Война войной, а учеба - по расписанию
- Родительская категория: Новости
- Категория: Культура
- 1859
-
17 Апр 2015
К 70-летию Великой Победы
В 2015 году все прогрессивное человечество будет праздновать 70-летие Великой Победы над фашизмом. К сожалению, участников Великой Отечественной войны становится все меньше, но спасенному миру хочется больше знать о тех тяжелых временах, когда решилась его судьба: как удалось победить в той самой кровопролитной войне, через что прошли победители, которых называют «уходящей натурой». «Комсомолка» продолжает серию материалов о судьбах победителей.
Несмотря на то, что основное внимание руководства страны во время Великой Отечественной войны было приковано к боевым действиям на фронтах, решению вопросов обучения и подготовки кадров придавали немалое значение.
Война затронула все сферы деятельности граждан СССР, и свою жизнь под нужды фронта пришлось перестраивать и взрослым, и детям. Школьники теперь должны были не только учиться, но и активно помогать старшим в работе на полях и на производстве. Руководителей школ призывали обращать особое внимание исполкомов, районных и сельских советов, председателей колхозов, органов народного образования «на недопустимость многочисленного отсева учащихся из школ в учебное время и невыполнения закона о всеобуче. Исключительное внимание обратить на сохранение и недопущение отсева из 8-10 классов, базы для подготовки кадров высшей квалификации…».
Многие школьные здания были временно переданы военному ведомству, часть городских школ перевели на 3-сменные занятия с сокращением урока до 40 минут, а перемены - до 5.
«В связи с прохождением программ по всеобучу в 9-10 классах и введением изучения тракторного дела, комбайна и автомобиля в 8, 9 и 10 классах части сельских средних школ» меняли и учебные планы. Во всех 7-10 классах введено обучение учащихся сельскохозяйственным работам. Все учащиеся 1-10 классов сдали нормы ПВХО 1 ступени. Преподавание в казахских начальных классах переведено на новый алфавит. «В 1941 году школами проделана большая общественно-полезная работа: на полях колхозов и совхозов принимало участие в сельскохозяйственной учебе 322 912 человек. Собрано много теплых вещей для бойцов РККА, проделана большая работа по сбору металлолома, лекарственных трав, а также подарков бойцам РККА, организовано шефство над госпиталями и прочее».
Как отмечали на антифашистском митинге учителей, «учительство Казахстана с многомиллионной армией освободителей Советского Союза с первых дней войны выступило на защиту социалистической родины, послав лучших своих сынов на фронт, чтобы грудью отражать озверелый натиск врага, а остальная часть с честью работает над укреплением тыла. Десятки тысяч учителей своим самоотверженным трудом оказали огромную помощь в деле уборки богатого урожая. Сотни тысяч тонн зерна, свеклы, хлопка, собранные руками учителей и учащихся, превратятся в смертоносные снаряды и обрушатся на преступные головы фашистских захватчиков».
Осенью 1941 года в Казахстан стали прибывать различные предприятия и организации, эвакуированные из прифронтовой полосы. Так, в октябре прибывшую 14-ю Харьковскую артспецшколу разместили в Актюбинске, 15-ю Харьковскую артспецшколу - в Лениногорске Восточно-Казахстанской области, 3-ю Харьковскую школу ВВС - на станции Аул Томской железной дороги, 6-ю Воронежскую школу ВВС - в Караганде. В эти школы производили дополнительный набор, «чтобы довести состав учащихся до штатного контингента, установленного для этих школ Совнаркомом Союза ССР. В ноябре месяце все школы приступили к занятиям». Кроме того, ранее установленные планы по всеобучу выполняли до конца: «по плану же 1941 года намечено обучить военнообязанных 1905-1918 г.р., не владеющих русским языком (всего 66 984 человека). Работа по обучению неграмотных и малограмотных призывников 1922-1923 г.р. полностью закончена. Сейчас идет обучение призывников 1924-25 г.р.».
«Учись на благо родины!»
Аппарат Народного комиссариата просвещения должен был выполнять закон о всеобуче в республике с обеспечением полного охвата детей - с учетом детей эвакуированных граждан и призванных в ряды РККА. Согласно данным тех лет, «до прибытия эвакуированных детских домов в республике было 126 детдомов с контингентом
15 713 человек. По данным на 15 декабря 1941 года, в республику прибыло еще 85 детдомов (11 233 человека)».
Также в задачи Наркома просвещения входило «углубление и расширение дальнейшей перестройки учебно-воспитательного процесса, вызванного Великой Отечественной войной, особое внимание к военному образованию молодежи, овладение учащимися основ военной техники; расширение учебно-полезной работы учащихся, направленное на помощь колхозам, совхозам, производству, создание фонда обороны. Введение в учебный план изучения трактора, комбайна, автомашины с целью подготовки резерва механизаторских кадров…». Все это не отменяло решения особо острых вопросов, связанных с подготовкой к новому учебному году - выполнение плана издания учебников, учет школьников, подготовка зданий, мебели и пр.
«Придавая особое значение обеспечению народного хозяйства квалифицированными специалистами», в 1942 году было решено освободить от приемных экзаменов в техникумы «лиц, окончивших неполные средние школы (семилетки) в 1941-42 годах с отметкой «отлично» или «хорошо». Исполкомам областных советов депутатов трудящихся запретили «прекращать занятия в техникумах и педагогических училищах и проводить мобилизацию учащихся и преподавателей на различного рода работы». Директорам техникумов и училищ разрешили начислять стипендию таким студентам, вернувшимся из рядов Красной Армии или Военно-Морского флота после ранения, контузии, увечья или болезни, при наличии не только хороших, но и посредственных отметок. При техникумах организовали столовые закрытого типа…
«Все обучение и воспитание должно быть подчинено интересам войны. Школа должна подготовить стойких и мужественных бойцов, способных без жалости уничтожать врага, беззаветно любящих свой народ, свою родину, своего вождя и учителя т. Сталина. Нужно воспитать в наших детях любовь к труду, уменье и способность преодолевать и побеждать трудности во имя процветания и могущества нашей любимой родины», - призывали учителей.
Автор благодарит за предоставленные документы и помощь в создании материала Центральный государственный архив РК и лично Николая Кропивницкого. Стиль текстов в документах сохранен.
Татьяна СОКОЛОВА