Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Сб11232024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:

Казахстанские мультфильмы отмечают юбилеи

Приближающийся Новый год у многих людей ассоциируется с детством и сказкой. Одним из любимых занятий малышей с раннего возраста становится просмотр мультфильмов. «Комсомолка» с Центральным государственным архивом РК вспомнила о том, как создавалась первая казахская анимация. Для многих эти мультфильмы и сейчас напоминают о сказочных детских годах.

В 2014 году более 20 анимационных фильмов, выпущенных «Казахфильмом», отметили круглые даты и дни рождения. Среди них - «Хвостик» (45 лет) и «Сорок небылиц» (35 лет), созданные Аменом Хайдаровым, «Медведь и заяц» (реж. Г. Кистауов), «Превращение» (В.Чугунов) - 45 лет, «Держись, ребята!» (В. Чугунов), сборник мультфильмов «Көген/Улыбка» (Б. Омаров), «Мальчик и Джин» (Г. Кистауов) - 40 лет, «Степной детектив» (А. Джунусов), «Медвежонок» (Д. Кусаинов) - 40 лет, «Полет стрелы» А. Абилкасимов, «Про сапожника» (Д. Кусаинов) - 30 лет, «Шел по дороге воробей» (А. Токшабаев) - 25 лет и другие.

Герои анимации - животные и пионеры

Анимационная студия при «Казахфильме» стала работать в 1967 году. Одними из первых мультфильмов были «Медведь и заяц» и «Хвостик», снятые Аменом Хайдаровым по его же сценарию. А музыку к ним написал сам Нургиса Тлендиев. Анимацию «Держитесь, ребята!» об альпинистах по сценарию А. Волкова снял режиссер В. Чугунов. Фильм сдали с большим опозданием, да еще и с перерасходом средств, в связи с чем режиссеру сократили постановочное вознаграждение до 400 рублей. Пролонгация сроков была недопустима «из-за отсутствия художников на сельскохозяйственных работах». Зато в процессе создания фильма творческая группа неоднократно выезжала в горы, и в ее составе был консультант по альпинизму.

В то время даже в мультфильмах должна была содержаться какая-то воспитательная мысль. Так, худсовет посчитал, что «для завершения сборника «Коген. Улыбка», по нашему мнению, необходим комедийный сюжет, порицающий какие-либо дурные привычки или обычаи, бытующие еще в наше время». Фильм «Мальчик и Джин» в первоначальном варианте назывался «Пионер и Джин».

В 1977 году был создан мультфильм «Шелковая Кисточка» по мотивам алтайской народной сказки. «Главная сценарная редколлегия просмотрела национальный вариант фильма и приняла его на союзный экран, разрешив сделать дубляж на русский язык. Казахский вариант «Кисточки» был рекомендован «для всякой зрительской аудитории», а в заключении редколлегии было сказано: «Фильм смотрится с интересом, персонажи индивидуальны и характерны, хорошо ложится на фильм оригинальная музыка композитора Тлендиева. Мультипликационная изобразительность ряда сцен, динамичность действия, сказочность сюжета позволяют надеяться на создание занимательного мультфильма для детей». Ко всему прочему, сценарий кукольного фильма носил «характер антирелигиозного фильма». Отпускная стоимость фильма составила 30 тысяч рублей - обычную по тем временам сумму для анимационной ленты. На «Казахфильме» не было специалистов по созданию кукол для мультфильмов, поэтому режиссер-постановщик Мендошева и художник Муканов были командированы к коллегам на Рижскую киностудию. Кстати, это был их дебютный мультфильм. Куклам - Шаману и Шелковой Кисточке - были дополнительно сделаны запасные ноги и головы. Скорее всего, в новой «союзной» версии фильма были использованы те же куклы, а сценарий и озвучивание претерпели некоторые изменения.

