СНАЧАЛА – ПРОЕКТ, ПОТОМ ИЗГОТОВЛЕНИЕ!
- Родительская категория: Новости
- Категория: Новости Казахстана
- 1201
-
23 Июль 2015
Наверное, сегодня только ленивый не говорит о том, что Казахстан сидит на нефтяной игле и ничем другим в сфере экономики похвастать не может. Способен ли Казахстан удивить мир в области высоких технологий, «Комсомолка» решила узнать у директора Института космической техники и технологии АО «НЦКИТ», доктора технических наук Даулета Шафигулловича Ахмедова.
- Расскажите коротко о вашем институте.
Наш институт входит в структуру АО «Национальный центр космических исследований и технологий», который в свою очередь является частью Аэрокосмического комитета МИР РК (общепринятое название «Казкосмос»). Институт был создан 23 декабря 2009 года. Мы на своей базе осуществили всю цепочку «исследование проектирование производство». Сегодня в Казахстане есть наука и производство, а проектных институтов нет. Нет целого звена, цепочка порвана, что и тормозит развитие всей нашей индустрии, которая сильно зависит от импортных технологий и программ.
- В чем тогда отличие зарубежных фирм, производящих софт?
Они его проектируют! Никому же в голову не приходит построить здание, не сделав проект. У нас же в Казахстане зачастую молодые специалисты сразу стараются написать программу. А через какоето время разработчик понимает, что в нее надо вносить поправки, а код программы стал громоздким. Это увеличивает и финансовые, и временные затраты. Это то же самое, если бы человек построил 15этажный дом, а потом выяснил, что двери надо было поставить в другом месте. Приходится переделывать. Поэтому успех западных софткомпаний в том, что они сначала делают проект программы, и только после этого переходят непосредственно к программированию..
Каковы главные направления работы вашего института?
У нашего института три направления. Первое направление разработка космической техники, которая имеет два поднаправления, разработка научной аппаратуры для изучения космического пространства и разработка оборудования для служебных подсистем микро и наноспутников. В первом случае мы разработали хорошую библиотеку программ математической обработки сигналов, webпортал космической системы научного назначения и программу моделирования движения и планирования работ космического аппарата (КА). Главным итогом этой деятельности стало создание экспериментального образца комплекта научной аппаратуры для КА, который позволяет изучать постоянную и переменную часть магнитного и электрического полей и вести радиозатменный мониторинг ионосферы.
- Вы упомянули наноспутники. Что это такое?
Здесь речь идет о создании наноспутников по стандарту CubeSat. Главная особенность CubeSat, отличающая его от других наноспутников, проработанная спецификация. Стандартный модуль нано КА в рамках данного стандарта имеет размер 10х10х10 см, при этом допускается объединение 2х или 3х стандартных кубов в составе одного спутника. Вывод на орбиту нано КА, как правило, осуществляется попутным грузом. Сегодня мы можем детально моделировать системы энергоснабжения, управления, ориентации и т. д., и на основе этих моделей начали разработку этих подсистем, так сказать, в «железе». Мы также начали работы по созданию опытного образца звездного датчика. Это один из самых сложных и дорогих датчиков КА, который нужен для ориентации КА в пространстве по звездному небу. Мы провели все проектные работы, освоили технологию изготовления и в прошлом году сделали экспериментальный образец. Сейчас переходим к созданию опытного образца. Стоимость подобного датчика зарубежного производства от 1 до 6 млн. евро! Наша разработка для Казахстана будет в разы дешевле, что в будущем даст нам возможность продавать датчики за рубеж.
Вторым направлением является разработка в области применения космических технологий. Одной из самых распространенных спутниковых технологий, широко используемых в мире, является технология спутникового позиционирования, проще говоря, система GPS, которая сегодня есть в каждом сотовом телефоне. Ее точность 1015 м, и для 95% задач этого вполне достаточно. Но есть пять процентов задач, которые требуют более точного определения местоположения, вплоть до сантиметров и миллиметров. Это задачи геодезии, геодинамики, топографии и картографии, маркшейдерии. Для их решения мы изучили всю математику процесса высокоточного позиционирования, разработали собственное программное обеспечение, рабочую проектноконструкторскую документацию, выбрали поставщиков современных комплектующих, одним из которых является всемирно известная канадская компания «Novatel». После этого по разработанному проекту производим базовые станции дифференциальной коррекции, мобильные приемники для высокоточного позиционирования, на которые мы ставим свое собственное программное обеспечение, после чего эту продукцию уже можно продавать на рынке. К примеру, таким же образом осуществляет производство высокоточного спутникового геодезического оборудования известная всеми миру компания «Leica», но, в отличие от нее, наша продукция в 1,52 раза дешевле за счет разработки собственного программноматематического обеспечения.
