Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Сб11232024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:

Адильхан Ержанов: «Я не верю в коммерческий успех моего фильма»

За прошедший год 32-летний казахстанский режиссер Адильхан Ержанов стал одним из главных ньюсмейкеров казахстанского авторского кино. Его фильм «Хозяева» был благосклонно принят критиками на международных кинофестивалях. Однако в Казахстане картина в широкий прокат так и не попала.  «Комсомолка» решила узнать о том, как изменилась жизнь Адильхана Ержанова на волне мирового успеха, увидят ли его фильм в нашем прокате, и многом другом.

- Адильхан, прошел практически год с премьеры вашей картины «Хозяева», после чего началось ее шествие по мировым кинофестивалям. Расскажите, какие изменения в вашей жизни произошли за этот период?

- Если говорить о моих взглядах на кино, то они меняются постоянно. Я считаю, что человек все время должен развиваться, искать для себя что-то новое. В плане популярности каких-то изменений не заметил - я как был не особо заметным режиссером авторского кино, так им и остался. Если бы мне хотелось славы и известности, то я бы снимал фильмы для широкой аудитории, а так я доволен тем, что могу снимать для себя, и при этом мое творчество нравится некоторым людям.

- Вы «засветились» на известнейших фестивалях - в Каннах, на азиатском «Оскаре», сербском «Кустендорфе» и многих других. Что для вас означало попадание в программы этих кинофестивалей?

 - Объективно Каннский фестиваль - самый эффективный в плане мониторинга новых интересных картин. Попадание наших «Хозяев» во Францию, прежде всего, было важно для самого фильма и нашей команды. Это признак хорошей работы, ведь есть результат. Однако успокаиваться и думать, что ты талантлив, думаю, не стоит. К тому же ни один фестиваль или награда не могут доказать талантливость режиссера, это измеряется другими критериями.

- В «Хозяевах» вы сняли двух своих племянников, как вам удается работать с родными, это легче или тяжелее?

 - У меня не было выбора. Ерболата и Алию я задействовал еще  в своих студенческих и короткометражных работах, к тому же снимались они бесплатно (смеется). Например, когда я снимал свой первый полнометражный фильм, я не знал никаких детей профессиональнее их. Да, мы устраивали кастинг, но я понимал, что когда писал сценарий, то перед моими глазами были Ерболат и Алия, и других детей в этих ролях я просто не видел. К тому же в тех тяжелых условиях, в которых мы снимали, вряд ли кто-то чужой доверил бы мне своих детей.

- В ваших трех полнометражных картинах основной мотив - это дом, у вас тоже были проблемы с жильем?

- Я думаю, у всех казахов есть какая-та проблема с жильем. Например, я сам до сих пор не имею собственного жилья. К тому же думаю, что дом - это сакральное место для бывших кочевников. По сути, это утопия - дом, которого нет. Поэтому в моих фильмах герои постоянно ищут путь домой. Здесь я не говорю о привязке к недвижимости, это слишком публицистично.

- Я слышал две версии, почему «Хозяева» не идут в широкий прокат. Первая - фильм не найдет зрителя и провалится в прокате. Вторая версия - властьимущим не понравилось содержание фильма, в частности, проблемы, которые вы поднимаете. Где здесь больше правды?

- Я сам довольно скептичен насчет коммерческого успеха моего фильма. Думаю, нашему зрителю не очень интересно смотреть такое кино, и не потому, что зритель культурно не дорос. Здесь дело в том, что у нас нет инфраструктуры, которая культивировала бы такой кинематограф. Казахстанский зритель очень консервативен, многое воспринимается агрессивно, в штыки. Настоящее искусство всегда говорит о проблемах, но когда мы видим такое кино про себя, знакомые лица, места, то все это воспринимается болезненно. Например, в фильме «Бердмен» главный герой, 63-летний Майкл Китон, идет по центральной улице Нью-Йорка только в трусах, и для нас это смешно. А если наш пожилой «агашка» в таком виде появится на Арбате, то режиссера заклюют, скажут, что казахи так не ходят. У нас нет раскрепощенности и нонконформизма. Здесь дело даже не в обществе, а в кинематографистах, которые должны решить - продолжать пичкать наших зрителей «безболезненным» кино или делать смелые и честные фильмы. Уже сейчас наш кинематограф рискует пойти по узбекскому пути, где постоянно выходят только мелодрамы и комедии.

- А был ли какой-то официальный запрет на прокат вашего фильма?

- Никакого запрета не было, но я не могу бороться с ветряными мельницами. Думаю, что у людей, отвечающих за прокат, в голове сидит шаблон - авторское кино должно ехать на фестиваль, а коммерческое - в прокат. И неважно, что коммерческий фильм может провалиться в прокате, а авторский - иметь куда больший успех у массового зрителя. И еще я считаю, что если фильм хороший, то он в любом случае получит огласку через фестивали, мнение критиков и т. д. Добротную картину без рекламы люди найдут и посмотрят, а плохой фильм с дорогой пиар-кампанией все забудут.

- Осенью вы говорили, что следующий ваш фильм будет называться «Алиюшка», он будет рассказывать о детях-беспризорниках, как продвигается работа по этой картине?

- Никак. Да, на фестивале «Евразия» победил наш проект «Алиюшка», но после этого последовала тишина. По мне, это был какой-то фарс, ведь нам не то что средства на реализацию проекта, но даже дипломов никаких не дали. Сейчас у нас есть другой проект, я не знаю, появится ли поддержка у фильма со стороны. Но могу сказать, что даже если денег не найдем, то будем снимать своими силами. Здесь хотелось бы сказать о государственной поддержке молодежи. Дело даже не во мне, а в том поколении, которое идет за мной. Если их не поддержит государство, то их поддержат западные фонды, а после этого все будут кричать, что это заказное кино, проплаченное из-за рубежа. Возникает вопрос: а кто же виноват в этом? Думаю, что государство должно поддерживать свои таланты и тем самым в какой-то мере держать их под своим контролем. Это нормальная практика, которая есть в японском, корейском кино и других странах, и именно за счет господдержки их кино и развивается.

Беседовал Алмат Темиртасов.

Поделиться ссылкой

Добавить комментарий

     

Защитный код
Обновить