Жанна Исабаева: «Каждый мой фильм - авторский эксперимент!»
- Родительская категория: Новости
- Категория: Культура
- 16104
-
05 Апр 2012
Вся правда о фильме «Теряя невинность в Алма-Ате»
Фильм «Теряя невинность в Алма-Ате» еще никто не видел, но обсуждают его в Сети давно: кто-то яростно требует объявить бойкот, кто-то желает посмотреть кино непременно.
«Комсомолка» расспросила о создании фильма саму «возмутительницу спокойствия» режиссера Жанну ИСАБАЕВУ.
- Жанна, расскажите, о чем ваш новый фильм, чем лично вас заинтересовала тема потери невинности?
- Меня вообще интересует тема человеческих переживаний, эмоций, катарсиса, испытаний. В каждом моем фильме я пытаюсь сделать собственное исследование на ту или иную тему. Первый сексуальный опыт - это одно из сильнейших эмоциональных потрясений человека, независимо от степени его подготовленности - физической, эмоциональной, психологической, независимо от возраста. И мне было жутко интересно в этой теме покопаться. Я не ожидала, что реакция у многих людей будет такая… как сказать - неадекватная. Тем более что никто еще фильм не видел! Я привыкла к критике, привыкла, что мои фильмы будоражат людей. Зато нет равнодушных. Это мое авторское кино, мой авторский эксперимент. Я не беру на себя роль какого-то сексуального воспитателя - боже упаси! Но тема интересная, потому что у нас она еще и закрытая. Ни одна моя подруга, ни одна моя родственница ничего не узнала о сексе от своей матери. Ни одна!
Я знаю историю: девушка из аула отказывалась в роддоме от ребенка, потому что не знала, как дети появляются. До пяти месяцев она вообще не знала, что беременна! Это даже страшно. И этот фильм - не о сексе! У меня нет цели каким-то образом развращать людей. Есть проблема первого сексуального опыта, которая при определенном стечении обстоятельств превращается в общенациональную проблему, - проблему абортов, брошенных детей. И я знаю, что ситуацию не изменить.
- Сценарий - я знаю наверняка - вы не из головы брали, а опрашивали знакомых.
- Ой, я всех достала! Я опросила порядка 50-ти знакомых - соседок, друзей, подруг, своих сотрудниц. Причем меня не интересовали детали - как, где, с кем… Меня интересовали только ощущения - что ты ожидал и что получил? И все. Но даже об этом мне не говорили! Не говорили даже близкие друзья, даже те, кто уже в браке более 20 лет прожил! А еще я поразилась, что большинство моих знакомых мужчин потеряли невинность в пьяном угаре.
- Ваш личный опыт потери невинности вошел в картину?
- Нет, я не про себя снимала. Ни в одном моем фильме нет ни одной истории из моей жизни.
- Фильм еще не вышел, но его уже ругают на форумах…
- Это говорит о том, что у людей, которые выступают и ругаются, очень высокий уровень комплексов и очень низкий уровень культуры. Такое ощущение, что они появились на свет благодаря непорочному зачатию! Это ханжество меня просто убивает. По моему глубочайшему убеждению, только тот, кто поднимает важные проблемы общества, может считаться режиссером авторского кино. Если нечего обсуждать после фильма, если нет темы для дискуссии, для полемики, то это не авторское кино.
- На предыдущие ваши фильмы как реагировали?
- После «Кароя» народ визжал, просто с ума сходил! Да и после «Ойпырмая…» тоже. Негодования было немало, но и хвалили много.
- А как вообще вы решили снимать кино?
- Я случайно попала в кино в качестве продюсера. Сначала цели снимать не было. Но когда я насмотрелась всяких дурацких казахстанских фильмов, стала думать - а ведь я же могу лучше! Лет в 35 у меня произошел личностный кризис, я стала подводить итоги, какой-то рубеж был… И вроде все хорошо - у меня был прекрасный рекламный бизнес, дела шли хорошо, я хотела построить дом. Но в какой-то момент я отказалась покупать участок под дом и сняла на свои деньги фильм «Карой». Тогда я потеряла всех клиентов, у меня были большие долги, я была в депрессии, думала - никому это не надо. И тут пришло приглашение на кинофестиваль в Венецию, в программу «Неделя критики»! Я, конечно, поехала. Все перевернулось тогда. Самое большое впечатление - огромный зал на 1000 с лишним мест и у каждого не сиденье, а настоящее кресло. И экран огромный - я никогда таких больше не видела! Просто фантастика. И на этом огромном экране - твой фильм, огромные титры. И такой звук, такая картинка! И когда пошли первые сцены фильма, у меня полились слезы. Я долго не могла остановиться и повторяла себе: «Ты молодец, ты это сделала».
- Какие режиссеры для вас пример для подражания?
- Я такая всеядная! Коммерческие фильмы я тоже смотрю, но быстро их забываю. А от какого-нибудь авторского кино бывают эмоциональные потрясения, которые длятся 10 лет. Я даже боюсь такие фильмы пересматривать, чтобы не разочароваться.
Последнее время я увлекаюсь русской новой волной. Попогребский, Звягинцев, Хомерики, Мизгирев - я все их фильмы смотрю. Сейчас в России потрясающая русская волна! А Кирилл Серебренников и Иван Вырыпаев - мои любимейшие режиссеры.
- Тяжело быть режиссером в Казахстане?
- Режиссером тяжело быть всегда и везде. Даже в Голливуде, где люди снимают кино за бешеные деньги. Им еще тяжелее, потому что ответственность большая. Другое дело, что на выходе картин их режиссеры получают бонусы - деньги, славу, моральное удовлетворение. Мне никогда не удается воплотить все задуманное. Свои условия диктует натура, актеры, бюджета всегда не хватает, времени. Кстати, все проекты частные. Я привлекаю инвесторов и часто вкладываю свои собственные средства. Я испытываю кайф в процессе работы, а когда смотрю свой фильм, то никогда не бываю довольна. Я занимаюсь творчеством только из эгоистического желания собственной самореализации. Это совсем не приносит денег. Но я все равно занимаюсь кино, не потому, что мне деньги не нужны, а потому что жалко тратить всю свою жизнь на зарабатывание бумажек с циферками, которые называются банкнотами. В жизни есть вещи поинтереснее…
Кстати:
Сегодня, 5 апреля, картина наконец-то выходит в казахстанский прокат.
Увидеть ее смогут только лица старше 21 года и только после 22.00.
Татьяна СОКОЛОВА.
А вот с этим " Если нечего обсуждать..., то это не авторское кино." согласен на все СТО