Война - войной, концерт - по расписанию
- Родительская категория: Новости
- Категория: Культура
- 2050
-
14 Янв 2015
Точкой отсчета можно назвать постановление от 14 января 1935 года, когда Совет народных комиссаров КазССР «в целях создания наиболее лучших условий для дальнейшего развития и углубления вокально-инструментальной музыки, широкой популяризации и внедрения среди трудящихся масс Казахстана как достижений народного музыкального искусства, так и советской классической музыкальной культуры» организовал в системе Наркомпросса КазССР самостоятельное культурно-музыкальное учреждение - филармонию. Ее первым директором, худруком и дирижером стал композитор Ахмет Жубанов. Поначалу в составе филармонии был один творческий коллектив - Казахский национальный оркестр им. КазЦИК. В течение года были созданы Казахский национальный хор, танцевальный ансамбль и большая группа солистов - народных певцов и музыкантов. Была организована учебная работа по овладению нотной грамотой, постановке голоса, повышению идейного уровня и общей культуры исполнителей.
Позже, в 1945 году, в день празднования 10-летнего юбилея, коллективу Казахского оркестра народных инструментов им. КазЦИК было присвоено имя Курмангазы. А год спустя, в 1946 году, филармония стала носить имя Джамбула.
Война и концертные планы
Филармония в годы войны ездила с гастролями по всей стране. В ее составе работали Симфонический оркестр СССР, хор СССР, Ленинградская хоровая капелла, ансамбль железнодорожников, молдавская хоровая капелла «Дойна» и другие. С начала Великой Отечественной войны Казгосфилармония им. Джамбула «в связи с требованиями военного времени перестроила всю свою художественно-творческую работу в целях наилучшего обслуживания населения и Красной армии». В результате при большом патриотическом подъеме всего коллектива в годы войны расширен был весь масштаб деятельности и увеличился охват художественного обслуживания трудящихся, как видно из нижеследующих цифр. В 1941 году было проведено всего 3666 концертов, две трети относятся ко второму полугодию, то есть к периоду войны. Количество слушателей - 954 800 человек при денежном обороте 1 740 700 р. 1942 год - 9 015 концертов, слушателей - 2 600 000, денежный оборот - 8 800 000 р. В 1943 году состоялось 8401 концертов, слушателей - 2 300 000 человек, денежный оборот - свыше 12 миллионов рублей. В 1944 году - 7570 концертов, 2 миллиона слушателей, денежный оборот - около 14 миллионов рублей.
Таким образом, за годы войны масштаб работы резко увеличился. Кроме платных концертов было дано свыше 5000 бесплатных в порядке культшефства над Красной армией - в госпиталях, воинских частях и на агитпризывных пунктах. На фронт для обслуживания действующей армии выезжали все народные и заслуженные артисты республики, а также ведущие исполнители. Всего за годы войны было проведено до 36 тысяч концертов.
Казгосфилармония им. Джамбула в годы войны активно включалась в работу по обслуживанию весенне-посевной и уборочной кампаний. «Не менее 1000 концертов в год ежегодно давались для рабочих оборонной промышленности - в первую очередь, в Карагандинском угольном бассейне, на Балхаше, в Чимкенте, Лениногорске, на Гурьевских нефтяных промыслах. Особо следует отметить большую гастрольную поездку ансамбля народной артистки КазССР Шары в 1944 году - по обслуживанию казахов, занятых в оборонной промышленности. Поездка заняла около 5 месяцев по городам Урала, Сибири и Кузбасса, где было дано до 100 концертов. В завершение поездки ансамбль путем организации концертов в свои выходные дни собрал 36 225 рублей на строительство танковой колонны и получил благодарность от товарища Сталина».
В марте 1944 года филармония приняла участие в декаде советской музыки среднеазиатских республик в Ташкенте. Благодаря выступлениям оркестра народных инструментов и народных артистов - Дины Нурпеисовой, Жамал Омаровой, Ж. Елебекова, филармония завоевала первое место на декаде.
За годы войны творческая работа Казгосфилармонии росла и укреплялась. Был проведен большой творческий вечер, посвященный выдающемуся казахскому народному композитору Курмангазы в ознаменование 100-летия со дня его рождения.
Коллектив освоил новый репертуар на военные и патриотические темы. Из произведений, созданных по творческим заказам филармонии в те годы, особо выделяют следующих композиторов: Жубанов - поэма «Абай», песни «Москва», «Клятва»; Тулебаев - «Танцевальная сюита», поэма для скрипки, увертюра для симфонического оркестра, песни «Кестеле орамал»; Брусиловский - симфонии «Сары-Арка» («Степь»), песни «Цветущий Казахстан», «Фронтовая», «Две ласточки» и другие; Ерзакович - «Поэма о Герое Советского Союза Тулегене Тохтарове», квартет на казахские темы, песня о Сталине; Великанов - «Ленинградцы, дети мои» (слова Джамбула) для голоса с симфоническим оркестром; Компанеец - «Оратория Женис» («Победа»); Хамиди - цикл песен об Отечественной войне.
Алматинцы видели Мессинга
Именно в годы войны трудящиеся смогли увидеть в Казахстане выступления выдающихся музыкантов и актеров Союза. Казгосфилармония активно привлекала «артистические силы», эвакуированные в республику. В Алма-Ате проходили концерты выдающихся мастеров и коллективов, среди которых Симфонический оркестр СССР (дирижер Натан Рахлин), который исполнил 4-ю и 6-ю симфонии Чайковского и 7-ю симфонию Шостаковича, хор СССР (дирижер Свешников), пианисты Эмиль Гилельс и Роза Тамаркина, Серебряков, Брюшков и другие. По линии эстрады гастролировали Московский театр миниатюр с участием Рины Зеленой, Ленинградский театр миниатюр во главе с Райкиным, ансамбль Анны Гузик, Ленинградский джаз под руководством Клавдии Шульженко и другие. Состоялся целый ряд концертов с участием звезд кино - Любови Орловой, Бориса Бабочкина, Николая Черкасова, Михаила Жарова и других.
