Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Сб11232024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:

Чтобы помнили Повесть о солдате

Вот так незатейливо названа книга об одном из десятков тысяч казахстанцев, участвовавших в Великой Отечественной войне.

В книге описана биография простого паренька из села Актогай Карагандинской области Зейнуллы Сулейменовича Байжасарова. Начав службу незадолго до Великой Отечественной войны, он не только принял участие практически во всех великих сражениях, но и сумел проявить себя настоящим воином. За четыре года Зейнулла Сулейменович воевал на семи фронтах: Центральном, Западном, Калининском, Сталинградском, Воронежском, 1-м Украинском и 1-м Белорусском.

Надо отметить, что солдатом Зейнулла Байжасаров стал благодаря письму, в котором он попросил наркома обороны, маршала СССР Ворошилова призвать его в армию. Решением комиссии он был определен в школу авиастрелков и радиосвязистов. Закончив ее в мае 1940-го, Зейнулла стал одним из лучших выпускников и был удостоен первой своей награды - значком «Ворошиловский стрелок».

Войну Зейнулла Байжасаров начал в качестве стрелка-радиста в составе экипажа скоростного бомбардировщика. Однако уже в сентябре 1941 года он был в рядах нескольких сотен добровольцев, из которых был сформирован Отряд особого назначения Западного фронта (ООнЗФ). Отряд подчинялся лично Жукову. Задачи ООнЗФ были различными - от разведки и диверсий до захвата стратегически важных объектов.

Первые награды

Свою первую медаль Байжасаров получил после 17-часового боя с превосходящими силами противника в Московской области. Во время этого боя Зейнулла уничтожил шестерых фашистов, был контужен, но сумел вытащить из-под огня тяжело раненного товарища. За проявленное личное мужество и героизм он был награжден медалью «За отвагу». Были и другие случаи проявления героизма. Один из таких оставил свой след на лице ветерана - шрам над правым глазом. Произошло это при переправе через небольшую речку на нейтральной полосе. Прямо в ледяной воде разведчики столкнулись с вражеской разведкой, и началась рукопашная схватка. Зейнулле повезло - вражеский кинжал лишь вскользь полоснул по лицу, хотя еще чуть-чуть - и можно было бы лишиться глаза.

 Впоследствии за активное участие в боях под Москвой Зейнулла Байжасаров был награжден медалью «За оборону Москвы».

После госпиталя и прохождения офицерских курсов младший лейтенант Байжасаров принял участие в ожесточенных боях в районе города Юхново (Калужская область) у так называемой высоты смертников (Зайцевой горы). В июле 1942 года в бою за деревню Шахово был тяжело контужен. Цитата из представления на орден:

«Во время боевых действий 12-13 июля 1942 года за деревню Шахово тов. Байжасаров проявил геройство и мужество - со своим взводом первым ворвался в деревню и лично уничтожил пятерых немецких оккупантов. Тов. Байжасаров достоин правительственной награды - ордена Отечественной войны 1-й степени».

От Сталинграда до Киева

26 октября 1942 года на северо-западных окраинах Сталинграда при штурме дзота противника, командуя стрелковой ротой, лейтенант Байжасаров получил тяжелое ранение в грудь. Из воспоминаний Зейнуллы Байжасарова:

«…Около 8 утра боевая задача была выполнена - дзот был в наших руках… Из всей моей роты в живых осталось только четыре человека. Из них я и телефонист были ранены, но мы продолжали отбивать атаки фашистов огнем из дзота… Дзот был сделан под подбитым советским танком. Немецкие солдаты ночью залезали на его броню, курили сигареты, стучали прикладами о металл, выкрикивая: «Руссиш, сдавайся. Германия хлеб много, работа мало». Когда нам это надоело, по моей команде мы выскочили с разных сторон в траншеи и забросали фашистов гранатами. Больше гостей на нашем танке не было».

