Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Сб11232024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:

Изгутты Айтыков

В военные годы выпускались для фронтовиков боевые листки, в которых рассказывалось о славных сыновьях и дочерях Советской республики Казахстан, бесстрашно защищавших родину.

Мы продолжаем серию публикаций о казахстанцах - героях той страшной войны с сохранением стилистики тех самых боевых листков.

На склонах рудного Алтая, в селе Солдатово родился Айтыков Изгутты. Отец его Курманбай - колхозный кузнец. Мать Кулян - героиня, вырастившая семерых детей. Изгутты - их первенец. Он отлично учился в школе. Помогал родителям в их повседневной работе.

С малых лет Изгутты Айтыков вращался среди русских ребят пионеров. Хорошо овладел русским языком. Война застала его за учебой в Семипалатинске. Он мечтал о большом деле - помочь поставить богатство своего родного Алтая на службу социализма. В одном из его писем к другу Джумаканову говорится: «Друг мой! Учусь неплохо. Ведь хорошая учеба, хорошая работа твоя нужна не только для тебя самого. Как богатство моего родного Алтая принадлежит народу, так и наше знание принадлежит ему. Нет цели выше, чем служить народу. Вот почему мы должны гордиться и трудиться».

Началась война. Изгутты со своими сверстниками вынужден был прервать учебу. На фронте комсомолец Айтыков был зачислен во взвод разведчиков. С первых же дней он выступает и как пламенный агитатор. Бойцы, слушая из уст Айтыкова стихотворения Абая и Джамбула, сразу полюбили его. Узнав, что рядовой Изгутты Айтыков овладел сердцами бойцов, комиссар полка назначил его комсоргом взвода разведчиков.

Враг близко подходил к твердыне юга России - Сталинграду. Опасность снова нависла над столицей Родины. Бойцы, стиснув зубы, напрягали все силы. Их охватила ярость ненависти. Подразделение Айтыкова охраняло самый важный подступ к городу Сталина. Гвардейцы с честью приняли бой, отразили десяток атак крупных сил противника. Сотни немецких солдат и офицеров нашли себе могилу от рук славных защитников.

На склоне одной высоты пятеро советских воинов во главе с Изгутты Айтыковым встретились с 30 вражескими солдатами. Завязалась горячая схватка. Немцы попытались захватить наших смельчаков в плен, но просчитались.

- Ни одной пули зря! - скомандовал Айтыков. Бой продолжался целый час. Хладнокровное, методическое ведение огня из автоматов обеспечило им победу. Немцы, потеряв половину своей шайки убитыми, вынуждены были бежать. Отважные джигиты, забрав много автоматов и одного фрица, вернулись в часть.

Одна из кровопролитных битв была близ села, расположенного на возвышенном месте, на правом берегу Волги. Немцы захватили его еще в июле. С этой высоты им удобно было контролировать поле боя, препятствовать движению волжской флотилии. Часть, где служил Айтыков, получила приказ - отвлечь внимание этой группировки на себя. Бой продолжался день и ночь. Стороны десятки раз атаковали друг друга. Очень трудно было уничтожить вражеские пулеметные точки.

На пятый день два товарища Айтыкова ползком направились к огневой точке противника. Они почти достигли цели. Но вражеский огонь не дал возможности Костину и Ахметову выполнить задание. Костин был тяжело ранен, а Ахметов погиб. Айтыков услышал голос Костина «Помоги!» и попросил разрешения у командира. Сквозь град пуль и минные разрывы двигался он вперед. Наконец он схватил за руку товарища, положил его на спину и пополз обратно. Вдруг что-то ударило в левую подошву. Одна пуля чуть не угораздила в шею. Она продырявила его правое ухо. Шла кровь. На все это Айтыков не обратил внимания. Через несколько минут он почувствовал, что левая нога его становится все тяжелее и тяжелее. Положив друга рядом, Айтыков мигом осмотрел себя. Оказалось, не только пятка ранена, но и ключица, и рука ниже плеча вся в крови. Превозмогая жуткую, все усиливающуюся боль, Айтыков взял Костина на правый бок. Струя крови у него смешалась с потом. Напрягая последние силы, он добрался до овражка, где должно быть более безопасно. Дальше Айтыков не помнит, как он попал в госпиталь тоже с тяжелым ранением.

