Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Сб11232024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:

Всеобщая экономия стала долгом каждого

С наступлением войны потребовалась срочная реорганизация всех сфер жизнедеятельности. Стала ощущаться нехватка продуктов питания. Для решения этой проблемы ввели карточки, от каждого советского гражданина потребовали бережливости, удвоенной помощи по заготовкам продуктов питания и еще более ответственного отношения к их хранению.

Экономили хлеб с помощью карточек

Карточная система в Советском Союзе была введена практически сразу после начала войны: в Москве и Ленинграде - с июля, а потом и в других городах страны.

В Казахстане карточную систему в соответствии с постановлением Правительства ввели с 1 сентября 1941 года и поначалу только в восьми городах - Акмолинске, Актюбинске, Караганде, Павлодаре, Петропавловске, Семипалатинске, Усть-Каменогорске и Уральске. Были проведены инструктивные совещания с продавцами, руководителями и секретарями парторганизаций города, ответственных за выдачу карточек сотрудникам. Поначалу карточек было выдано больше, чем следовало. Но экономия с введением карточек была видна сразу. Так, только в Уральске ежедневная продажа хлеба до введения карточек составляла 42,5 тонны, а после введения карточек - уже 42,1 тонны. В Петропавловске эта разница была еще ощутимее - 52 и 36,2 тонны соответственно. Карточки ввели также на сахар и кондитерские изделия. Согласно документам, «в первые дни торговли по карточкам наблюдались в отдельных магазинах очереди. Это следует объяснить неуверенностью отдельной части населения в получении хлеба и медленной работой продавцов. Начиная с 3-го сентября очереди совершенно исчезли, и продажа хлеба проходит нормально». Однако большие очереди выстраивались в магазинах с повышенными ценами. Отмечалось, что здесь закупались в основном переселенцы из ближайших поселков.

Посчитали, что если среднесуточная экономия хлеба по 6-ти городам составила 23,5 тонны, то экономия по всем областным городам составит не менее 60 тонн в сутки, или более 1800 тонн хлеба в месяц. Отмечали, что в городах, где карточная система не введена, «существуют извращенные формы продажи хлеба по спискам, через буфеты и учреждения и т. д. … часто в совершенно недопустимых антисанитарных условиях». В связи с этими соображениями было решено ввести карточную систему в остальных областных городах страны.

Хорошая торговля - хорошее настроение!

С началом войны особое внимание обратили на борьбу с растратами и хищениями. Из стенограммы инструктивного совещания у председателя Совнаркома с работниками Госторговли и Потребкооперации, отъезжающими в районы области по борьбе с растратами и хищениями, стало известно, что т.т. Белый и Круглов разработали ценные материалы по вышеупомянутому вопросу. На этом совещании Ундасынов выступил с таким заявлением: «Партия и Правительство неоднократно занимались и придают большое значение вопросам правильной организации торговли и борьбе с хищениями и растратами. Особенно остро стоит этот вопрос в период военного времени… Работа честных, преданных делу товарищей сводится на нет, когда в систему торгующих организаций проникают жульнические элементы, а это является результатом того, что мы недостаточно проверяем кадры, которые работают у нас с ценностями.  <…> Каждый трудящийся нашей страны горит желанием оказать всемерную помощь государству и старается каждую лишнюю копейку отдать на дело обороны нашей страны. Мы не можем сейчас сказать, что работники торгующих организаций не хотят обеспечить мер борьбы с растратами и хищениями, может быть, они плохо справляются со своей работой, может быть, не доработали всех необходимых мероприятий по этому вопросу. Поэтому по инициативе Совнаркома была создана специальная комиссия, в состав которой вошли руководители торгующих организаций, судебно-следственных органов. Они должны будут обобщить итоги и опыт работы за определенный промежуток времени и вскрыть причины, порождающие растраты и хищения. <…> Задача, прежде всего, состоит в том, чтобы правильно распределить товары. Наряду с этим нужно как можно лучше обслуживать потребителя, знать конкретно потребности населения городов, районов, колхозов и т. д. От этого очень много зависит - и отсюда в военное время настроение трудящихся. Мы настроению придаем исключительное значение! Если мы правильно распределяем товары - поддерживаем настроение. Чтобы поддержать хорошее настроение, нужно организовать хорошую торговлю, а мы наоборот - если до войны кое-как торговали, то сейчас имеем большие трудности. Вот, например, товары идут уже более 3-х месяцев, выделенные еще до войны. Документы по отгрузке есть, а товаров нет. Ясно, что эти товары мы не получим, они уже давно реализованы…».

«Бережливость - долг каждого…»

26 сентября 1941 года газета «Правда» опубликовала статью «Долг работников торговли»: «В дни Великой Отечественной войны во много раз выросла ответственность всех советских людей, на каком бы участке народного хозяйства они не работали… Наши резервы, в том числе продовольственные, громадны, но титаническая борьба с фашистскими полчищами, борьба суровая и долгая, требует и будет требовать большого напряжения. В этих условиях бережливость, экономия становится непреложным законом для каждого советского работника. Граммы масла, сохраненные каждым продавцом, в масштабе государства превращаются в десятки тонн. Надо как зеницу ока беречь всякий продукт, сохранить его от порчи, разбазаривания, разворовывания <…>.

Стахановцы колхозных и совхозных полей на уборке урожая борются за каждый колос. Торговые работники должны участвовать в великом деле обороны Родины безукоризненным обслуживанием потребителей. Они должны следить за тем, чтобы все поступающие в их распоряжение товары и продукты в целости и сохранности доходили до покупателя. Общеизвестно, что многие товары перевозятся на дальние расстояния, хотя их можно производить на месте. Ликвидация таких перевозок в дни отечественной войны - прямая помощь фронту. Работники торговли должны выступить инициаторами организации местных производств. В этом году будет столько овощей, картофеля, фруктов, ягод, грибов, что значительную их часть можно заготовить впрок. Вот тут-то работникам торговли и предоставляется возможность продемонстрировать свое умение в военной обстановке. Существующие и вновь создаваемые сушильные, посолочные, коптильные пункты должны быть пущены в полный ход, должны работать с минимальными издержками производства, давая высококачественные продукты. Торгующие организации и местные советы несут полную ответственность за своевременную подготовку овощехранилищ и предохранения овощей от порчи. Ни один продукт, ни одна картофелина не должны пропасть. Надо предупредить всех, кто имеет дело с продуктами, что допущение порчи их, допущение гниения овощей будет рассматриваться как тяжелое преступление. Ставя перед собой задачу всемерно расширить местную продовольственную базу, инициативные торговые работники займутся также организацией лова рыбы, разведением домашней птицы, изготовлением арбузного меда, патоки, помидорного томата и т. д. все эти мероприятия, получив повсеместное распространение, увеличат продовольственные ресурсы страны».

Удивительно, но сократив потребление продуктов питания, жители тыла сумели увеличить производство всего необходимого для фронта.

Автор благодарит за предоставленные документы и помощь в создании материала руководство Центрального государственного архива РК и лично Николая Петровича Кропивницкого.

Стиль текстов в документах сохранен.

Татьяна СОКОЛОВА.

Поделиться ссылкой

Добавить комментарий

     

Защитный код
Обновить