- Низкая стоимость не сказывается на качестве продукции?
Напротив, в нашей аппаратуре есть дополнительный функционал измерение температуры, система резервного питания до 72 часов, УКВ передатчик дифференциальной коррекции, метеостанция и пр. По заказу компании «Казахстан Гарыш Сапары», которая уже развернула систему высокоточной спутниковой навигации, мы произвели 50 «шкафов» из 60 (10 поставила «Leica»). Под термином «шкаф» подразумевается базовая станция дифференциальной коррекции, которая позволяет на расстоянии до 70 км определять положение объектов с точностью в движении 57 см, а если объект не движется, то вплоть до миллиметров. К примеру, с помощью подобного оборудования можно определить движение континентальных плит вокруг Алматы. Сейчас этими данными могут пользоваться геодезисты, топографы, картографы и пр. Я затрудняюсь сегодня сказать, кто еще из стран СНГ может производить подобные базовые станции дифференциальной коррекции.
Другим очень важным направлением, особенно для Казахстана, является создание навигационносвязной аппаратуры для систем мониторинга и управления движением транспорта. А если коротко, то это трекер мобильный бортовой терминал, позволяющий отслеживать местоположение автомашины.
- Но сегодня наш рынок уже забит подобной продукцией из Китая и России.
Я скажу больше, в последнее время появляются отечественные компании, которые под казахстанским брендом представляют зарубежную продукцию, и в этом случае трудно судить, в какой степени эту продукцию можно назвать «сделано в Казахстане». Мы же осуществляем полный цикл производства, т. е. проектируем изделие и выпускаем рабочую проектноконструкторскую документацию, разрабатываем программноматематическое обеспечение, осуществляем сборку и проводим необходимые сертификационные процедуры.
В 2014 году по заказу Национального агентства технологического развития была разработана и передана заказчику система мониторинга перемещения опасных грузов. Особенностью бортовых терминалов для этой системы является то, что они оборудованы модулями спутниковой связи. Как известно, территория Республики Казахстан только на 40% покрыта сотовой связью, и наличие спутниковой связи позволяет непрерывно осуществлять мониторинг перемещения опасного груза практически в любой точке нашей страны вне зависимости от наличия сотовой сети. При выходе из зоны сотовой связи система автоматически переходит на спутниковую связь, и как только появляется сотовая связь, система снова передает данные о местонахождении транспортного средства и состоянии опасного груза через каналы сотовой связи.
Третьим блоком нашей деятельности являются разработки для других отраслей экономики. К примеру, мы сделали свыше тысячи модемов сбора и передачи информации в системах учета для АО «Алматинские теплосети». К нашему большому удивлению, мы смогли выдавить с этого рынка и китайцев, и россиян, и корейцев. Заказчик сейчас попросил доработать наши приборы системой wifi. Новые системы проходят испытания, если все пройдет удачно, то теплосети готовы заказать еще около трех тысяч терминалов. Кроме того, в это направление входит и создание суперкомпьютера мощностью от 3,51 до 10 Tflops (1 Tflopsравен 1 трл. операций в секунду). К примеру, созданный нами персональный суперкомпьютер (3,51 Tflops) стоит 45 тысяч долларов. Для сравнения: в Казахстане два вуза обладают собственными суперкомпьютерами иностранного производства с производительность 9,5 Tflops, каждый из которых стоит 3,5 млн. долларов.
- Как вам все же удалось держаться на плаву в такое нелегкое время?
Если подвести краткий итог всей нашей деятельности, то, несмотря на мировой финансовый кризис, мы в таких условиях смогли не только сохранить свой коллектив, но и расширить сферу применения нашим знаниям и наработкам. Изза сократившегося госзаказа нам пришлось увеличить число заказов от частных компаний. Это позволяет нам привлекать молодых специалистов, проводить их стажировку за границей и в целом с оптимизмом смотреть в будущее.
Виталий Краснов