Через четыре месяца он вернулся в строй, в свою часть. Тут Айтыков опять пошел по линии разведки. Он неустанно совершенствовал свое боевое мастерство. Скоро ему присвоили звание сержанта. Пробираясь в тыл врага, участвуя в разведках боем, за короткое время лично он доставил 22 «языка», а 50 фрицев уничтожил.

Однажды Айтыков вместе с Муравьевым и Кушняром пошли в тыл врага. В первую ночь они подобрались близко к нескольким землянкам. В болотистых кустарниках сидели целый день. Им было видно все. Главное внимание Айтыков обратил на офицера, который днем съездил куда-то. Его землянка находилась около двух других. Вечером перед этой землянкой появился часовой. Важно было то, что с офицером живут всего два солдата. К трем часам ночи наши бойцы подползли к землянке. Когда часовой лениво шагал в сторону другой землянки, Айтыков с быстротой молнии бросился на него, нанес смертельный удар. Кругом было тихо. Муравьев заменил часового. Айтыков с Кушняром вошли в землянку.

 Хэнде хох! - скомандовал Айтыков.

Телефонист что-то хотел говорить в трубку. Кушняр угостил его свинцом. Связав руки и рот остальным, доставили в часть. Они дали важные сведения.

В атаке всегда быть впереди! Чем ты ближе к врагу, тем больше его страх берет. Чем ты смелей - тем сильней! - учил своих товарищей уже старший сержант Айтыков.

На Западной Двине немцы с бешенством зверя стремились преградить путь нашим войскам. И берег и вода непрерывно обстреливались. Тогда гвардии старший сержант Айтыков первым изъявил желание переправиться через реку. Была темная ночь. Он с семью комсомольцами, опираясь только на одно плавучее бревно, пошел вплавь. Вражеская ракета из минуты в минуту освещала реку. Одна мина прямым попаданием разорвала сзади идущего бойца. Семеро остальных успели нырнуть. Кругом свистели пули винтовочных выстрелов. Когда они дошли до середины, началась стрельба из пулемета. Командир отделения гвардии старшина Першин был ранен всерьез. Айтыков рискуя своею жизнью, не дал ему потонуть. Еще мина, еще пулеметная очередь преграждала им путь. Но храбрецы преодолели все, добрались до берега. Они первым долгом перевязали раны товарищу. Переоделись и немного отдохнули.

Шестерка во главе с Айтыковым ночью приблизилась к траншеям противника. Немцы не заметили их до тех пор, пока они с громким «Ура!» не ворвались в одну из траншей. В темноте врагу казалось, что тут действует целое подразделение. Айтыков, идя впереди всех, наткнулся на одного здоровенного немца. Враг чуть не ударил его кинжалом. Думать было некогда. Айтыков быстро схватился за острие кинжала. Пальцы до костей порезались. Но кинжала он не выпустил. Немец стремился откусить его крепко зацепившуюся руку. Борьба за кинжал, за жизнь длилась несколько секунд... Вдруг Айтыков своей головой так ударил немца в подбородок, что тот покачнулся и упал замертво. Гитлеровец оказался офицером. В траншее валялись еще три трупа немцев.

Чего только не предпринимали гитлеровцы, чтобы сбросить гвардейцев обратно в реку! Но советские воины устояли и отвлекли на себя внимание врага. Этим воспользовалось наше соседнее подразделение. Оно быстро форсировало реку, зашло в тыл к немцам и отбросило их от берега.

За проявленную отвагу и геройство при форсировании Западной Двины солдату Родины, гвардии старшине Изгутты Курманбаевичу Айтыкову присвоено звание Героя Советского Союза. До этого грудь батыра украшали орден Красной Звезды, медаль «За оборону Сталинграда» и два ордена Славы.

Его пример, его слова, его богатырский вид воодушевляют бойцов на ратные подвиги. Каждый воин из его отделения имеет по 2-3 ордена и медали.

«Смотря и слушая нашего гвардии старшину, нельзя не стать героем», - говорят бойцы одного с ним подразделения. Товарищи любят, уважают Айтыкова безгранично. Недаром он несколько раз рисковал жизнью, выручая своих боевых друзей в критические минуты.

Бойцы, казахи! Будьте такими патриотами, как Изгутты Айтыков. Добейте немецко-фашистских зверей в их логове!

Прочитав, передай товарищу!

Главное Политическое Управление Красной Армии.

Редактор-переводчик Сарсен Аманжолов.

Поделиться ссылкой

Добавить комментарий

     

Защитный код
Обновить