Кроме того, в сентябре 1942 года Алма-Ату посетил сам Вольф Мессинг, который дал здесь несколько выступлений. Афиша гласила: «Психологические опыты, в процессе которых Вольф Мессинг при участии публики производит ряд сложных опытов по отгадыванию и передаче мыслей». Вот что происходило в один их тех вечеров: «Зритель пишет свое задание и передает его на сцену жюри. Артисту задание неизвестно. В жюри сидят представители зрительного зала: военврач, профработник, студентка мединститута. Затем товарищ, давший задание, выходит на сцену. Он подходит к Мессингу, берет его за руку и мысленно отдает приказ, последовательно думает о том, что написал в записке. Оба, Мессинг и зритель (артист называет его «индуктором»), направляются в зал. Мессинг прошел в 14-й ряд, пригласил студента, в руках которого была папка. Мессинг нашел в ней требуемую страницу и проколол булавкой цифру восемь. Именно это от него и требовалось. В другой раз Мессинг с завязанными глазами прошел в зал, нашел среди сотен людей девушку, вытащил из правого кармана ее гимнастерки паспорт, перелистал, нашел почтовую марку. Затем достал из левого кармана гимнастерки комсомольский билет и вложил в него марку. Таково было молча отданное ему приказание».
Конечно, газеты пытались объяснить способности Мессинга и делали это таким образом: «Эксперименты Мессинга вызывают законный интерес у зрителей. Как он «угадывает» чужие мысли? Ничего «сверхъестественного» артист не делает. Тайна его замечательного искусства заключается в феноменальной наблюдательности, чрезвычайно тонком развитии всех органов чувств. Вот что пишет наблюдавший опыты Мессинга в Одессе профессор Айхенвальд: «Основную роль в этом процессе играют идеомоторные движения, возникающие при напряженном ожидании осуществления задуманной идеи. В этот момент воля утрачивает контроль над мышцами, и возбужденные нервные центры приводят как раз к тем именно движениям, которые способствуют достижению желаемого результата». Собственно, даже сейчас это объяснение профессора не объясняет ровным счетом ничего. Но газеты тех лет упорно писали, что «В. Мессинг обладает исключительно высокой и натренированной чувствительностью. Психологические опыты Мессинга наглядно показывают, что нет такого явления, которое не находило бы объяснения с помощью современной материалистической науки».
На представления - строем
Не все было так гладко в концертно-развлекательных программах. Так, директор филармонии Жумин писал 21 марта 1942 года: «Во исполнение моего приказа о направлении для обслуживания весенне-посевной кампании концертных хозрасчетных бригад для выступлений в мтс, колхозах и совхозах <…> ни одна бригада не выехала в установленные сроки по мотивам отсутствия гарантированной оплаты за счет Казгосфилармонии. Указанные мотивы <…> ни в какой степени не заслуживают внимания, а наоборот, являются мотивами, характеризующими полное игнорирование правительственных распоряжений. <…> Вместо большевистского и неуклонного выполнения приказа о выезде на посевную кампанию отдельные артисты стали на путь дискредитации важнейшего мероприятия, проявили свою аполитичность и неорганизованность, в массовом порядке стали подавать заявления о выходе из состава хозрасчетных бригад. Эти данные свидетельствуют о бездеятельности и не перестройке работы своих бригад, боязни трудностей и нежелании выезжать за пределы Алма-Аты…». В связи с этим вышел приказ уволить отдельных артистов и запретить им работать в составе Казгосфилармонии на территории Казахстана, о поведении других велено было «передать следственным органам для привлечения к уголовной ответственности».
Сложности возникали не только с артистами, но и со зрителями, для которых эти представления организовывались. Как добивались этих высоких сборов, можно узнать из следующего документа. Приказ по Казахской госфилармонии им. Джамбула от 23 июня 1942 года: «Имея ввиду в Алма-Ате значительного контингента зрителей, которые при умелой организации могут посещать проводимые Казгосфилармонией концерты и спектакли, все же существующий штат агентов по организации зрителей занимается явно неудовлетворительно. Подтверждением этому служат показатели их работы за время с 14 по 22 июня с.г. Как например, райкассир т. Гольбергер получила за указанный выше период для реализации билетов на сумму 4065 рублей, а продала всего на 1516 р. Райкассир т. Ильясова - на сумму 4205 рублей, а продала на сумму 1194 р., т. Лемберг получила на сумму 5307 р., а продала на сумму 1849 р. Указанные показатели характеризуют плохую работу агентуры, вследствие чего отдельные спектакли проходили при недостаточных сборах. Приказываю: предупредить агентов, что выдаваемое им количество билетов для реализации является их производственно-финансовым планом, за невыполнение которого они будут освобождаться от работы. Жумин».
Одним словом, получается, что в то время, когда война набирала обороты, а люди стремились сохранить каждую копейку, их агитировали посещать выступления и концерты…
Автор благодарит за предоставленные документы и помощь в создании материала Центральный государственный архив РК и Николая Петровича Кропивницкого.
Стиль текстов в документах сохранен.
Татьяна СОКОЛОВА.