится по телевизионному или лазерному наведению. Здесь возрастает роль самого летчика - грамотно использовать прицелы, следить за воздушной обстановкой, пояснил особенности подготовки летного состава заместитель командующего ВВС по воспитательной и идеологической работе.
Профессиональные кадры
Кадры ВВС - как летчиков, так и техников - пополняют из выпускников Военного института Сил воздушной обороны. В этом году набор туда осуществлен по новой системе. В первый год будут изучать общевойсковые дисциплины, а затем курсантов, в зависимости от их психологических наклонностей, будут отбирать на конкретные специальности.
Большую помощь в подготовке будущих летчиков оказывает Государственный авиационный центр близ Астаны, где молодые люди проходят подготовку и учатся управлять самолетом сверхлегкой авиации ТЛ2000. После первых самостоятельных вылетов курсантам легче определиться с будущей профессией.
В воинских частях высока роль инструкторов, которые учат молодых летчиков технике пилотирования, полетам днем и ночью, в разных метеоусловиях, готовят к боевым действиям.
Так, 30 лет посвятил воинской службе заместитель командира войсковой части 19132 по безопасности полетов полковник Марат Уразбеков. В качестве инструктора он подготовил немало военных летчиков.
Заместитель командира войсковой части 19132 по безопасности полетов полковник Марат Уразбеков.
- Сейчас больше внимания стали уделять безопасности полетов. Кроме того, требования к знаниям летчиков расширились. Сегодня дополнительно требуется знание английского языка, потому что идет закуп иностранной техники. Нужно уметь работать с компьютером, так как техника, которая к нам приходит, компьютеризирована. Это позволяет воздушным судам работать в автоматическом режиме в более сложных метеоусловиях. Современный летчик становится больше оператором, который контролирует работу бортовых компьютеров, управляющих самолетом. Тем не менее, не снижаются требования к умениям летчика независимо от работы компьютера пилотировать самолет вручную при отказе каких-либо систем, - проинформировал о требованиях к военным летчикам Марат Уразбеков.
Он рассказал, что профессию летчика выбрал в 16 лет, поступив Балашовское высшее военное авиационное училище в 1985 году. Примером для него стал дед, который в годы Великой Отечественной войны был летчикомбомбардировщиком. Сегодня Марат Уразбеков сам подает пример молодым - будучи летчиком первого класса, он участвовал в пяти военных парадах в Астане. Его общий налет составляет 4300 часов. Пилот управлял самолетом Ан-26 в звене военно-транспортных самолетов. Для подготовки к каждому параду потребовалось около месяца упорных ежедневных тренировок.
- Участие в параде - это высокая ответственность. Здесь мастерство должно быть выше, чем при обычных полетах, - необходимо более точное выдерживание всех заданных режимов. В парадном строю интервалы между воздушными судами намного ближе, чем в других полетах. Все должно быть филигранно и точно выполнено, чтобы показать всю красоту нашей авиации. Кроме того, еще нужно точно по времени (до секунды) пролететь над трибунами зрителей. Это важно, потому что в парадах участвуют разнотипные воздушные суда, и скорость полета у всех разная, - пояснил заместитель командира войсковой части.
Молодое поколение летчиков
Сразу после успешного окончания Актюбинского военного института Сил воздушной обороны в 2014 году Канатбека Аскербекулы распределили в Астану. Здесь после специальной подготовки и сдачи зачетов он стал летчиком авиационного звена армейской авиации. В 22 года молодой человек занял должность летчика-штурмана на вертолете Ми-17.
Летчик Канатбек Аскербекулы.
Столь быстрому профессиональному росту способствовало то, что с будущей специальностью Канатбек определился в 11 классе. Еще будучи школьником, он начал обучение в Государственном авиационном центре близ Астаны. Здесь его учили летать на двухместных легких самолетах ТЛ-2000 чешского производства. После года таких занятий Канатбек совершил свой первый самостоятельный полет.
- Желание летать было с детства. Взлет опасен, полет прекрасен, посадка трудна - это романтика. Мне нравится. С каждым разом все интересней и интересней. В этом году я в первый раз приступил к ночным полетам, которые требуют серьезной подготовки, - рассказал Канатбек Аскербекулы.
Летчик намерен и дальше расти профессионально - повышать квалификацию, поступить в военную академию. Есть мечта, к которой он стремится, - в будущем стать командиром экипажа, командиром эскадрильи. Примером для подражания Канатбек выбрал прославленного летчика-космонавта Тохтара Аубакирова. Конечно, чтобы воплотить мечту в жизнь, придется много работать. Ведь профессия военного летчика - это не только романтика, но и тяжелый ежедневный труд, необходимый, чтобы достойно защищать воздушные рубежи нашей страны.
Юлия НИТЧЕНКО
Фото автора и из личных архивов летчиков