Дзот удержать не удалось, а Зейнулла попал в госпиталь, откуда его хотели комиссовать как инвалида, но благодаря силе духа Байжасаров возвращается в строй. Вскоре он принимает командование батальоном связи в составе 6-го гвардейского танкового корпуса. Как вспоминал фронтовик, особенно ему запомнилось фашистское «чертово колесо». Так солдаты окрестили особую форму бомбардировки, которую применяли немцы. Особенность ее в том, что на узком участке концентрировалось от 30 до 70 самолетов. Бомбардировщики, сменяя друг друга, непрерывно наносят удары. Продолжается бомбежка, как правило, от 30 мин. до 2 часов. За это время к переднему краю выдвигается большая группа вражеской бронетехники. Пехота, не успев оправиться от бомбежки, вынуждена была бороться с танками. Этот прием «проламывания» боевых позиций немцы впервые применили на Курской дуге.

Вскоре после завершения Курской битвы лейтенант Байжасаров вновь отличился, командуя взводом управления 3-го гвардейского отдельного мотоциклетного батальона. И уже в ноябре 1943 года за умелое руководство подразделением и личное мужество в боях за форсирование Днепра и освобождение Киевской области гвардии-лейтенант З. Байжасаров был предоставлен к награждению орденом Красной Звезды и второй медалью «За отвагу».

Из представления на награду:

«Будучи в должности командира взвода управления, в боях за населенные пункты Плесецкое, Боровая Киевской области смело руководил взводом гвардейцев по уничтожению до 30 немецких солдат и офицеров. Сам лично уничтожил четырех солдат и двух офицеров противника. Взял в плен 7 солдат и унтер-офицеров».

Вперед на запад

 После взятия Киева Байжасаров участвовал в Житомирско-Бердичевской наступательной операции. Зейнулла в своих воспоминаниях приводит некоторые интересные факты о житомирских боях: «Так, при первом захвате Житомира произошла неразбериха. В город вошли два танковых соединения. Пришлось выяснять отношения и решать, кому здесь оставаться. В это время пехота не смогла уследить за обстановкой вокруг города в связи с обнаружением складов со спиртом. Началась массовая дегустация содержимого цистерн. Через непродолжительное время бойцов, годных к бою, почти не осталось. Этим воспользовались фашисты и нанесли удар, вновь захватив беззащитный город. Пехота почти вся полегла…»

Впереди еще было много побед и поражений. Было форсирование Вислы и еще одно ранение, затем освобождение Варшавы и всей Польши. А заканчивать войну Зейнулле Байжасарову выпала честь начальником связи батальона автоматчиков самой орденоносной в истории Вооруженных сил СССР легендарной 44-й гвардейской танковой Бердичевской, ордена Ленина, Краснознаменной, орденов Суворова, Кутузова, Богдана Хмельницкого, Красной Звезды, орденов Монгольской Народной Республики, Сухэ-Батора и Боевого Красного Знамени бригаде «Революционная Монголия».

В ходе штурма Берлина Байжасаров находился на передовых линиях бригады. Он организовывал бесперебойное обеспечение связью между командованием бригады и атакующими подразделениями. По итогам Берлинской операции гвардии старший лейтенант Байжасаров был награжден медалями «За взятие Берлина» и «За победу над фашистской Германией».

После победы Байжасаров остался служить в группе советских войск и только в 1947 году смог вернуться на Родину. Потом был брак, служба в органах внутренних дел, рождение детей и много других мирных событий, но это уже совсем другая история.

Вместо послесловия

Генерал-майор милиции в отставке Булат Байжасаров, сын Зейнуллы Байжасарова:

- Когда отец был живой, он настолько был скромным, что о каких-то деталях своей жизни не любил говорить. Поэтому рассказывал мне не так много. К примеру, к своему стыду, я узнал только при написании книги о том, что мой отец работал уже после войны в отделении Госбанка СССР. После его ухода из жизни к годовщине со дня его смерти нами был подготовлен небольшой фильм. Благодаря этому нами были найдены многие документы и факты, которые ранее не афишировались. К примеру, на фотографиях с моим отцом были его командиры, которые впоследствии стали Героями СССР. Мы были приятно удивлены, и тогда у нас зародилась идея написать книгу о нем. Спустя три года свет увидела книга о бойце, который прошел путь от Сталинграда до Берлина. В этой книге, я думаю, мы рассказали не столько о моем отце, сколько о казахстанце, который защищал нашу общую Родину. И я счастлив, что им оказался мой отец. К сожалению, он не был удостоен звания Героя СССР, но «отработал» всю войну с честью, чем я и горжусь!

Подготовил Виталий Краснов.

Поделиться ссылкой

Добавить комментарий

     

Защитный код
Обновить