При создании анимации «Сорок небылиц» по популярной казахской сказке впервые применили метод сочетания объемной мультипликации с рисованной. Конечно, о технологии 3D тогда никто еще не знал. «Сорок небылиц» - жемчужину казахского фольклора - стал снимать Амен Хайдаров. «В экранном воплощении это должна была быть музыкальная комедия». Сюжет сказки такой: жестокий и хитрый хан объявляет о своем желании найти настоящего лгуна среди подданных. Победителю в награду он обещал свою дочь Бойжеткен. Поучаствовать решили многие богатые джигиты, но все проиграли, кроме бедного, но смекалистого Тазши. К этому мультфильму музыку также написал Тлендиев. Куклы для этой анимации делали в Москве, и каждый из главных персонажей был обладателем восьми голов с разными выражениями лица.

Когда Джунусов создавал свой «Степной детектив», он почему-то снял совсем не то, о чем заявлял вначале. «В плане значилась тема: «Степной детектив». Приключенческий фильм о находчивом и смелом пионере, который помог советским пограничникам задержать иностранного диверсанта». А снят был фильм «о бессмысленном отстреле сайгаков взрослыми и о том, что единственным защитником редких животных стал мальчик». Редколлегия вынесла вердикт: «В сценарии не нашла точного смыслового решения тема охраны природы… Кроме того, Главная сценарная редколлегия обращает внимание на недопустимость в данном случае подмены темы, заявленной киностудией и утвержденной Госкино». Также была дана установка «детально разработать образ пионера, сузить рамки деятельности отрицательных персонажей, исключить эпизоды с участием некоего иностранного шефа». Так появился мультфильм о смелом пионере Бахыте. Основной темой стало «развитие бдительности и внимательности у детей», которую сочли раскрытой «легко и занимательно».

Всего два часа казахских мультфильмов…

После развала Советского Союза анимационная студия при «Казахфильме» прекратила свое существование. И только в 2009 году она была восстановлена как Творческое объединение анимации.

- За это время мы сняли около 30 фильмов, в среднем, по 6 в год, - рассказал режиссер и руководитель объединения Жакен Даненов. - Поскольку мы в большей степени ориентированы на телеканалы, то делаем анимации по 10 минут. Но там не особо нас жалуют, хотя у «Казахфильма» и подписаны договоры с пятью каналами. В 2013 году вышел на большой экран наш единственный пока полнометражный мультфильм «Ер-Тостик и Айдахар» по мотивам казахской сказки. Он обошелся студии в 1,2 миллиона долларов и собрал в первую неделю
31,3 миллиона тенге, что очень неплохо для отечественной анимации.

Был еще образовательный цикл «Казак елi» по 5 минут про историю Казахстана. Мультфильмы у нас сейчас создают рисованные и 3D, на казахском и русском языках. Сейчас Творческое объединение анимации поддерживает и субсидирует государство. Анимация - дорогостоящий процесс, а возврат денег не такой, как у кинофильмов.

Как рассказал Жакен Жумагалиевич, казахстанские мультфильмы частенько участвуют в международных анимационных фестивалях и даже имеют два Гран-при.

- Если сложить общий хронометраж всех мультфильмов, то мы снимаем в год около двух часов. Это очень скромно. Например, в России снимают до 200 часов в год. Хотя если сравнивать с другими странами СНГ, то у нас еще не все так плохо. Есть страны, которые вообще не выпускают своей анимации. Но чтобы нам тягаться с каналами, которые крутят мультфильмы круглые сутки, надо, конечно, очень стараться, развиваться и расти, - говорит режиссер.

В этом году объединение планирует выпустить еще девять мультфильмов - по мотивам сказок народов Казахстана.     

Автор благодарит за предоставленные документы и помощь в создании материала Центральный государственный архив РК и лично Николая Петровича Кропивницкого. Стиль текстов в документах сохранен.

Татьяна СОКОЛОВА

Поделиться ссылкой

Добавить комментарий

     

Защитный код
Обновить